Местное управление осуществляется на определенной территории. Формирование внутригосударственной территориальной организации — административно-территориальное деление — так, есть базой местного управления. В большинстве современных стран административно-территориальное деление возможно поменяно законом: законодатель вправе как изменять границы существующих административно-территориальных единиц, так и создавать новые. Но в демократических странах изменение границ административно-территориальных единиц требует, в большинстве случаев, учета мнения органов самоуправления, действующих на данной территории, либо мнения населения (консультативный референдум). Помимо этого, существование многих административно-территориальных единиц предусматривается в текстах Конституций; следовательно, они не смогут быть ликвидированы в законодательном порядке.
самая традиционной есть двухуровневая схема административно-территориального деления: графства и муниципалитеты в Соединенных Штатах, амты и общины в Дании, общины и лены в Швеции, префектуры и муниципалитеты в Японии, общины и провинции в Нидерландах и т.д. Потому, что речь заходит о внутригосударственной территориальной организации, в федеративных странах двухуровневая схема существует в субъектов федерации, имеющих статус стран либо национальных образований.
Исторически формирование двухуровневой организации местной власти связано с различным происхождением территориальных единиц низового (муниципального) и вышестоящего уровней. Территории низового уровня формировались конечно, по поселенческому принципу: любой город, поселок, другой населенный пункт становился отдельной административно-территориальной единицей. Как раз так появились многие из существующих и сейчас коммун, общин, муниципиев и пр. Территории вышестоящего уровня (префектуры, округа, департаменты, провинции) целенаправленно создавались органами власти для ответа собственных задач, т.е. появились искусственно. В следствии они были более однородны по площади и по численности населения, чем города. Первоначально и главные задачи властей естественных и неестественных территорий значительно различались: на низовом уровне решались хозяйственные задачи, кое-какие виды административного регулирования, в то время как вышестоящий уровень территориальной организации предназначался для исполнения милицейских функций и, в целом, для обеспечения национального контроля над территорией. Не обращая внимания на то, что сейчас эти различия во многом стерлись, последствия прошлой территориальной специализации присутствуют и в современном праве.
Как правило, существующие схемы двухуровневого административно-территориального деления формировались еще в XVIII-XIX вв. Социально-экономические и демографические трансформации ХХ в. стали причиной тому, что старое административно-территориальное деление прекратило соответствовать распределению органов населения и задачам власти. В первую очередьэто относится к территориальным единицам, грамотным по поселенческому принципу: через чур мелкие сельские общины неспособны действенно организовать управление ввиду недочёта в кадрах, узости фискальной других сложностей и базы, которые связаны с малочисленностью населения. Для решения данной неприятности многие страны совершили во второй половине ХХ века административно-территориальные реформы, направленные на сокращение количества низовых территориальных образований методом их объединения; так, в ФРГ в начале 1970-х гг. количество общин было сокращено в три раза, в Нидерландах количество общин сократилось в два раза в течении века, в Дании закон от 1 апреля 1970 г. сократил количество общин в пять раз и т.д. В некоторых случаях подобные трансформации происходили и с вышестоящими административно-территориальными единицами — графствами, округами и т.д.
Второе направлениеадминистративно-территориальных реформ связано с необходимостью создания единых органов управления для больших городов. В следствии процесса урбанизации XVIII-XX вв. многие маленькие поселения, города, поселки влились в большие города, формируя единую агломерацию. Классическое административное деление мешало действенному управлению, потому, что единый с экономической и географической точки зрения город имел возможность складываться из нескольких свободных муниципалитетов. Частично эта неприятность решается методом межмуниципального сотрудничества (об этом подробнее потом), но в некоторых странах большие города стали независимыми территориальными единицами с особым статусом и едиными властями. В большинстве случаев, эти власти наделяются дополнительными полномочиями. В следствии реформ, самые частых во второй половине ХХ в., сформировались такие территориальные образования как города-районы либо города вне районов в ФРГ и в Австрии, новые и димы общины в Греции, свободные города в некоторых штатах США, новые унитарные образования в Англии и в Новой Зеландии и т.д.
Еще одно значительное изменение, случившееся во второй половине ХХ в. — формирование третьего уровня территориальной организации. В некоторых государствах трехуровневое административно-территориальное деление есть классическим, но как правило создание новых больших территориальных единиц связано с новыми факторами. Во-первых, ветхие административно-территориальные единицы были через чур мелкими для действенного экономического планирования, которое делается ответственным нюансом деятельности страны с 1950-х гг. практически во всех государствах. Во-вторых, в следствии децентрализации власти, созданные ранее неестественные территориальные единицы (департаменты, районы, провинции) взяли право на самоуправление. В этих условиях государство довольно часто пытается создать более большие территориальные образования для контроля над самоуправляющимися территориями и координации их деятельности. Наконец, в государствах Западной Европы создание регионального уровня территориальной организации стимулировано вмешательством органов ЕС (и, ранее, Европейского Сообщества). Многие европейские программы обязательно предполагают наличие регионов, отвечающих определенным географическим чертям. В итоге появляются новые либо воскрешаются ветхие — территориальные единицы: регионы во Франции, в Италии, в Португалии, в Ирландии и в Англии (лишь на территории Англии), периферии в Греции, управленческие округа в почвах ФРГ. В зависимости от изюминок национального строя, эти территории смогут управляться централизованно (ФРГ, Греция, Англия), самоуправляться (Франция, частично Ирландия) либо иметь громадную автономию, сравнимую со статусом субъектов федераций (формально унитарные Испания и Италия).
Территориальная база местного управления начинается не только вверх (в сторону создания более больших территориальных единиц), но и вниз, в сторону формирования более небольших. Во-первых, это связано с решением проблемы отдельных поселений: реформы по укрупнению городов стали причиной тому, что в большинстве западных государств пара маленьких поселений смогут входить в состав одного муниципального образования. В этом случае появляется неприятность с представленностью заинтересованностей обитателей отдельных сёл и поселков; помимо этого, многие вопросы целесообразнее решать именно на уровне отдельных сёл, деревень и поселков. Во-вторых, за последние тридцать лет усилилась тенденция к децентрализации и демократизации местного управления. Дело в том, что хорошие местные органы в далеком прошлом уже не являются органами самоуправления населения в буквальном смысле: обычно городская либо окружная администрация никак не ближе к населению, чем национальная. Из этого необходимость развивать настоящее самоуправление на уровне отдельных поселков, городских кварталов и т.д. Исходя из этого во многих государствах формируются органы публичного самоуправления, без бюджетов и собственных полномочий, на микроуровне, в городов (к примеру, приходы в Англии и в Новой Зеландии, сельсоветы во многих германских почвах).
Эти микротерритории не всегда входят в неспециализированную схему территориальной организации страны. Наровне с главным административно-территориальным делением, во многих государствах существуют дополнительные уровнитерриториальной организации. В большинстве случаев, эти территории характеризуются одной либо несколькими из следующих линия:
o статус определяется не конституцией либо законом, а административными либо локальными актами;
o на территории отсутствуют власти неспециализированной компетенции;
o территории монофункциональны, т.е. образованы только для ответа какой-то одной задачи;
o государство не вычисляет эти территории административно-территориальными единицами;
o в рамках территории нет независимого бюджета.
К числу аналогичных неосновных территориальных единиц смогут быть отнесены окрyги в Ирландии, кантоны и округа во Франции, особые округа в Соединенных Штатах, приходы в Англии, региональные территории в канадских провинциях, муниципальные кварталы либо внутригородские районы в большинстве государств, территории, определенные для осуществления конкретной политики (территории экономразвития) и т.д.
Серьёзной чертой многих современные стран есть существование территорий с особенным статусом, что предполагает специфику организации местного управления на этих территориях. Значительно чаще речь заходит о хороших автономиях — административно-территориальных единицах, приобретших особенный статус в связи с этническим составом населения (национальные меньшинства) либо с географической изолированностью. Для того чтобы рода автономии существуют в Англии (Шотландия, Сев. Ирландия, Уэльс, о.Мэн), Дании (Гренландия, Фарерские острова), Франции (о.Корсика, Новая Каледония, т.н. территории и заморские департаменты) и во многих вторых государствах. Испания и Италия состоят лишь из автономий, что дает основания сказать о формировании в том месте нового типа национального устройства — т.н. регионализованного страны, либо страны автономий, которое не есть ни унитарным, ни федеративным.
В большинстве случаев, независимые образования формируются в административно-территориальных единицах второго либо третьего уровней; но, крайне редко видятся и города, владеющие статусом автономии. Автономией смогут владеть кое-какие островные территории. Власти автономий приобретают дополнительные, в сравнении с другими территориями, полномочия, возможность вырабатывать особенные структуры управления, соответствующие местным традициям. Частенько автономиям передаются дополнительные ресурсы в виде налогов, дополнительных дотаций, собственности и т.д.
Но вероятно создание территорий с особенным статусом, каковые не являются автономиями в хорошем смысле слова. Это территориальные образования, каковые напрямую управляются органами власти ввиду специфики их экономического либо расположения, военной роли (территории армейских баз) и пр. Территории с особенным статусом смогут существовать и в федеративных странах, как вне территории субъектов (федеральные территории, к примеру — столичные округа в Соединенных Штатах, Бразилии, Австралии), так и на территории субъектов федерации (к примеру, остров Лорда и Западные земли Хоува в австралийском штате Новый Южный Уэльс). Для таких особенных территориальных единиц смогут создаваться и особые избирательные власти (горные территории в Италии).
Таблица 5. Административно-органы и территориальное деление местного и регионального самоуправления в различных государствах
Страна Уровни | США | Англия | Канада | ФРГ | Франция | Италия | Дания, Швеция | Нидерланды | Греция |
Первый уровень (муниципальный) | Разные категории муниципалитетов | города и Районы | Разные категории муниципалитетов | Общины сельские Коммуны и | городские | Коммуны | общины | Общины | и Коммуны Демы |
— сходится по территории с соответствующей единицей национального управления | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ? | ||
— главе муниципалитета делегирована часть функций власти | ? | ? | ? | ? | ? | ? | |||
Второй уровень (включает пара муниципалитетов) | Графство (в некоторых штатах), особые округа | Графство (в некоторых провинциях), особые округа | Район, город со статусом района | Департамент | Провинция, город со статусом провинции | Графство, город со статусом графства | Провинция | Ном | |
— сходится по территории с соответствующей единицей национального управления | ? | ? | ? | ? | ? | ? | |||
— главе органа самоуправления делегированы функции национального управления | ? | ? | |||||||
— национальное управление на территории объединено в руках правительственного государственного служащего | ? | ? | ? | ? | |||||
Третий уровень (объединяет пара территориальных единиц второго уровня) | Штат (субъект федерации) | Провинция (субъект федерации) | Почва (субъект федерации), город со статусом почвы | Регион | Ординарные и особые регионы | ||||
— сходится по территории с соответствующей единицей национального управления | ? | ? | ? | ? | |||||
— главе органа самоуправления делегированы функции национального управления | ? | ? | ? | ||||||
— национальное управление на территории объединено в руках правительственного государственного служащего | ? | ? | ? | ||||||
Территориальные единицы национального управления, не совпадающие с территорией местных (региональных) самоуправляющихся сообществ | По ведомствам, свободная многоуровневость | По ведомствам. По государствам (Англия, Шотландия, Уэльс, Сев. Ирландия) | По ведомствам, свободная многоуровневость | Между районом и землёй (управленческий округ) | Между коммуной и департаментом (округ) | Периферия (охватывает территорию нескольких номов), округ (между демом и номом) | |||
Самоорганизация населения ниже первого уровня, без статуса самоуправления | Бессчётные формы | Общины, муниципальные районы, приходы | Муниципальные районы, общины, приходы | Муниципальные районы | Муниципальные районы | Муниципальные районы | Муниципальные районы, общины | Муниципальные районы | Муниципальные районы, кварталы |
Правовые отношения между органами самоуправления различных уровней | Законы штата необходимы для других уровней | Законы провинции необходимы для других уровней | Законы почвы необходимы для других уровней | Взаимонезависимость и равноправие территориальных сообществ всех уровней | Законы региона необходимы для других уровней | Распоряжения властей графств необходимы для общин в сфере совместных компетенций | Распоряжения провинциальных властей необходимы для общин в сфере совместных компетенций | Взаимонезависимость и равноправие территориальных сообществ всех уровней | |
Формы контроля за деятельностью органов самоуправления со стороны страны | Судебный | Судебный | Судебный | Судебный и административный | Судебный и административный | Судебный и административный | Судебный и административный | Судебный и административный | Судебный и административный |
География 8 класс: Изюминки административно-территориального устройства России