Цель. Формировать у детей представление о
заслоняемости одних предметов вторыми; уточнить представление
о том, что громадные предметы заслоняют меньшие, а меньшие не
заслоняют громадных; закреплять слова «больше», «меньше», «за»,
«перед»; познакомить со словом «заслонять».
Оборудование. Различные игрушки.
Движение игры. 1-й вариант. Игрушки стоят на столе у педа-
гога. Педагог требует детей взглянуть, что находится на столе, и
не обращать внимания. Берет две игрушки, отставляет их пара в сто-
рону и поднимается так, что заслоняет их собою. Дети открывают глаза
и выявляют, что двух игрушек нет. «Я не отходила от стола.
Куда же делись игрушки?» — говорит педагог. В случае если кто-то из ре-
бят додумается, педагог с большим удивлением говорит: «Ах, я поднялась и засло-
нила их». В случае если же дети не находят, то ищет сам и, найдя про-
павшие игрушки, растолковывает обстоятельство их исчезновения.
Затем педагог убирает игрушки и приглашает к столу
Двоих детей: одного — большого, большого, другого — мелкого.
Дети снова убеждаются в принципе заслоняемости, в то время, когда малень-
кий поднимается за спиной громадного. Итоги игры педагог обсуждает
с детьми, из-за чего Таню не видно за Колей, а Колю за Таней вид-
но: «Больший заслоняет меньшего, а меньший заслонить не мо-
жет».
I 13
2-й вариант. Проводится игра «в прятки». Один скрывается,
а все под управлением педагога ищут, последовательно осматри-
вая в помещении мебель.
Формирование пространственных представлений
Представления о пространстве равно как и представления о
форме, величине, цвете, предмете в целом формируются на осно-
ве достаточно развитого пространственного восприятия. Действи-
тельно, нереально представить размещение какого-либо пред-
мета в пространстве, не имея достаточно четких представлений
о самом и других предмете , находящихся в данном
пространстве. Не зная формы предмета, нельзя говорить о взаим-
ном размещении его частей. Так, формирование
пространственных представлений как бы вбирает в себя все, что
ранее усвоено детьми.
Запомни и отыщи
Цель. Вырабатывать у детей представления о пространствен-
ном размещении предметов по отношению друг к другу, продол-
жать развивать запоминание и внимание.
Оборудование. Карты лото, на каждой по четыре кар-
тийки с изображением привычных детям предметов, по-различному рас-
положенных по отношению друг к другу (к примеру, шарик на ку-
бике, кубик и шарик рядом; собака около будки, собака на будке;
портфель на столе, линейка в портфеле; мяч под столом, на столе;
на шкафу, за шкафом; два дерева рядом, по обеим сторонам дома
по одному дереву), мелкие карточки с изображением предме-
тов в тех же пространственных отношениях, картонки для накры—
вания громадных страниц лото по числу играющих.
Движение игры (проводится сперва лично, а после этого под-
группами). Ребенку дают одну чистую картонку и большую карту, ею
он накрывает карту. Педагог требует пристально разглядеть
карту и заявить, что нарисовано (шарик на кубике, два дерева
рядом и т. д.). Затем ребенок закрывает карту картонкой, а
педагог показывает ему одну из мелких картин (не именуя
ее и не задавая вопросы у ребенка, что нарисовано), переворачивает
ее и отсчитывает до 10—15. Затем ребенок снимает картонку
с карты и отыскивает нужную картину. Педагог показывает
карточку-пример, ребенок сопоставляет с ней собственный выбор. Итог
закрепляется в слове.
Отыщи и назови
Цель. Та же, осознавать значение слов, обозначающих несложен-
ранственное размещение предметов на картине.
Оборудование. То же, что и в прошлой игре.
Движение игры (проводится лично и подгруппами). Пе-
дагог именует изображение на картине (к примеру, шарик и ку-
бик рядом), а ребенок показывает его на своем странице. Педагог дает
МАШИНКИ — Развивающая радостная детская песенка мультфильм малышей про различные автомобили и зверей животных