Эффективное взаимодействия – это совместно построенные действия участников образовательного процесса, обеспечивающие необходимые условия для личностного роста, развития личностного потенциала, развития навыков рефлексивного поведения (рефлексия — обращение назад, процесс самопознания субъектом внутренних психических актов и состояний), преодоления стереотипизации восприятия, эмоционально-душевного комфорта, развития навыков эффективного вербального и невербального общения, саморегуляции, развитие потребности в самоактуализации.
И.В. Дубровина отмечает, что анализ многочисленных проблем, выдвигаемых перед психологами учителями, учащимися и родителями, показывает, что при всем их многообразии они сводятся в основном к трем моментам:
1) выявлению причин различного рода трудностей в учебно-воспитательной работе с учащимися разного возраста;
2) преодолению и профилактике отклонений в интеллектуальном и личностном развитии школьников;
3) помощи в решении сложных вопросов, конфликтных ситуаций.
Задача педагога-психолога — работа с детьми, коллективом класса, учителями, родителями для решения конкретных проблем. В задачу школьных психологов не входит создание новых методов, исследование психических закономерностей и пр. Этими данными их должна снабжать наука. А они обязаны профессионально использовать все то, чем располагает наука на сегодняшний день. Он должен владеть методами:
— активного обучения,
— социального психотренинга,
— современными методами индивидуальной и групповой профконсультации,
— диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка.
Педагог-психолог работает в тесном контакте с администрацией учебного заведения, его структурными подразделениями, классными руководителями (воспитателями групп), учителями-предметниками, педагогами-логопедами/дефектологами, а также устанавливает взаимоотношения с учреждениями здравоохранения, если необходимо — органами опеки, органами внутренних дел и прокуратуры, общественными организациями, и другими субъектами социального партнерства, оказывающими помощь в воспитании и развитии обучающихся, воспитанников.
Основная задача работы педагога-психолога – работа на перспективу.
Перспективное направление нацелено на развитие индивидуальности каждого ребенка, на формирование его психологической готовности к созидательной жизни в обществе. Психолог вносит в деятельность педагогического коллектива основную психологическую идею — возможность гармонического развития личности каждого школьника — и содействует ее реализации в практической работе. При этом его основная задача — создание психологических условий для развития способностей всех и каждого и выстраивание эффективного взаимодействия всех участников образовательного процесса. Второе направление работы — актуальные проблемы участников образовательного процесса.
Эти два направления неразрывно связаны между собою: психолог, решая перспективные задачи, оказывает конкретную помощь нуждающимся в ней ученикам, их родителям, учителям.
Главный субъект взаимодействия педагога-психолога, ради которого выстраивается вся система взаимодействия родителей и специалистов – ребенок.
Начальная цель взаимодействия психолога с ребенком — это определение (и в случае необходимости формирование) его готовности к школе (ее интеллектуальных, мотивационных, поведенческих характеристик), выявление индивидуальных особенностей на любом уровне их развития как основы поиска оптимальных для данного ребенка способов обучения и воспитания.
Конечная цель взаимодействия психолога со школьником — формирование его психологической готовности к жизненному самоопределению, включающему личностное, социальное и профессиональное самоопределение.
Подготовка педагога к работе по развитию исследовательских способностей и проектных навыков учащихся