Формы организации учебно-производственного труда учащихся

В производственном обучении используются три главные формы организации учебно-производственного труда обучающихся: фронтально-групповая; личная; бригадная (звеньевая). К оценке каждой из этих форм направляться доходить с двух точек зрения: как они содействуют формированию опытных навыков и умений; какая из них разрешает создать более полное и отчетливое представление об организации труда на современном производстве, подготовить, обучающихся к исполнению их будущих опытных обязанностей.

Фронтально-групповая форма предполагает, что обучающиеся делают однообразные задания. Именно поэтому мастер имеет возможность руководить работой всей группы в один момент, осуществлять групповое инструктирование обучающихся, коллективно обсуждать допускаемые неточности и т. п.

Вместе с тем это одностороннее познание фронтальности. Тут понятие «фронтальность обучения» подменено понятием «фронтальность учебно-производственных работ», это не совсем верно. В случае если параллельно делаемые обучающимися разные учебно-производственные работы имеют однообразную конкретную учебную цель, то внешнее отсутствие фронтальности в содержании труда обучающихся само по себе еще не свидетельствует отсутствие фронтальности обучения. Вправду, к примеру, личный пошив обучающимися разных, но однотипных по материалу и фасону мужских сорочек ни в коей мере не разрешает усомниться в фронтальности обучения, поскольку учебная цель наряду с этим единая, фронтальная для всей группы. Это определяет фронтально-организации обучения и групповую специфику методики.

Не нужно смешивать фронтально-групповую форму организации учебно-производственного труда обучающихся и урочную форму организации процесса производственного обучения, отличительной чертой которой есть управление мастера работой всей группы. Фронтально-групповая форма используется в основном при урочной форме учебного процесса. Вместе с тем на уроке активно применяются и бригадные, и личные формы учебно-производственного труда обучающихся. Так, формы организации формы и учебного процесса учебно-производственной деятельности обучающихся направляться разглядывать в единстве.

Личная форма организации ученического труда характеризуется тем, что обучающиеся делают разные по целям и содержанию задания. При обучении в учебных мастерских она может использоваться при обучении профессиям, связанным с исполнением громадной номенклатуры работ, требующих незначительного времени, (токари, фрезеровщики и т. п.). Для большинства вторых профессий эта форма используется относительно редко. Личная форма употребляется в основном для личной работы с «сильными» и «не сильный» обучающимися, которое по ее результатам и темпам работы существенно отличаются от своих товарищей.

Бригадная (звеньевая) форма предполагает, что учебная несколько делится на бригады либо звенья, каковые делают разные по характеру учебно-производственные задания. Количественный состав ученических бригад определяется спецификой учебно-производственных заданий, учебно-производственной необходимостью бригадного обучения, наличием оборудования, на котором обучаются обучающиеся, и т. п. При отработке и изучении трудовых операций и приёмов необходимость применения бригадной формы производственного обучения в большинстве случаев обусловлена ограниченным числом учебно-производственного оборудования. Так, при изучении слесарных операций тема «Обработка отверстий» постоянно изучается по-бригадно, поскольку в учебной слесарной мастерской имеется ограниченное количество сверлильных станков. То же при проведении разборо-сборочных работ при изучении обслуживания и устройства тракторов, дорожно-строительных автомобилей и т.п.

Большей частью бригадная организация производственного обучения в учебных мастерских практикуется, в большинстве случаев, по окончании освоения обучающимися баз профессии – трудовых операций и приёмов, накопления ими определенного опыта, т.е. в ходе исполнения работ комплексного характера. К этому времени уже организован единый ученический коллектив учебной группы и разделение его на микроколлективы – бригады не сможет оказать влияние на работоспособность и слаженность группы в целом, а это крайне важно для обычной учебно-воспитательной работы мастера в группе.

Серьёзный вопрос – комплектование ученических бригад.Тут вероятны два главных варианта. Первый – однородные бригады, куда включаются обучающиеся, приблизительно равные по возможностям и силам; второй – смешанные бригады, куда включаются и «сильные», и «средние», и «не сильный» обучающиеся. И тот, и второй вариант имеют

минусы и свои плюсы. При однородном составе ученических бригад они приобретают разные задания: «сильные» бригады – задания повышенной сложности, «не сильный» – облегченные. Это разрешает мастеру легче осуществлять контроль и инструктирование за работой бригады, составить совокупность заданий, снабжающих успешное овладение учебным материалом каждым участником бригады. Вместе с тем подобное комплектование бригад снижает возможности организации взаимопомощи и взаимообучения обучающихся, что есть серьёзным причиной бригадной организации обучения. При смешанных бригадах такая возможность существенно увеличивается, но имеется опасность, что при недостаточного контроля со стороны мастера работу начнут выполнять самый подготовленные, инициативные и важные обучающиеся, а менее активные и не сильный окажутся в роли подсобников. Комплектуя бригады, направляться заботиться и о том, дабы в их состав вошли обучающиеся, отношения между которыми носят доброжелательный, товарищеский темперамент.

Количественный состав ученических бригад в значительной мере зависит от специфики содержания работ по профессии. В том месте, где обучающиеся, объединенные в бригады, по большей части делают работы лично (к примеру, токари, фрезеровщики, портные личного пошива), бригады в большинстве случаев велики по количественному составу – 8-9 человек, т. е. три бригады в учебной группе. По профессиям, где содержание труда требует бригадной организации труда (слесари-ремонтники, слесари-сборщики, электромонтеры и т. п.), при определении количественного состава ученических бригад ориентируются на подобные бригады предприятия – 3-4 человека. При подготовке строителей, в то время, когда обучающиеся обучаются на строительных объектах, создаются комплексные ученические бригады, куда входят обучающиеся разных профессий для исполнения полного комплекса строительных работ. Количественный состав таких бригад зависит от количества, организации и сроков работ.

Учебно-воспитательный эффект бригадной организации производственного обучения сильно зависит кроме этого от метода организации учебно-производственного труда получающих образование бригадах. Выделяются два главных варианта таковой организации: лично-бригадная и при «разделении труда», т.е. по расчлененной разработке.

Сущность лично-бригадной организации труда обучающихся содержится в том, что члены бригады, делая личные задания, получают исполнения неспециализированного для всей бригады

производственного задания – бригадо-набора. Бригадная организация труда наряду с этим отражается на увеличении качества и производительности работы, расширении возможностей для взаимопомощи и коллективной творческой активности обучающихся. Это формирует условия для исполнения бригадой более сложных заданий, повышает степень коллективной ответственности, содействует сплочению коллектива бригады. При таковой организации работы обучающиеся не дробят работы на «удачные» и «невыгодные», «увлекательные» и «скучные», так как бригада трудится на единый костюм.

Более действенна в производственном, и воспитательном отношении организация работы бригад по расчлененной разработке. Наряду с этим любой член бригады делает лишь определенную часть неспециализированного для бригады производственного задания. Неспециализированный итог наряду с этим зависит конкретно от результата каждого. Такая организация труда самый характерна для профессий коллективного труда: слесарей-ремонтников, сборщиков, монтажников, портных массового пошива и т.п., не смотря на то, что по принципу разделения труда возможно организовать работу обучающихся и по профессиям сугубо личного труда.

Работа по расчлененной разработке требует ритмичности и согласованности действий всех участников бригады, качественного и своевременного исполнения каждой технологической операции. Тем самым увеличивается взаимозависимость и ответственность обучающихся, участвующих в таком кооперированном труде. Наряду с этим кооперация есть не только организационным моментом, а является совокупностью определенных нравственных взаимоотношений обучающихся. В следствии создаются условия, благоприятные для воспитания эмоции ответственности, сознательной дисциплины, активизирующие рвение выполнить работу как следует, в срок.

Разглядывая бригадную организацию производственного обучения, нужно остановиться на месте и роли мастера.Переход на бригадную организацию ученического труда усложняет управление учебным процессом со стороны мастера. При таковой организации обучения ему приходится в один момент осуществлять и инструктирование, и техническое управление, и контроль обучающихся за исполнением ими разнообразных работ.

В целом способы руководства и методические приёмы обучением обучающихся, объединенных в бригады, те же, что и при групповом обучении. Мастер кроме этого проводит вводное инструктирование

обучающихся, демонстрирует новые способы работы и сложные приёмы, разбирает с обучающимися разработку исполнения учебно-производственных заданий, осуществляет текущее инструктирование обучающихся – личное и коллективное – бригадное, подводит итоги их работы на последнем инструктаже. Но интенсификация производственной деятельности обучающихся, характерная для бригадной организации их труда, требует от мастера большого внимания к управлению производственной стороной их деятельности. Это может отвлекать мастера от ответа сугубо учебных задач. Исходя из этого при бригадной организации производственного обучения обучающихся мастер часть собственных организационных и руководящих функций осуществляет через бригадиров ученических бригад,в качестве которых в большинстве случаев назначаются либо избираются самый подготовленные и авторитетные в группе обучающиеся. Бригадир оказывает помощь мастеру в определении дневных заданий и производственного плана бригаде, по поручению мастера доводит эти задания до обучающихся с учетом уровня их производственной подготовленности; организует исполнение работ бригадой; осуществляет производительности труда и определённый контроль качества участников бригады, предъявляет от имени бригады готовую продукцию мастеру либо в отдел технического контроля. Бригадир ведет учет работ, выполненных бригадой и каждым ее участником; осуществляет меры по обеспечению бригады материалами, инструментами, производственной оснасткой и др. Практически обучающийся-бригадир есть ассистентом мастера по производственному управлению бригадой.

Вместе с тем не нужно и переоценивать роль обучающихся-бригадиров. Бригадиры – это обучающиеся, каковые, как и другие члены бригады, еще обучаются, еще не имеют достаточного производственного и организаторского опыта. Исходя из этого при бригадной организации производственного обучения на любом этапе развития данной формы мастер постоянно остаётся руководителем и основным организатором учебного процесса.Все бригадиры и обучающиеся – члены бригад подчиняются одному начальнику – мастеру производственного обучения.

Эффективность бригадной организации производственного обучения сильно зависит от используемых форм морального и материального стимулирования труда обучающихся. Причиной для того чтобы стимулирования, в первую очередь материального, есть введение коэффициента трудового участия(КТУ) участников бригады в общем результате их труда. Использование КТУ исключает возможность

«уравниловки» в материальном поощрении и оценке труда обучающихся. КТУ учитывает по большей части количественные и качественные стороны выполненных обучающимися работ. Как показывает практика, самый действен следующий порядок определения КТУ. За среднюю (исходную) величину КТУ принимается единица. Увеличение КТУ до 1,25 производится за повышенную производительность труда, инициативу, активную помощь товарищам по бригаде. Понижение КТУ до 0,75 производится за более низкую производительность труда, недобросовестность, нарушение требований к качеству работы. Величины КТУ (повышающие либо понижающие) каждому участнику бригады, в большинстве случаев, устанавливаются согласно решению собрания бригады по итогам работы за прошедший месяц.

Экономика труда. Формы организации труда.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector