Тема 8. административно-территориальное деление и уровни местного управления

Местное управление осуществляется на определенной территории. Формирование внутригосударственной территориальной организации — административно-территориальное деление — так, есть базой местного управления. В большинстве современных стран административно-территориальное деление возможно поменяно законом: законодатель вправе как изменять границы существующих административно-территориальных единиц, так и создавать новые. Но в демократических странах изменение границ административно-территориальных единиц требует, в большинстве случаев, учета мнения органов самоуправления, действующих на данной территории, либо мнения населения (консультативный референдум). Помимо этого, существование многих административно-территориальных единиц предусматривается в текстах Конституций; следовательно, они не смогут быть ликвидированы в законодательном порядке.

самая традиционной есть двухуровневая схема административно-территориального деления: графства и муниципалитеты в Соединенных Штатах, амты и общины в Дании, общины и лены в Швеции, префектуры и муниципалитеты в Японии, общины и провинции в Нидерландах и т.д. Потому, что речь заходит о внутригосударственной территориальной организации, в федеративных странах двухуровневая схема существует в субъектов федерации, имеющих статус стран либо национальных образований.

Исторически формирование двухуровневой организации местной власти связано с различным происхождением территориальных единиц низового (муниципального) и вышестоящего уровней. Территории низового уровня формировались конечно, по поселенческому принципу: любой город, поселок, другой населенный пункт становился отдельной административно-территориальной единицей. Как раз так появились многие из существующих и сейчас коммун, общин, муниципиев и пр. Территории вышестоящего уровня (префектуры, округа, департаменты, провинции) целенаправленно создавались органами власти для ответа собственных задач, т.е. появились искусственно. В следствии они были более однородны по площади и по численности населения, чем города. Первоначально и главные задачи властей естественных и неестественных территорий значительно различались: на низовом уровне решались хозяйственные задачи, кое-какие виды административного регулирования, в то время как вышестоящий уровень территориальной организации предназначался для исполнения милицейских функций и, в целом, для обеспечения национального контроля над территорией. Не обращая внимания на то, что сейчас эти различия во многом стерлись, последствия прошлой территориальной специализации присутствуют и в современном праве.

Как правило, существующие схемы двухуровневого административно-территориального деления формировались еще в XVIII-XIX вв. Социально-экономические и демографические трансформации ХХ в. стали причиной тому, что старое административно-территориальное деление прекратило соответствовать распределению органов населения и задачам власти. В первую очередьэто относится к территориальным единицам, грамотным по поселенческому принципу: через чур мелкие сельские общины неспособны действенно организовать управление ввиду недочёта в кадрах, узости фискальной других сложностей и базы, которые связаны с малочисленностью населения. Для решения данной неприятности многие страны совершили во второй половине ХХ века административно-территориальные реформы, направленные на сокращение количества низовых территориальных образований методом их объединения; так, в ФРГ в начале 1970-х гг. количество общин было сокращено в три раза, в Нидерландах количество общин сократилось в два раза в течении века, в Дании закон от 1 апреля 1970 г. сократил количество общин в пять раз и т.д. В некоторых случаях подобные трансформации происходили и с вышестоящими административно-территориальными единицами — графствами, округами и т.д.

Второе направлениеадминистративно-территориальных реформ связано с необходимостью создания единых органов управления для больших городов. В следствии процесса урбанизации XVIII-XX вв. многие маленькие поселения, города, поселки влились в большие города, формируя единую агломерацию. Классическое административное деление мешало действенному управлению, потому, что единый с экономической и географической точки зрения город имел возможность складываться из нескольких свободных муниципалитетов. Частично эта неприятность решается методом межмуниципального сотрудничества (об этом подробнее потом), но в некоторых странах большие города стали независимыми территориальными единицами с особым статусом и едиными властями. В большинстве случаев, эти власти наделяются дополнительными полномочиями. В следствии реформ, самые частых во второй половине ХХ в., сформировались такие территориальные образования как города-районы либо города вне районов в ФРГ и в Австрии, новые и димы общины в Греции, свободные города в некоторых штатах США, новые унитарные образования в Англии и в Новой Зеландии и т.д.

Еще одно значительное изменение, случившееся во второй половине ХХ в. — формирование третьего уровня территориальной организации. В некоторых государствах трехуровневое административно-территориальное деление есть классическим, но как правило создание новых больших территориальных единиц связано с новыми факторами. Во-первых, ветхие административно-территориальные единицы были через чур мелкими для действенного экономического планирования, которое делается ответственным нюансом деятельности страны с 1950-х гг. практически во всех государствах. Во-вторых, в следствии децентрализации власти, созданные ранее неестественные территориальные единицы (департаменты, районы, провинции) взяли право на самоуправление. В этих условиях государство довольно часто пытается создать более большие территориальные образования для контроля над самоуправляющимися территориями и координации их деятельности. Наконец, в государствах Западной Европы создание регионального уровня территориальной организации стимулировано вмешательством органов ЕС (и, ранее, Европейского Сообщества). Многие европейские программы обязательно предполагают наличие регионов, отвечающих определенным географическим чертям. В итоге появляются новые либо воскрешаются ветхие — территориальные единицы: регионы во Франции, в Италии, в Португалии, в Ирландии и в Англии (лишь на территории Англии), периферии в Греции, управленческие округа в почвах ФРГ. В зависимости от изюминок национального строя, эти территории смогут управляться централизованно (ФРГ, Греция, Англия), самоуправляться (Франция, частично Ирландия) либо иметь громадную автономию, сравнимую со статусом субъектов федераций (формально унитарные Испания и Италия).

Территориальная база местного управления начинается не только вверх (в сторону создания более больших территориальных единиц), но и вниз, в сторону формирования более небольших. Во-первых, это связано с решением проблемы отдельных поселений: реформы по укрупнению городов стали причиной тому, что в большинстве западных государств пара маленьких поселений смогут входить в состав одного муниципального образования. В этом случае появляется неприятность с представленностью заинтересованностей обитателей отдельных сёл и поселков; помимо этого, многие вопросы целесообразнее решать именно на уровне отдельных сёл, деревень и поселков. Во-вторых, за последние тридцать лет усилилась тенденция к децентрализации и демократизации местного управления. Дело в том, что хорошие местные органы в далеком прошлом уже не являются органами самоуправления населения в буквальном смысле: обычно городская либо окружная администрация никак не ближе к населению, чем национальная. Из этого необходимость развивать настоящее самоуправление на уровне отдельных поселков, городских кварталов и т.д. Исходя из этого во многих государствах формируются органы публичного самоуправления, без бюджетов и собственных полномочий, на микроуровне, в городов (к примеру, приходы в Англии и в Новой Зеландии, сельсоветы во многих германских почвах).

Эти микротерритории не всегда входят в неспециализированную схему территориальной организации страны. Наровне с главным административно-территориальным делением, во многих государствах существуют дополнительные уровнитерриториальной организации. В большинстве случаев, эти территории характеризуются одной либо несколькими из следующих линия:

o статус определяется не конституцией либо законом, а административными либо локальными актами;

o на территории отсутствуют власти неспециализированной компетенции;

o территории монофункциональны, т.е. образованы только для ответа какой-то одной задачи;

o государство не вычисляет эти территории административно-территориальными единицами;

o в рамках территории нет независимого бюджета.

К числу аналогичных неосновных территориальных единиц смогут быть отнесены окрyги в Ирландии, кантоны и округа во Франции, особые округа в Соединенных Штатах, приходы в Англии, региональные территории в канадских провинциях, муниципальные кварталы либо внутригородские районы в большинстве государств, территории, определенные для осуществления конкретной политики (территории экономразвития) и т.д.

Серьёзной чертой многих современные стран есть существование территорий с особенным статусом, что предполагает специфику организации местного управления на этих территориях. Значительно чаще речь заходит о хороших автономиях — административно-территориальных единицах, приобретших особенный статус в связи с этническим составом населения (национальные меньшинства) либо с географической изолированностью. Для того чтобы рода автономии существуют в Англии (Шотландия, Сев. Ирландия, Уэльс, о.Мэн), Дании (Гренландия, Фарерские острова), Франции (о.Корсика, Новая Каледония, т.н. территории и заморские департаменты) и во многих вторых государствах. Испания и Италия состоят лишь из автономий, что дает основания сказать о формировании в том месте нового типа национального устройства — т.н. регионализованного страны, либо страны автономий, которое не есть ни унитарным, ни федеративным.

В большинстве случаев, независимые образования формируются в административно-территориальных единицах второго либо третьего уровней; но, крайне редко видятся и города, владеющие статусом автономии. Автономией смогут владеть кое-какие островные территории. Власти автономий приобретают дополнительные, в сравнении с другими территориями, полномочия, возможность вырабатывать особенные структуры управления, соответствующие местным традициям. Частенько автономиям передаются дополнительные ресурсы в виде налогов, дополнительных дотаций, собственности и т.д.

Но вероятно создание территорий с особенным статусом, каковые не являются автономиями в хорошем смысле слова. Это территориальные образования, каковые напрямую управляются органами власти ввиду специфики их экономического либо расположения, военной роли (территории армейских баз) и пр. Территории с особенным статусом смогут существовать и в федеративных странах, как вне территории субъектов (федеральные территории, к примеру — столичные округа в Соединенных Штатах, Бразилии, Австралии), так и на территории субъектов федерации (к примеру, остров Лорда и Западные земли Хоува в австралийском штате Новый Южный Уэльс). Для таких особенных территориальных единиц смогут создаваться и особые избирательные власти (горные территории в Италии).

Таблица 5. Административно-органы и территориальное деление местного и регионального самоуправления в различных государствах

Страна Уровни США Англия Канада ФРГ Франция Италия Дания, Швеция Нидерланды Греция
Первый уровень (муниципальный) Разные категории муниципалитетов города и Районы Разные категории муниципалитетов Общины сельские Коммуны и городские Коммуны общины Общины и Коммуны Демы
— сходится по территории с соответствующей единицей национального управления ? ? ? ? ? ? ?
— главе муниципалитета делегирована часть функций власти ? ? ? ? ? ?
Второй уровень (включает пара муниципалитетов) Графство (в некоторых штатах), особые округа Графство (в некоторых провинциях), особые округа Район, город со статусом района Департамент Провинция, город со статусом провинции Графство, город со статусом графства Провинция Ном
— сходится по территории с соответствующей единицей национального управления ? ? ? ? ? ?
— главе органа самоуправления делегированы функции национального управления ? ?
— национальное управление на территории объединено в руках правительственного государственного служащего ? ? ? ?
Третий уровень (объединяет пара территориальных единиц второго уровня) Штат (субъект федерации) Провинция (субъект федерации) Почва (субъект федерации), город со статусом почвы Регион Ординарные и особые регионы
— сходится по территории с соответствующей единицей национального управления ? ? ? ?
— главе органа самоуправления делегированы функции национального управления ? ? ?
— национальное управление на территории объединено в руках правительственного государственного служащего ? ? ?
Территориальные единицы национального управления, не совпадающие с территорией местных (региональных) самоуправляющихся сообществ По ведомствам, свободная многоуровневость По ведомствам. По государствам (Англия, Шотландия, Уэльс, Сев. Ирландия) По ведомствам, свободная многоуровневость Между районом и землёй (управленческий округ) Между коммуной и департаментом (округ) Периферия (охватывает территорию нескольких номов), округ (между демом и номом)
Самоорганизация населения ниже первого уровня, без статуса самоуправления Бессчётные формы Общины, муниципальные районы, приходы Муниципальные районы, общины, приходы Муниципальные районы Муниципальные районы Муниципальные районы Муниципальные районы, общины Муниципальные районы Муниципальные районы, кварталы
Правовые отношения между органами самоуправления различных уровней Законы штата необходимы для других уровней Законы провинции необходимы для других уровней Законы почвы необходимы для других уровней Взаимонезависимость и равноправие территориальных сообществ всех уровней Законы региона необходимы для других уровней Распоряжения властей графств необходимы для общин в сфере совместных компетенций Распоряжения провинциальных властей необходимы для общин в сфере совместных компетенций Взаимонезависимость и равноправие территориальных сообществ всех уровней
Формы контроля за деятельностью органов самоуправления со стороны страны Судебный Судебный Судебный Судебный и административный Судебный и административный Судебный и административный Судебный и административный Судебный и административный Судебный и административный

География 8 класс: Изюминки административно-территориального устройства России

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector