Современные элитарные теории

1. Макиавеллистская школа. Концепции элит Моски, Парето и Михельса породили широкие теоретические, а затем (преимущественно после второй мировой войны) и эмпирические исследования групп, руководящих государством или претендующих на это.

Современные теории элит разнообразны. Исторически первой группой теорий, которые не утратили современной значимости, являются рассмотренные концепции макиавеллистской школы (Моска, Парено Михельс). Их объединяют следующие идеи:

1) особые качества элиты, которые связаны с природными дарованиями и воспитанием и проявляются в ее способности к управлению или хотя бы к борьбе за власть;

2) групповая сплоченность элиты, объединяемой не только общностью профессионального статуса, социального положения и интересов, но и элитарным самосознанием, восприятием себя особым слоем, призванным руководить обществом;

3) признание элитарности любого общества, его неизбежного разделения на привилегированное властвующее творческое меньшинство и пассивное, нетворческое большинство. Это закономерно вытекает из естественной природы человека и общества. Хотя персональный состав элиты изменяется, ее господствующие отношения к массам в своей основе неизменны;

4) формирование и смена элит в ходе борьбы за власть. Господствующее привилегированное положение стремятся занять многие люди, которые обладают высокими психологическими и социальными качествами. Однако уступать им свои посты и положение никто не хочет добровольно. Поэтому скрытая или явная борьба всегда будет;

5) в общем конструктивная, руководящая и господствующая роль элиты в обществе. Она выполняет необходимую для социальной системы функцию управления, хотя и не всегда эффективно. Однако элита имеет тенденцию к вырождению, к трате своих выдающихся качеств, стремясь сохранить и передать по наследству свое привилегированное положение.

За преувеличение значения психологических факторов, антидемократизм и недооценку способностей и активности масс, недостаточный учет эволюции общества и современных реальностей государств всеобщего благоденствия, циничное отношение к борьбе за власть макиавеллистские теории элит подвергаются критике. Такая критика во многом не лишена оснований.

Ценностные теории.

Ценностные теории элиты пытаются преодолеть слабости макиавеллистов. Как и макиавеллистские концепции, они считают элиту основной конструктивной силой общества, однако смягчают свою позицию по отношению к демократии, стремятся приспособить элитарную теорию к реальной жизни современных государств. По степени защиты аристократизма, отношению к массам, демократии многообразные ценностные концепции элит существенно различаются. Однако они имеют и ряд следующих общих установок:

1) обладание высокими способностями и показателями в наиболее важных для всего общества сферах деятельности определяет принадлежность к элите. Элита — это наиболее ценный элемент социальной системы, ориентированный на удовлетворение ее важнейших потребностей. У общества в ходе развития отмирают многие старые и возникают новые потребности, функции и ценностные ориентации. Это приводит к постепенному вытеснению носителей наиболее важных для своего времени качеств новыми людьми, отвечающими современным требованиям. Так, в ходе истории произошла смена аристократии, воплощающей нравственные качества и прежде всего честь, образованность и культуру, предпринимателями, в хозяйственной инициативе которых нуждалось общество. Предприниматели, в свою очередь, сменяются менеджерами и интеллектуалами, носителями важных для современного общества знаний и управленческой компетентности.

2) элита относительно сплочена на здоровой основе выполняемых ею руководящих функций. Это не объединение людей, стремящихся реализовать свои эгоистические групповые интересы, а сотрудничество лиц, которые заботятся об общем благе.

3) взаимоотношения между элитой и массой имеют не столько характер политического или социального господства, сколько руководства, что подразумевает управленческое воздействие, основанное на согласии и добровольном послушании управляемых и авторитете власть имущих. Ведущая роль элиты уподобляется руководству старших, более знающих и компетентных по отношению к младшим, менее осведомленным и опытным. Она отвечает интересам всех граждан.

4) формирование элиты — это следствие естественного отбора обществом наиболее ценных представителей. Поэтому общество должно стремиться совершенствовать механизмы такой селекции, вести поиск рациональной, наиболее результативной элиты во всех социальных слоях.

5) элитарность — условие эффективного функционирования любого общества. Она основана на естественном разделении управленческого и исполнительского труда, закономерно вытекает из равенства возможностей и не противоречит демократии. Как равенство жизненных шансов должно пониматься социальное равенство, это не равенство результатов, социального статуса. Поскольку люди не равны физически, интеллектуально, по своей жизненной энергии и активности, то для демократического государства важно обеспечить им примерно одинаковые начальные условия. Однако позже неизбежно появятся социальные «чемпионы» и аутсайдеры.

Ценностные представления о роли элиты в обществе преобладают у современных неоконсерваторов, которые считают, что элитарность необходима для демократии. Но сама элита должна служить нравственным примером для других граждан и внушать к себе уважение, подтверждаемое на свободных выборах.

Теории демократического элитизма.

В основе концепций демократического элитизма (элитарной демократии) лежат основные положения ценностной теории элит. Эти теории получили широкое распространение в современном мире. Они исходят из предложенного Йозефом Шумпетером понимания демократии как конкуренции между потенциальными руководителями за доверие избирателей. Как писал Карл Мангейм, «демократия влечет за собой антиэлитистскую тенденцию, но не требует идти до конца к утопическому уравнению элиты и масс. Мы понимаем, что демократия характеризуется не отсутствием страты элиты, а скорее новым способом рекрутирования и новым самосознанием элиты».

Ссылаясь на результаты эмпирических исследований, сторонники демократического элитизма утверждают, что реальная демократия нуждается как в элитах, так и в массовой политической апатии, поскольку слишком высокая политическая партиципация угрожает стабильности демократии. Элиты нужны как гарант высокого качественного состава руководителей, избранных населением. Сама социальная ценность демократии решающим образом зависит от качества элиты. Руководящий слой не только обладает необходимыми для управления свойствами, но служит защитником демократических ценностей и способен сдержать часто присущий массам политический и идеологический иррационализм, эмоциональную неуравновешенность и радикализм.

КОБ — Описание Работы Интеллекта

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector