История возникновения психодиагностики

Психология включает в себя множество отраслей. Так, к примеру, неспециализированная психология изучает главные закономерности психологической судьбе, зоопсихология изучает закономерности психики животных, возрастная психология изучает изюминке психики разных возрастов, патопсихология – разнообразные психологические нарушения, дифференциальная – психологические различия. Кроме знания неспециализированных законов психологической деятельности для работника сервиса громадное значение получает знание таковой отрасли психологии, как психодиагностика. Психодиагностика занимается тем, что выявляет психотерапевтические изюминки разных людей. Несложнее говоря, психодиагностика обнаруживает, чем психика одного человека отличается от психики другого. Мы видим, что все люди различные. Действенно взаимодействовать с клиентом возможно, лишь зная его психотерапевтические изюминки. В определении этих изюминок и может оказать помощь работнику сервиса психодиагностика. Знакомство с психодиагностическими методиками, овладение практическими навыками их применения формирует возможность для применения этих методик экспертами сервиса в собственной профессиональной деятельности с целью увеличения качества обслуживания клиента.

В соответствии с Л. Ф. Бурлачуку, психотерапевтическая диагностика – область психотерапевтической науки, разрабатывающая правила, пути и приемы распознания, измерения и оценки лично-психотерапевтических изюминок личности [14, с. 268]. В известном книжке Р. С. Немова приводится пара иное познание психодиагностики. Как пишет Р. С. Немов: «Слово «психодиагностика» свидетельствует практически «постановка психотерапевтического диагноза», либо принятие квалифицированного ответа о наличном психотерапевтическом состоянии человека в целом либо о каком-либо раздельно забранном психотерапевтическом свойстве. Обсуждаемый термин неоднозначен, и в психологии сложились два его понимания. Одно из определений понятия «психодиагностика» относит его к особой области психотерапевтических знаний, касающейся использования и разработки в практике разных психодиагностических средств. Второе определение термина «психодиагностика» показывает на своеобразную сферу деятельности психолога, связанную с практической постановкой психотерапевтического диагноза» [41, с. 7-8].

Как особенная область психологии психодиагностика имеет задачи и свои цели. В отличие от общей психологии, которая исследует животных и психику человека в целом, психодиагностику интересуют лично-психотерапевтические изюминки человека. Обнаружение этих изюминок и есть целью психодиагностики. С целью достижения данной цели психодиагностика решает последовательность задач. К ним относятся следующие:

1. Установление наличия у человека того либо иного психотерапевтического свойства либо особенности поведения.

2. Определение степени развитости данного свойства, ее выражение в определенных количественных и качественных показателях.

3. Описание диагностируемых психотерапевтических и поведенческих изюминок человека в тех случаях, в то время, когда это нужно.

4. Сравнение степени развитости изучаемых особенностей у различных людей.

Предыстория психодиагностики насчитывает пара тысячелетий. Первые «тесты», определяющие личные психотерапевтические различия, показались в глубокой древности. Так, к примеру, в Старом Китае еще в III тыс. до н. э. существовала совокупность тестирования для отбора государственныхы служащих. В рамках данной совокупности выявлялся и оценивался широкий спектр «проявлений личности»: от умения писать до поведения в быту. Александр Македонский кроме этого обожал использовать разнообразные тесты. Фундаментальным свойством полководца он считал свойство скоро и верно принимать ответ в экстремальной обстановке в состоянии стресса. Замечая за людьми в экстремальной обстановке, он увидел, что владеющие этим свойством люди в бешенстве краснеют, а не владеющие, напротив, бледнеют. Исходя из этого Александр приводил к кандидату в полководцы и оскорблял его. Если он краснел, то его шансы взять заветную должность существенно возрастали. Второй случай тестирования обрисован в Ветхом Завете. Полководцу Гедеону необходимо было отобрать для битвы самые хороших солдат. Он следил за тем, как вели себя солдаты, каковые добрались до реки по окончании продолжительного изнурительного марша по пустыне. Те, кто выпивали воду как животные (т. е. опустившись на четвереньки), не имели шансов быть зачисленными в элитные армии.

Родоначальником современных способов изучения личных различий (тестов) был Френсис Гальтон (1822 – 1911). В 1884 г. он организовал лабораторию на Интернациональной медицинской выставке в Лондоне, а после этого, по окончании закрытия выставки, перенес ее в Кенсингтонский музей в составе Английского университета. В данной лаборатории было изучено 9000 человек: измерялись характеристики органов эмоций, время реакции, кое-какие памяти и свойства внимания, особенности ассоциаций. Ф. Гальтон пробовал кроме этого создать тесты для выявления и измерения интеллекта более сложных черт личности. В той же лаборатории были созданы математические способы обработки данных, каковые используются в психодиагностике до сих пор. В следствии у Ф. Гальтона показалось большое количество последователей и учеников.

История психодиагностики начинается в конце XIX в. Сейчас в психологии делается весьма популярной мысль измерения. Использование статистических способов ведет к тому, что появляется возможность высказывать в цифрах личные различия людей. Это обусловливает зарождение психодиагностики, формирование которой как независимой области изучений завершается в 20-е гг. XX в. Большой вклад в становление психодиагностики внесли труды Ф. Гальтона, Дж. Кеттелла, Г. Эббингауза, Э. Крепелина, А. Бине. Ее происхождение было подготовлено несколькими направлениями в развитии психологии.

Первым ее источником стала экспериментальная психология. Это связано с тем, что экспериментальный способ лежит в базе психодиагностических методик. Психодиагностика выросла из экспериментальной психологии. Экспериментальная психология появляется в 1879 г. Как раз в текущем году В. Вундт основал в Германии первую лабораторию экспериментальной психологии. По примеру лаборатории Вундта создаются экспериментальные лаборатории во Франции, Голландии, Англии, Швеции, Америке.

Одним из первых начал использовать экспериментальный способ в психологии Герман Эббингауз (1850 – 1909). Посредством экспериментального способа он изучал законы памяти, применяя в качестве стимульного материала комплекты тщетных слогов. Среди известных исследователей того времени, использовавших экспериментальный способ, был кроме этого американский психолог Джеймс Кеттелл (1860 – 1944), что с его помощью изучил навыки чтения и объём внимания. При помощи тахистоскопа (прибора, разрешающего предъявлять испытуемому зрительные стимулы на краткие отрезки времени) он определял время, нужное чтобы воспринять и назвать разные объекты – формы, буквы, слова и т.д. Так, на рубеже XX века в психологии утверждается объективный экспериментальный способ. Его появление во многом выяснило предстоящее развитие психологии и содействовало зарождению в нее новых областей, в частности психодиагностики.

Применение способа опыта в психотерапевтических изучениях стало причиной зарождению дифференциальной психологии, которая начала заниматься изучением личных различий между людьми. Дифференциальная психология стала еще одним источником психодиагностики. Вне представлений об лично-психотерапевтических изюминках, каковые являются предметом дифференциальной психологии, нереально было бы происхождение психодиагностики как науки о способах их измерения.

Понятие «психодиагностика» появляется в 1921 г. Оно было введено Г. Роршахом, назвавшим так обследование посредством созданного им проективного теста чернильных пятен. Создавая данный тест, Г. Роршах экспериментировал с громадным числом чернильных пятен, каковые он предъявлял разным группам психически больных. В следствии его наблюдений те характеристики ответов, каковые возможно было соотнести с разными психологическими болезнями, неспешно объединялись в совокупность показателей. В тесте Роршаха употребляется 10 карточек, на каждой из которых отпечатано двухстороннее симметричное пятно. По мере того как испытуемому показывают каждое пятно, его просят пояснить, что имело возможность бы изображать данное пятно. На базе реакций испытуемого на это задание делаются выводы об изюминках его психики. Скоро под психотерапевтической диагностикой начинают осознавать все то, что связано с измерением лично-психотерапевтических различий. На данный момент за рубежом данное понятие употребляется: 1) как синоним психотерапевтического тестирования, 2) как получение информации о личности посредством проективных методик (и их разработка), 3) как практика и теория оценки психологического состояния больных посредством психотерапевтических тестов

Так, истоки психодиагностики мы обнаруживаем в экспериментальной и дифференциальной психологии.

Психодиагностика Психотерапевтический диагноз Понятие нормы История Психодиагностики

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector