Возникновение и становление постмодернизма

Культура постмодернизма.

План

Возникновение и становление постмодернизма (Люда и Полина)

Переломные годы и новые направления в искусстве (Люда)

Дискуссии вокруг постмодернизма (Полина)

От модернизма к постмодернизму (Люда)

Постмодернизм в архитектуре (Полина)

Постмодернизм в живописи (Люда)

Постмодернизм в литературе (Полина)

Постмодернизм в кино (Люда)

Заключение (Люда и Полина)

Возникновение и становление постмодернизма

Постмодернизм – совокупное обозначение тенденций в культурном самосознании развитых стран Запада. Постмодернизм (или «постмодерн») буквально означает то, что после «модерна», или современности.

Постмодернизм – это название культурной ситуации, в рамках которой развиваются различные стили и направления. Она возникла на рубеже 60-70-х гг. 20 в. в результате кристаллизации новых ценностей и мировоззренческих принципов, которые пришли на смену старым принципам и взглядам на мир, характерным для эпохи модернизма. Возникновение этой новой культурной ситуации было непосредственно связано с переходом к новому постиндустриальному обществу.

Переход от производства стандартизированной и унифицированной продукции к индивидуализированному производству и потреблению, к индивидуализированному образу жизни, быстрое распространение информационно-коммуникационных технологий создают поле для взаимодействия между различными людьми, расширяют культурное пространство в его многообразии, формируют условия для проявления индивидуальности и появления новых ценностей и нового взгляда на мир.

Постмодернизм представляет собой относительно недавнее явление: его возраст составляет около четверти века. Он является культурой постиндустриального, информационного общества. Вместе с тем он выходит за рамки культуры и в той или иной мере проявляется во всех сферах общественной жизни, включая экономику и политику. В силу этого общество оказывается не только постиндустриальным и информационным, но и постмодерным. Наиболее ярко постмодернизм проявил себя в искусстве.

Этимология термина «постмодерн» восходит к 1917 году. Впервые его употребил немецкий философ Рудольф Паннвиц в работе «Кризис европейской культуры». Речь шла о новом человеке, призванном преодолеть упадок. Постмодерн рассматривался как способ выхода европейской культуры из глубокого кризиса, куда ее завел модернизм. Это был всего лишь парафраз ницшеанской идеи «сверхчеловека».

Второй раз этот термин, независимо от Паннвица, использует испанский критик Ф.де Онис в своей работе «Антология испанской и латиноамериканской поэзии» (1934). У него постмодерн выступает в качестве промежуточного периода (1905-1914) между первым этапом модернизма (1896-1905) и вторым, более сильным этапом — этапом «ультрамодернизма» (1914-1932).

Третий раз это слово встречается в однотомном изложении (1947) американским философом Д. Сомервиллом многотомного труда английского историка А. Тойнби «Исследование истории». Здесь «постмодерн» означает текущий, современный период западной культуры, начавшийся уже в 1875 г.

К настоящему времени постмодернизм прошел все основные этапы своего становления. В конце 50-х гг. в итальянской архитектуре и американской литературной критике появились первые его признаки. Затем они возникли в искусстве других европейских стран, США и Японии, а к концу 60-х гг. распространились на остальные области культуры. В 70-е гг. происходит окончательное самоутверждение и признание постмодернизма как особого феномена, и он предстает как своеобразная сенсация. В 80-е гг. постмодернизм распространяется по всему миру и становится интеллектуальной модой, неким особым знаком времени, своеобразным пропуском в круг избранных и посвященных. Если раньше надо было непременно быть модернистом и авангардистом, то теперь стало трудно не быть постмодернистом. В начале 90-х гг. ажиотаж вокруг постмодернизма спадает, и он вступает в полосу более спокойного существования.

Английский историк А. Тойнби взял за точку отсчета эпохи постмодерна 1875 г., связав ее с открытием второго начала термодинамики. Для некоторых эта эпоха началась сразу после второй мировой войны. Большинство авторов относит начало постмодерна к середине 70-х гг., хотя по поводу более точной даты его рождения мнения расходятся. В 80-е годы постмодернизм получает статус понятия, благодаря, прежде всего, работам Лиотара, распространившего дискуссию о постмодернизме на область философии.

Сторонники постмодернизма полагают, что постмодернизм представляет собой особое духовное состояние и умонастроение, которое может возникнуть и реально возникало в самые различные эпохи на их завершающей стадии. Постмодернизм в этом смысле выступает трансисторическим явлением, он проходит через все или многие исторические эпохи, и его нельзя выделять в какую-то отдельную и особую эпоху. В частности, такого мнения придерживается итальянский писатель-постмодернист У. Эко. К такому же мнению склоняется Лиотар, полагая что первым постмодернистом можно считать Аристотеля. Канадские политологи А. Кроукер и Д. Кук таковым называют Августина Блаженного.

Другие же, наоборот, определяют постмодернизм именно как особую эпоху, которая началась вместе с возникновением постиндустриальной цивилизации. Такого мнения придерживается X. Кюнг и В. Вельш и др. Думается, что при всех имеющихся различиях эти два подхода вполне можно примирить. Действительно, постмодернизм прежде всего является состоянием духа. Однако это состояние длится уже довольно долго, что позволяет говорить об эпохе, хотя эта эпоха станет, видимо, переходной.

Сложились новые мировоззренческие принципы:

  • Понимание сложности мира, взаимосвязанности многих процессов и явлений
  • Отказ от упрощенного взгляда на мирисключительно с точки зрения некоего поступательного развития и разумной целесообразности
  • Понимание важной роли интуитивного, чувственного видения мира
  • Признание необходимости различных точек зрения
  • Уважение к мнению других
  • Осознание внутренней свободы и стремление к самоопределению, к самоорганизации в рамках гражданского общества
  • Признание многообразия и многовариантности развития
  • Уважение к естественным системам,к естественным процессам, будь то природа или силы саморазвития в обществе или экономике
  • Стремление жить в сложном гармоничном единстве с природой, в естественной связи с окружающим миром
  • Попытки осмыслить мир как сложную открытую саморазвивающуюся систему.

Главное – это отказ от стремления покорить, подчинить себе природу, переделать во имя неких абстрактных идеалов общество и человека, от великих проектов модернизма, устремленных на преобразование реальности эстетическими средствами.

Осмысление нового этапа в развитии культуры было представлено в работах таких современных философов, как М. Фуко, Ж. Делез, Ж. Деррида, Ж. Лиотар, Р. Рорти и др. Последние 20 лет в списке наиболее часто цитируемых современных философов – Ж. Деррида и Р. Рорти. Благодаря их усилиям новые мировоззренческие установки, новое отношение к миру и новая эстетика получили развернутое обоснование. Их стали называть постмодернистами, поскольку они объявили о конце эпохи модернизма, усмотрев наступление новой эпохи.

Античная философия. Лекция 1/14. Возникновение философии у греков.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector