Роль воспитателя в процессе проведения музыкальных занятий

Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возраста группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия. Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю — оказывать помощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии. В старшей и подготовительной группах детям предоставляется больше самостоятельности, но все же помощь воспитателя необходима. Он показывает движения упражнений вместе с музыкальным руководителем, исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары, осуществляет контроль за поведением детей, за качеством выполнения всего программного материала. Воспитатель должен уметь петь песни, показывать любое упражнение, игру или танец, знать музыку для слушания из детского репертуара. Во время музыкальных занятий воспитатель следит за осанкой детей, произношением слов в песне, качеством усвоения материала. Роль воспитателя меняется в зависимости от содержания музыкального занятия. Если в плане занятия намечено дать новую песню, спеть ее может воспитатель, если предварительно разучит ее с музыкальным руководителем. Допускается и такой вариант: первый раз песню исполняет музыкальный руководитель, повторно — воспитатель. Музыкальный руководитель и воспитатель могут исполнить песню вдвоем. На следующем занятии воспитатель поет запев песни, а дети — припев. Воспитатель следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова. Поскольку музыкальный руководитель находится около инструмента, он не всегда способен заметить, кто из детей спел то или иное слово неправильно. Если занятие посвящено слушанию музыки, воспитатель может рассказать о содержании музыкальной пьесы, которую будет исполнять музыкальный руководитель, во время исполнения следить за тем, как дети воспринимают музыку. Когда дети мало высказываются по поводу услышанного, но подают реплики во время исполнения, воспитатель помогает им при анализе наводящими вопросами. При проведении музыкально-ритмических движений с детьми 3-4 лет воспитатель играет с ними, показывает плясовые и имитационные фигуры. В группах детей 4-5 лет он внимательно следит, правильно ли дети выполняют движения и кому из них надо помочь. Присутствуя на занятиях, активно участвуя в них, воспитатель не только помогает детям, но и сам усваивает материал. Необходимо, чтобы на занятиях поочередно присутствовали оба воспитателя. Зная репертуар, они могут включать те или иные песни, игры в повседневную жизнь детей. Особые обязательства налагает на воспитателя отсутствие в детском саду музыкального руководителя, ибо процесс музыкального развития ни в коем случае не должен приостанавливаться. Его осуществляет воспитатель в полном соответствии с задачами и содержанием программы. Обычно музыкальные занятия в отсутствие музыкального руководителя проводятся с использованием вокальной музыки. Для этого воспитателю совершенно необязательно иметь хорошие певческие данные — достаточно обычного голоса, но песни должны исполняться интонационно и ритмически точно, выразительно. Кроме пения, воспитатель может включать в занятие хороводные пляски, слушание музыки с использованием различных народных и детских музыкальных инструментов, технических средств обучения, которые позволяют ознакомить детей с лучшими образцами русской и западной классической музыки, народным музыкальным творчеством, слушать произведения неоднократно в различном исполнении на рояле, баяне, скрипке и др. Грамзапись дает возможность не только слушать музыку, но и выполнять под нее некоторые виды упражнений (ходьба, бег, подскоки, плавный шаг), игры и пляски. Таким образом, организация работы по музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении зависит от тесного рабочего взаимодействия всего педагогического коллектива.

ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНЫ МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ

Типовое фронтальное занятие для детей старшего возраста

План

I. 1. Ходьба. Марш Н. Леви.

2. Подготовительное упражнение — разучивание движений к русской народной пляске.

Поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке. «Полянка»: русская
народная мелодия в обработке Г. Фрида.

Шаг на всей ступне с продвижением вперед. «Под яблонькой зеленой»,
русская народная песня в обработке Н. Метлова.

II. 1. Слушание музыки.

Марш Д. Шостаковича ,

Вальс Д. Кабалевского

2. Пение

Распевание на попевке «Василек».

Песня «Журавли», музыка А. Лившица, слова М. Познанской.

Песня «Урожайная», музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.

Песня «Барабан», музыка Е. Тиличеевой, слова Н. Найденовой.

3. Игра «Будь ловким», музыка Н. Ладухина, автор движений С. Руднева.
III. Ходьба под музыку русской народной песни «Во поле береза стояла».

Анализ занятия

Программное содержание. В музыкально-ритмических движениях: учить детей поочередно выбрасывать левую и правую ноги вперед в прыжке; выполнять движения в соответствии с бодрым плясовым характером мелодии, ее ритмом.

В слушании: различать жанровые признаки вальса и марша.

В пении: учить детей вместе начинать и заканчивать песню, исполнять ее выразительно, отчетливо произнося слова.

Задачи. Продолжать воспитывать устойчивый интерес к разножанровой музыке, способность к оценочным суждениям.

Методические пособия. Картинки с изображением танцующих и марширующих детей.

Ход занятия

Дети входят в зал, выстраиваются в колонну у стены. Воспитатель назначает 2 ведущих. Звучит марш. Дети идут по залу, по сигналу воспитателя перестраиваются в две колонны, по окончании марша перестраиваются в две шеренги.

Педагог. Дети, сегодня мы с вами поупражняемся в выполнении следующих движений: поочередное выбрасывание левой и правой ног вперед. Посмотрите, как это делает воспитатель. (Воспитатель показывает движения.) А теперь вы попробуйте повторить эти движения (обращается к детям первой подгруппы). А вы (обращается ко второй подгруппе детей) посмотрите и оцените, кто делает движения лучше.

Дети стоят лицом друг к другу. Музыкальный руководитель играет «Полянку». Каждая подгруппа поочередно выполняет движение, которое показал воспитатель.

Музыкальный руководитель играет «Под яблонькой зеленой». Дети выполняют движение, оценивают его. Педагог предлагает детям, у которых движение получилось лучше, показать его еще раз. Дети показывают. Обе подгруппы вновь выполняют шаги на всей ступне с продвижением вперед. Затем все садятся на места.

Педагог. Дети, сегодня мы послушаем с вами два произведения, которые отличаются друг от друга по жанру. У каждого из вас есть картинки, они помогут вам ответить на вопрос, к какому жанру относится произведение. Послушайте произведение и поднимите картинку, соответствующую его

жанру.

Музыкальный руководитель играет Марш Д. Шостаковича. По окончании звучания произведения дети поднимают картинку с изображением соответствующего движения. Педагог спрашивает нескольких детей, почему они подняли именно эту картинку. Обобщает их ответы. Затем играет следующую пьесу — Вальс Д. Кабалевского. По окончании звучания музыки дети поднимают карточки с соответствующим изображением. Педагог спрашивает нескольких детей, почему они подняли именно эту карточку. Выслушивает ответы, уточняет их. Особое внимание уделяет тем детям, которые допустили ошибки. Вновь поочередно играет произведения.

После слушания музыки проводится распевание по подгруппам.

Педагог. Ребята, на прошлом занятии мы познакомились с новой песней «Журавли». Написал ее композитор А. Лившиц. Послушайте еще раз песню и определите ее настроение.

Исполняет песню. Выслушивает ответы детей и обобщает их.

Педагог. Эту песню надо петь плавно, протяжно, немного грустно. Сейчас я спою еще раз, а вы можете мне подпевать. (Звучит песня.)

Педагог. Как кричат журавли? Что они шлют? Кого кличут за собой? Куда улетают? Кого вам жалко?

На следующем занятии мы продолжим разучивание этой песни.

Вы все хорошо знаете слова песни «Урожайная». Сейчас мы научимся правильно и вовремя начинать петь после вступления к песне.

Начинают дети петь все вместе, затем по рядам, по указанию педагога. Он оценивает точность вступления детей, обращает внимание на ясное произношение окончаний слов.

Педагог. Теперь попробуем исполнить песню по куплетам.

Дает детям задание: каждый ряд поет по одному куплету без остановки, а последний куплет поют все дети. После исполнения педагог отмечает, какой ряд спел лучше.

Педагог. Отгадайте, как называется песня, мелодию которой я

сыграю.

Играет мелодию песни «Барабан», выслушивает ответы детей, уточняет их.

Педагог. Теперь споем эту песню все вместе и очень выразительно. (Дети поют песню.)

Педагог. Поиграем в игру «Будь ловким».

Считалкой выбирает водящего и проводит игру 5—6 раз. Звучит мелодия «Во поле береза стояла». Дети идут, постепенно выстраиваясь в колонну, и останавливаются около стены. Проводится анализ занятия.

Тематическое занятие «Наш детский сад» для детей младшего возраста

План

Слушание. «Детский сад», музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной.

Упражнения в ходьбе и прямом галопе. «Барабанщики», музыка
Л. Банниковой; «Лошадка», музыка Е. Тиличеевой, слова Н. Френкель.

Пение. «Лошадка»; «Флажки», музыка Е. Тиличеевой, слова Л. Не
красовой.

Пляска. «Сапожки», русская народная песня «По улице мостовой»
в обработке Н. Метлова, автор движений Н. Френкель.

Программное содержание. Учить детей согласовывать движения с характером и формой музыкальных произведений. Освоить прямой галоп, в пляске выполнять притопы на сильную долю такта, передавать игровые образы выразительно. Учить детей правильно брать и распределять дыхание при пении, одновременно начинать и заканчивать песню, четко выговаривать слова. Задачи. Развивать слуховое восприятие в процессе слушания музыки; воспитывать внимание, выдержку; стимулировать творческие проявления детей.

Ход занятия

В зал вместе с воспитателем входят дети. Музыкальный руководитель здоровается с ними, предлагает сесть на стулья.

Педагог. Сегодня музыка расскажет вам о детском саде — доме, где вы проводите много-много времени, пока ваши мамы и папы работают. Много, много дней подряд, летом и зимой Все мы ходим в детский сад, в детский сад родной.

М. Лаписова

Послушайте песню, которая так и называется «Детский сад». Написал ее для вас композитор Аркадий Филиппенко. Исполняет песню.

Педагог. Какие игрушки упоминаются в песне? Выслушивает, уточняет ответы детей и исполняет песню еще раз. Педагог.

Рано утром в светлый дом Все мы радостно идем. В этом доме — детский сад. Он устроен для ребят. Много книжек в доме есть И игрушек там не счесть. Песни, пляски, игры в нем. В этом доме мы растем.

А. Кузнецова

Да, у нас очень много игрушек: мячей, мишек, машин, кукол, лошадок, солдатиков. Давайте в них превратимся! Станем солдатиками-барабанщиками!

Проводятся образные упражнения. «Барабанщики», «Лошадка». Затем дети садятся.

Педагог. Ваша любимая игрушка — лошадка. Она всегда всех катает. Давайте сделаем ей приятное, разучим про нее песенку.

Исполняется песня «Лошадка», сначала музыкальным руководителем с подпеванием детей, затем воспитателем и детьми. Отдельно пропеваются трудные для произношения слова, фразы, и только после этого дети с педагогами поют песню от начала до конца. Воспитатель показывает детям флажок. Воспитатель. А это что у меня в руках, как называется? Выслушивает ответы детей. Воспитатель. Нам солнышко сияет И смотрит на флажки, Как будто зажигает Цветные огоньки.

3. Петрова

Предлагает детям повторить знакомую песню «Флажки». Сначала всем вместе, затем девочкам, потом мальчикам по куплетам. Проводит работу над произношением слов: «мастерили», «красными», «солнышко», «сияет», «по улице». Исполняет песню еще раз. Воспитатель вносит мишку, который как бы приплясывает в ее руках. Воспитатель.

Вот как толстый мишка пляшет. Мишка лапой деткам машет. Долго мишенька плясал, Поскользнулся и упал.

И. Планида

Дети, давайте поможем мишке, потанцуем вместе с ним! Становитесь в пары: я с мишкой, мальчики с девочками.

Несколько раз проводится пляска «Сапожки». Воспитатель (от лица Мишки). Спасибо! Научили меня.

Пожелаю не скучать.

Поскорее подрастать.

Меж собою дружно жить,

Детский сад всегда любить.

М. Познанская Дети прощаются и уходят.

Занятие по развитию творчества в средней группе

План

Инсценирование содержания песни «Зайки серые сидят», музыка Г. Финаровского, слова В. Антоновой.

Импровизация ответа на зов педагога: «…, иди домой!»

Сочинение пляски-импровизации на русскую народную мелодию
в обработке Н. Метлова «Ой, все кумушки, домой».

Программное содержание. Активизировать самостоятельные творческие проявления детей в передаче образных игровых движений, импровизации музыкальных ответов на зов педагога, плясовых движений. Учить детей
выполнять движения в соответствии с характером музыки и формой музыкального произведения. Воспитывать инициативность.

Ход занятия

Дети сидят на стульях вдоль стены. Музыкальный руководитель спрашивает их: «Летом серенький, а зимой беленький. Кто это?» «Шум ужасный вдруг раздался, слышны птичьи голоса. То в курятник забралась к нам в шубке рыженькой …?» Выслушивает ответы детей. Спрашивает, хотят ли они поиграть в зайчиков и хитрую лису. Выслушивает ответы детей. Читает текст песни «Зайки серые сидят», затем поет ее и предлагает детям в движениях показать все, о чем она пела. Считалочкой выбирает лису. Проводит инсценирование песни несколько раз. Между инсценировками дает пояснения, оценку движений того или иного персонажа. (Каждый раз роль лисы выполняют другие дети.) После инсценирования песни дети садятся на стулья к фортепиано. Музыкальный руководитель говорит: «Сейчас мы с вами будем музыкальные ответы сочинять. Я буду кого-либо из вас звать домой, а вы будете мне отвечать: «Не пойду» или «Иду», или «Только немножечко погуляю», или «А я уже пришел!» Но только не сказать ответ надо, а пропеть. Вот так». (Дает образец.) Поочередно зовет детей, например: «Коля, где ты, иди домой!» Дети импровизируют ответы. Музыкальный руководитель и дети отмечают их качество. Затем спрашивает детей, кто пишет книги, стихи, музыку, игры и пляски для детей, уточняет ответы и предлагает детям стать авторами — сочинить пляску. Говорит: «Но для пляски нужна музыка. Послушайте и подумайте, какие движения под нее можно выполнять?» Исполняет «Ой, все кумушки, домой». Вместе с детьми уточняет движения, соответствующие характеру и темпу русской народной мелодии. Затем предлагает всем встать в круг. Проводится пляска типа «Зеркало». Дети поочередно придумывают и исполняют какие-либо движения, начиная и заканчивая их вместе со сменой звучания. Остальные дети повторяют движения «автора» одновременно с ним. (Вариант: «автор» показывает движение на первую фразу, а на вторую — дети исполняют это движение все вместе.) Пляску заканчивают, когда движения начинают повторяться. После пляски-импровизации подводится итог занятия.

Занятие для детей шестилетнего возраста по слушанию музыки на тему: «Музыка разных народов»

План

Знакомство с русской народной песней «Ходила младешенька по борочку» в обработке Н. Римского-Корсакова.

Продолжение знакомства с танцами:

Мастер-класс

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector