Соотношение политики и религии: основные модели взаимодействия

Цель становления конструктивных взаимоотношений между политикой и религией ? укрепление духовных основ общества. Политика и религия обладают двумя важными общими функциями. Их объединяет стремление к общественному порядку и стабильности общественной системы – интегративная функция; с помощью регулятивной функции нивелируются противоречия между отдельными людьми и определёнными слоями населения. Некоторые учёные придают религии политическую функцию, исходя из того, что она имеет огромное социально-политическое влияние на жизнь общества [9]. Данный тезис можно проиллюстрировать решением Священного Синода РПЦ МП: «Властью, данной нам от Бога, мы заявляем, что тот, кто поднимет руку на беззащитного и прольёт невинную кровь, будет отлучён от церкви и предан анафеме» [4], ? социальным по своей сути, но политически весомым. Реализация перечисленных функций происходит на платформе морально-правовых стимулов: социальное принуждение у политики; нравственное осуждение у религии. Регулируя общественную жизнь, политика формирует законные рамки для функционирования религии: правовое положение религиозных организаций, права граждан на свободу совести, религиозную терпимость и уважение между конфессиональными общностями. Интересен такой феномен взаимопроникновения религии и политики, как «вовлечение верующих в христианско-демократические общественно-политические движения и партии» [11, c. 127-139]. Эти партии особо влиятельны в Италии, Бельгии, Нидерландах, в ряде стран Латинской Америки. А в Германии христианские демократы долгое время стояли у власти. В странах Востока (Индонезия, Пакистан, Бангладеш, Турция, Ливан и др.) действуют многочисленные исламские партии и политические движения. В Беларуси существует «Беларуская хрысціянская дэмакратыя» [7].

Взаимодействие религии и политики (государства) происходит по четырём основным парадигмам:

1) единство, нераздельность религии и политики (государственная власть является центром религии, например, императору Священной Римской империи поклонялись как богу);

2) подчинение религией политики (церковные учреждения подчиняли себе государства, например, Папа Римский в эпоху средневековья считался наместником Бога на земле и имел привилегию создавать королевства);

3) подчинение политикой религии (или, как это случилось в н. XVIII в. в Российской империи, церковь превращается в один из государственных институтов; или, как это случилось 20 января 1918 г. (Декрет Совнаркома СССР о свободе совести, церковных и религиозных обществах отделение церкви от государства, а школы от церкви), государственные структуры под маской «автономности» полностью подчинили себе церковь, лишив её статуса юридического лица и права владения собственностью);

4) автономность религии и политики по отношению друг к другу (отделение церкви от государства, а государства от церкви).

Причина противоречий религии и политики кроется в различных подходах на изменения общественной жизни: религии свойственен консерватизм, а политика динамично реагирует на изменения в обществе. Но это не правило. Конфликты могут возникать в зависимости от характера религии. «Народные» конфессии ? ислам, иудаизм, индуизм – свои отношения с политической системой общества выстраивают на условиях лояльности. Религии «универсальные»: буддизм, христианство, – отдельные от государства организации ? придерживаются собственной независимости, что зачастую провоцирует конфликты с государством. Интересно, что пик расцвета этих конфессий приходится именно на тот период, когда они были государственными религиями. Политическая система общества призвана уравновешивать цели общества с возвышающимися над ним ценностями всего общества: нивелировать социальные конфликты и предотвращать угрозы из вне. Результатом такой деятельности политической системы в демократическом общества стала так называемая «гражданская религия», сердце которой – плюрализм. Суть её в том, что государство, сохраняя тесные связи с культорологически родной религией (часто, признавая за ней статус официальной), предоставляет своим гражданам свободу выбора той или иной веры.

Каббала, политика и религия…

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector