Качества навыка чтения

Современная методика осознаёт навык чтения как автоматизированное умение по озвучиванию печатного текста, предполагающее осознание идеи принимаемого произведения и выработку собственного отношения к читаемому. Со своей стороны такая читательская деятельность предполагает умение думать над текстом до начала чтения, в ходе чтения и по окончании завершения чтения (Н.Н. Светловская). Как раз такое «вдумчивое чтение», основанное на совершенном навыке чтения, становится средством приобщения ребенка к культурной традиции, погружения в мир литературы, развития его личности. Наряду с этим необходимо помнить, что навык чтения — залог успешного учения как в начальной, так и в школе , и надежное средство ориентации в замечательном потоке информации, с которым приходится сталкиваться современному человеку.

В методике принято характеризовать навык чтения, именуя четыре его качества: правильность, беглость, выразительность и сознательность.

Правильность определяется как плавное чтение без искажений, воздействующих на суть читаемого.

Беглость — это скорость чтения, обусловливающая понимание прочтённого. Такая скорость измеряется числом печатных знаков, прочтённых за единицу времени (в большинстве случаев количеством слов в 1 60 секунд).

Сознательность чтения в методической литературе последнего времени трактуется как познание плана автора, осознание художественных средств, помогающих реализовать данный план, и осмысление собственного собственного отношения к прочтённому.

Ясность — это свойство средствами устной речи передать слушателям основную идея произведения и собственный собственное отношение к нему.

Все названные качества взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены. Без верного озвучивания графических знаков нереально познание отдельных единиц текста, без уяснения значения каждой единицы нельзя уяснить их сообщение, а без внутренней связи раздельно забранных компонентов текста не случится осознания идеи произведения. Со своей стороны, познание неспециализированного смысла произведения оказывает помощь правильности чтения отдельных его элементов, а понимание текста и правильное чтение становятся базой для ясности чтения. Беглость, являясь темпом чтения, при определенных условиях делается средством выразительности. Так, подготовка чтеца обязана строиться с учетом одновременной работы над всеми четырьмя качествами навыка чтения. Этот подход реализуется уже во время обучения грамоте. Еще ответственнее такую совокупность работы иметь в виду на уроке при чтении художественных текстов.

В методике наровне с термином навык чтения употребляется термин техника чтения. Еще до недавнего времени данный термин именовал лишь техническую сторону процесса чтения.

Узнаваемый психолог Т.Е.Егоров в работе «Очерки психологии обучения детей чтению» (1953) разглядывает чтение как деятельность, складывающуюся из трех взаимосвязанных действий: восприятия буквенных знаков, озвучивания (произношения) того, что ими обозначено, и осмысления прочтённого. У мелкого ребенка, что лишь обучается просматривать, эти действия протекают последовательно. Но по мере накопления опыта чтения текста эти компоненты синтезируются. Т.Е.Егоров пишет: «Чем эластичнее синтез между процессами осмысливания и тем, что именуется навыком в чтении, тем идеальнее протекает чтение, тем оно правильнее и выразительнее» (Егоров Т.Е. Очерки психологии обучения детей чтению. — М., 1953. — С. 16). Как направляться из приведенного высказывания, исследователь технику чтения (то, что в чтении называют навыком, т.е. механизмом озвучивания и восприятия) не противопоставляет осмыслению читаемого. Дабы чтение состоялось, все три действия должны быть совершены в один момент.

Об этом же писал С.П.Редозубов: «Еще и сейчас возможно встретить преподавателей, каковые дробят уроки чтения на две категории: уроки «уроки» и техники чтения сознательного и ясного чтения. Такое деление уроков в самой базе собственной порочно. Каждый урок чтения должен быть уроком сознательного чтения» (Редозубов СП. Методика русского в начальной школе. -М, 1954. -С. 100).

Так, уже в 50-е годы XX столетия в методике закрепляется вывод о том, что без понимания прочтённого по большому счету нельзя говорить о чтении. С этого времени термином техника чтения обозначаются все три компонента процесса чтения, обрисованные Т.Г. Егоровым: восприятие, произнесение, познание. Упрочнения преподавателя на уроке чтения прежде всего должны быть направлены на синтезирование этих компонентов у мелкого чтеца и на их функционирование и ходе чтения. Но становление навыка чтения процесс весьма не простой и длительный. Преподавателю нужно воображать этапы этого процесса, и имен, в виду ориентиры, каковые окажут помощь устанавливать степень обученности каждого ребенка.

5 правил чтения книг. Скорочтение. 4251 слово в 60 секунд.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector