Современные типологии темперамента.

Одна из самый созданных современных типологий темперамента основана на выделении трёх врождённых стратегий поведения (каковые стали называться «темпераментальных стилей»), проявляющихся в людской поведении с рождения и всю жизнь – боязливость, агрессивность, социабельность. «Боязливые» с младенчества выявляют опасность в тех случаях, с которыми сталкиваются. Взрослея, они становятся отстраняющимися, неудобными в общении с людьми. «Агрессивные», сталкиваясь с проблемой, стремятся одолеть её побороть. Они проявляют склонность к возбуждению, обвинению вторых, направляя на них собственную активность. «Социабельные», уравновешенные в общении, дети смело идут навстречу миру и невозмутимо справляются со непростыми обстановками. Они владеют свойством приспособиться как к неожиданностям, так и к разочарованиям, не проявляя депрессии либо обиды.

В случае если боязливого ребёнка воспитывают родители с выраженной тенденцией социабельности, имеется шанс, что он обучится оптимальным для его темперамента приёмам общения. По крайней мере, «в сложном современном обществе человек с любым темпераментом отыщет себе подходящую нишу для проявления адекватной активности» (Каган, 1994).

5. Функциональная типология.

Топилогия складывается из типов, любой из которых характеризуется собственными функциями. На основании этих функций были выделены главные поведенческие симптомокомплексы:

I. Аростеники – владеют достаточной силой, дабы вести вторых за собой. Отличаются решительностью манер и соревновательностью; ориентированы на вторых; в отношениях стремятся к позиции фаворита. Склонны к опытному управлению либо педагогической деятельности.

II. Орстеники– склонны упорядочивать неизвестные обстановки. Высокая интенсивность работы приводит к раздражению, не смогут скоро включиться в процесс – нужен долгий подготовительный период. Предпочитают виды деятельности, которые связаны с аналитической работой, например, консультирование.

III. Тоностеники– склонны трансформировать в воображении негативные тенденции. Стремятся к овладению предметной сферой деятельности независимо от того, как складываются отношения с окружающими. Склонны к предпочтению художественно-творческих профессий.

IV. Эмфостеники– склонны проникаться переживаниями другого человека. Преобладают непроизвольная регуляция поведения, спонтанное выражение чувств в ответ на трансформации внутренней либо окружающей среды, отличается устойчивостью переживаний, общительны, отрицают какие конкретно бы то ни было затруднения в сфере межличностных взаимоотношений. Предпочитают профессии, которые связаны с наличием возможности широкого общения.

V. Констеники– владеют силой очень многое подвергать сомнению, выраженной эмоциональной нестабильностью. Затрудняются скоро перерабатывать громадные количества поступающей информации. Противоречивость поведения результат выраженности разнонаправленных тенденций. Склонны к предпочтению медицинских профессий.

VI. Илостеники– владеют силой настаивать на своём, стремятся быть свободными в отношениях. Выражена эгоцентрическая направленность поведения, сопровождающаяся повышенным уровнем тревожности. В также время характеризуются пониженным уровнем личностной адаптированности, как следствие неадекватной оценки обстановки.

VII. Истеники– характеризуются легкостью в побуждении активности. Могут скоро реагировать в незнакомой обстановке; довольно часто бросают начатое дело, не доведя дело до конца; эффективность работы возрастает, в то время, когда имеется возможность довольно часто переключаться с одного дела на второе.

VIII. Аргостеники– владеющие достаточной силой выдерживать нагрузки, эмоционально стабильны и как правило обладают собой, считают себя важными за неудачи и собственные успехи, ориентированы на предметную деятельность и предпочитают личные формы организации работы. В опытном отношении склонны к освоению технической сферы.

Главные понятия: классификация, формулы темперамента, профиль темперамента.

учебные задания и Контрольные вопросы

для независимой работы студентов

1. Взнос И.П.Павлова теорию темперамента.

2. Классификация И.П.Павлова.

3. Хорошие и негативные моменты в учебе И.П.Павлова.

4. Изучение А.Иванова-смоленского: объясните игнорирование им особенностей силы нервной совокупности.

5. Классификация Н.Красногорского: объясните сообщение с первой и второй сигнальной совокупностью.

6. Объясните на примерах классификацию П.Симонова.

7. Теория темперамента Г.Хейманса и Е.Вирсме.

8. Подходы к темперамента К.Юнга (екстраверти и интроверты). Приведите примеры.

9. Раскройте сущность подходов Г.Айзенко к темперамента.

10. Факторная теория С.Берта, ее недочёты.

11. Факторная теория Дж.Гілфорда, ее сущность.

12. Приведите пример современной типологии темперамента.

13. Объясните утверждение : «в сложном современном обществе человек с любым темпераментом отыщет себе пригодную нишу для проявки адекватной активности».

14. Сущность функциональной типологии:

а) аростеники, кто вы?;

б) орстеники, кто вы?;

в) тоностеники, кто вы?;

г) емфостеники, кто вы?;

д) констеники, кто вы?;

е) ілостеники, кто вы?;

ж) істеники, кто вы?;

з) аргостеники, кто вы?

Литература:

1. Палій А.А. Диференціальна психологія [Текст]: навч. посіб. / А.А. Палій. — К.: Академвидав, 2010. — 432 с.

2. Либин А.В. Дифференциальная психология. Наука о различиях и сходстве между людьми. [Текст]: учеб. пособие для студ. Институтов, обучающихся по направлению и спец. психологии / А.В. Либин; Интернациональный образовательный проект «Психология без границ». — 5-е изд., ипр. и доп. — М.: Эксмо, 2008. — 574 с.

3. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. [Текст] / С.К. Нартова-Бочавер. – М.: Флинта, 2008. — 129 с.

3. Ильин Е.П. Психология личных различий. – СПб: Питер, 2004. – С. 50-89.

4. 3.Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология: Учебное пособие /С.К. Нартова-Бочавер. – М.: Флинта, 2003. – 2003. – С. 59-76.

Психотерапевтические их особенности и типы темпераментов. Новый взор на привычные темы. Лекция № 41.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector