Классификация референдумов осуществляется по различным основаниям.
В зависимости от предмета референдума — выносимого на него вопроса выделяются конституционный, законодательный, интернационально-правовой и административный референдумы. Предметом конституционного референдума есть внесение трансформаций в конституцию или принятие нового проекта конституции. Предметом законодательного референдума есть принятие законопроекта, внесение трансформаций либо отмена действующих законов. Интернационально–правовой референдум проводится для ответа вопросов, появляющихся в межправительственных отношениях. Предметом для того чтобы референдума возможно вступление в интернациональные организации, ратификация либо отмена интернациональных контрактов, ответ вопросов о интернационально-правовой судьбе территории. Административный референдум проводится по вопросам, не связанным с принятием, трансформацией либо отменой нормативно-правовых актов. Предметом административного референдума возможно изменение административно-территориального деления, досрочного прекращения полномочий чиновниковов, вопросы местного значения (строительство сооружений, прокладка дорог и т. п.). Российское законодательство допускает проведение всех приведенных видов референдума.
По характеру юридической силы ответа, принятого на референдуме, различают консультативный и императивный (необходимый) референдумы. Консультативный референдум проводится для выяснения мнения населения по каким-либо вопросам, решение по которым принимает орган, инициирующий проведение референдума. Ответ, принятое на консультативном референдуме, не имеет необходимой силы. Решения императивного референдума необходимы для выполнения лицами и всеми органами на территории, в рамках которой они были приняты. Такие решения не нуждаются в дополнительном утверждении и в большинстве случаев смогут быть поменяны (отменены) лишь таким же референдумным методом. Законодательство РФ предусматривает проведение лишь императивного референдума.
Референдумы в зависимости от условий, нужных для их проведения, делятся на необходимые и факультативные. Необходимый референдум проводится в связи с необходимостью, установленной законом, и есть одним из способов принятия какого-либо национального ответа. Российское законодательство не содержит положений об необходимом проведении референдума, но предоставляет право субъектам РФ и муниципальным образованиям в собственных правовых актах отразить вопросы, подлежащие обязательному вынесению на референдум.
По территориальной сфере референдумы делятся на общегосударственные, региональные и местные.
Конституция РФ самый обще регулирует вопросы, которые связаны с референдумом. В ст. 3 закрепляется, что референдум наровне с выборами есть высшим ярким выражением власти народа. Статья 32 Конституции РФ закрепляет право граждан на участие в референдуме как один из компонентов более неспециализированного права граждан конкретно принимать участие в управлении делами страны (ч. 1 ст. 32). Конституция РФ разграничивает предметы ее субъектов и ведения Федерации в части защиты и регулирования прав и свобод человека, к каким относится и право на участие в референдуме. Регулирование этого права находится в ведении РФ, а защита — в совместном ведении РФ и ее субъектов.
На референдум РФ не смогут выноситься вопросы:
1) трансформации статуса субъектов РФ;
2) досрочного прекращения либо продления срока полномочий Главы Российской Федерации, Совета Федерации, Госдумы Федерального Собрания РФ, а равняется о проведении досрочных российских президентских выборов, Госдумы либо досрочного формирования Совета Федерации Федерального Собрания РФ или об отсрочке таких выборов (формирования);
3) изменения и принятия бюджета страны, изменения и исполнения внутренних денежных обязательств страны;
4) введения, отмены и изменения федеральных налогов и сборов, и освобождения от их уплаты;
5) принятия чрезвычайных и срочных мер по безопасности населения и обеспечению здоровья;
6) помилования и амнистии.
Референдум РФ не имеет возможности проводиться в условиях армейского либо чрезвычайного положения, введенного на всей территории РФ, а также в течение трех месяцев по окончании отмены армейского либо чрезвычайного положения. Повторный референдум РФ не проводится в течение года по окончании официального опубликования результатов референдума РФ с такой же по содержанию либо по смыслу формулировкой вопроса.
40 Выборы Референдум