Дабы оценить степень привязанности ребенка к тому, кто о нем заботится, значительно чаще употребляется тест «Незнакомая обстановка», созданный Мэри Эйнсворт
Глава 6. Младенцы и тоддлеры: социокультурное развитие и личность 285
(Ainsworth, Bell, 1970). Тест Эйнсворт напоминает собой мини-спектакль, цель которого — дать оценку качеству привязанности мать—ребенок. Действующие лица: мать, ее незнакомец и годовалый ребёнок. Место действия: незнакомая игровая помещение со множеством игрушек. В табл. 6.2 приведены 8 обстановок, входящих в тест, и замечаемые переменные.
При помощи теста «Незнакомой обстановке» Эйнсворт распознала два главных типа привязанности. От 60 до 70 % детей из американских семей, которыми владел к среднему классу, демонстрировали привязанность первого типа: надёжную (надежную) привязанность.Они имели возможность достаточно легко отходить от матери, изучая обстановку, а в то время, когда мать отсутствовала, ощущали себя нормально в обществе посторонних. Не смотря на то, что они начинали очень сильно нервничать, в то время, когда их мать уходила, они тепло приветствовали ее и скоро успокаивались, в то время, когда она возвращалась. Корреляционные изучения Эйнсворт говорят о том, что у младенцев с надёжной привязанностью были утепленные, ласковые и отзывчивые взаимоотношения с матерью в течение 12 месяцев, предшествовавших тесту. Последующие изучения продемонстрировали, что надежно привязанные дети более любознательны, социальны, свободны и компетентны, чем их ровесники в возрасте 2, 3, 4 и 5 лет (Matas, Arend Sroufe, 1978; Sroufe, Fox Paneake, 1983; Waters, Wippman Sroufe, 1979). Помимо этого, они подтвердили предположение Эриксона о влиянии раннего эмоции доверия на все предстоящее развитие.
Остальные младенцы, около трети всех изученных, демонстрировали небезопасную (ненадежную) привязанность,которая принимает три четко различающиеся формы (Ainsworth et на следующий день., 1978; Main, Solomon, 1990). При избегающей привязанностиребенок злился на маму, в то время, когда она уходила, и избегал ее, в то время, когда она возвращалась. При амбивалентной привязанностималыш вел себя по отношению к матери амбивалентно: он стремился к ней при ее возвращении, получая от нее ласки, и в один момент отталкивал ее, в то время, когда она пробовала его приласкать, и не начинал переживать и нервничать, в то время, когда мать покидала помещение. При дезорганизованно-дезориентированной привязанностиребенок
У детей, каковые выполняют продолжительные часы в буквальном смысле
привязанными к матери и редко видят ее лицо, однако
появляется сильная эмоциональная привязанность к ней
286 Часть II. Детство
ведет себя противоречиво и непоследовательно: избегает взора матери, в то время, когда она держит его на руках, подходит к ней безо всяких эмоциональных проявлений. Все эти три формы довольно часто связаны с нечутким, равнодушным и, быть может, обиженным стилями родительского поведения в течение 1-го года судьбы.
Таблица 6.2 Парадигма «Незнакомой обстановке» Мэри Эйнсворт*
Эпизод | События | Замечаемые переменные |
Экспериментатор проводит мать с ребенком в игровую помещение, а после этого покидает их. | ||
Родитель сидит, а ребенок играется с игрушками. | Родитель как надёжное укрытие. | |
Входит незнакомый человек, усаживается рядом с родителем и заговаривает с ним. | Реакция на незнакомого взрослого. | |
Родитель уходит; незнакомец реагирует на ребенка и утешает его, в случае если тот расстроен. | Ужас отделения. | |
Родитель возвращается, пробует приласкать малыша и утешает его при необходимости; незнакомец уходит. | Реакция на воссоединение. | |
Родитель уходит из помещения; ребенок остается один. | Ужас отделения. | |
Входит незнакомец и пробует успокоить ребенка. | Свойство принимать утешение от незнакомца. | |
Родитель возвращается; пробует приласкать малыша либо успокоить его, в случае если это необходимо, и опять заинтересовать игрушками. | Реакция на воссоединение. | |
*Не смотря на то, что любой эпизод продолжался около 3 мин., время ребёнка и разлуки родителя могло быть сокращено, в случае если расставание причиняло ребенку страдание. Источник: Ainswort et al., 1978. |
Предстоящие лонгитюдные изучения, сравнивавшие надёжную и небезопасную привязанность, продемонстрировали наличие значительных различий личностного и социального развития детей с различными типами привязанности уже в возрасте 18 месяцев (Arend, Gore Sroufe, 1979; Bretherton, Waters, 1985; Sroufe, 1977). Дети, у которых в 18 месяцев была прочная привязанность, проявляли больше энтузиазма, готовности и упорства к совместной деятельности, чем младенцы с привязанностью вторых трех типов. В 2 года они более действенно взаимодействовали со сверстниками, чем дети из вторых категорий. Они проявляли больше непосредственности, символичности и фантазии в игре, чем другие малыши. Позднее, в начальной школе, дети, каковые были отнесены к группе с надёжной надежной привязанностью в первой половине 2-го года судьбы, демонстрировали настойчивость в учебе, проявляли большее рвение к овладению новыми навыками и более действенно общались со взрослыми и сверстниками, что соответствовало
Глава 6. Младенцы и тоддлеры: социокультурное развитие и личность
Личный стиль привязанности — какой он у вас? || Поведение в родных отношениях