Проблема ответственности

Исходный текст:

(1)Это было давно, лет сорок назад. (2) Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и у небольшой ямки, поросшей тальником, увидел птицу. (3) Она услышала меня, испугалась и вдруг бросилась бежать, неуклюже заваливаясь набок.

(4) От мальчишки, как от гончей собаки, не надо убегать. (5) Непременно бросится он в погоню, разожжется в нем дикий азарт. (6) Берегись тогда, живая душа. (7) Я и догнал птицу и, слепой от охотничьей страсти, захлестал ее сырым удилищем.

(8) Я взял в руку птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем. (9) Глаза ее были прищемлены мертвыми, бесцветными веками, шейка, будто прихваченный морозом лист, болталась.

(10) Я узнал птицу. (11) Это был коростель, дергач по- нашему. (12) Все его друзья дергачи отправились в теплые места зимовать, а этот уйти не смог. (13) У него не было одной лапки – в сенокос он попал под косу. (14) Вот потому – то он и бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его.

(15) Худое, почти невесомое тельце птицы вызвало во мне такую жалость, что я стал руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубленную птицу…

(16) Много уже лет я живу и всякого навидался. (17) Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли. (18) Но отчего, почему, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет мое сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля, зачем? (по В.П.Астафьеву)

Сочинение ученицы:

В.П.Астафьев – знаменитый русский писатель, наш современник. Он известен нам по книгам «Васюткино озеро», «Прокляты и убиты», «Последний поклон», «Людочка», «Печальный детектив» и многим другим. Его произведения о природе, о войне, о деревенских людях. Прочитанный текст — это фрагмент рассказа «Зачем я убил коростеля?»

Из уст рассказчика, теперь уже взрослого, умудрённого опытом, звучит история о том, как он, мальчишка, сорок лет назад, возвращаясь с рыбалки, убил коростеля и потом всю жизнь раскаивался в совершённом. Таким образом, автор заставляет нас задуматься над проблемой ответственности человека за свои поступки.

Это глубоко нравственная проблема, поскольку очень тесно связана с такими понятиями, как жестокость и доброта, долг и совесть. Вопрос, обсуждаемый автором, чрезвычайно актуальный и острый, поскольку не может не волновать любого человека, независимо от его возраста, социального статуса. Есть ответственность перед близким, родным человеком, перед семьёй, перед друзьями, перед народом или своей страной, а в тексте В.Астафьева эта проблема рассматривается на примере взаимоотношений человека и природы.

Писатель рассказывает о том, как разгорелся «дикий азарт», о том, как «охотничья страсть» ослепила героя. «Тельце» загубленной птицы вызывает в душе «жалость», и всю жизнь, как зарубка на сердце, звучат угрызения совести: «Зачем я убил коростеля, зачем?» «Сдуру загубленная птица», «дрогнет … сердце», «застарелое мучение» — эти слова характеризуют не только отношение рассказчика к своему поступку, но и красноречиво говорят о позиции самого писателя: человек должен отвечать за каждый свой поступок, а зло, жадность, охотничий азарт влекут за собой только муки совести.

Невозможно не согласиться с мыслями автора. Равнодушное, жестокое отношение к другим людям, к животным, «братьям нашим меньшим», разрушает внутренний мир человека. Если же от природы ты добрый, заботливый, милосердный, то никакого вреда всему, что тебя окружает, ты не принесёшь. Так, у алтайского писателя В.Свинцова есть рассказ «Лиса-лисонька», где повествуется о том, как автор однажды спас маленького лисёнка от мальчишек. Лисёнок вырос и превратился в Лисоньку, которую нельзя было оставлять в домашних условиях, «чтобы не превратить красивого гордого зверя в жалкую домашнюю игрушку». В конце охотничьего сезона рассказчик вместе с соседом Николаем отправился «погонять» зайцев. Случайно в убегающей лисе, прихрамывающей на правую лапу, он узнал свою Лисоньку и не смог нажать на курок. Так писатель доказывает замечательную мысль А.де Сент-Экзюпери: «Мы ответственны за тех, кого приручили».

Не делай зла ближнему – оно обернётся для тебя ещё большим горем, неприятностями. Такова народная мудрость. У В.Астафьева есть сборник новелл «Царь-рыба», в одной из них рассказывается об Игнатьиче, удачливом и умелом рыбаке. Герой занимался браконьерством, поэтому приносил вред природным богатствам реки. Однажды он поймал огромного осетра и был «не в силах совладать с этаким чудищем», но на помощь не захотел позвать даже своего брата. Ударил Игнатьич топором в лоб царь-рыбу и сам оказался в воде, запутанный своими удочками. И смерть близка, и начинает понимать он, что браконьерство будет лежать на его совести тяжким грузом, и от гордыни готов избавиться – зовёт на помощь брата, и даже просит прощения у девушки Глаши, которую когда-то обидел. Этот пример – яркое доказательство того, что человек должен осознавать каждый свой поступок и нести за него ответственность. К сожалению, чувство ответственности свойственно не каждому. Кто мы? Зачем мы? Почему мы так делаем? Часто ли нас тревожат эти вопросы? Прочитанный рассказ В.Астафьева об убитом коростеле ещё раз заставляет нас задуматься об истинном предназначении человека, о добре и зле, о жестокости и сострадании, о мере ответственности перед всем живым на земле.

Как воспитать ответственность у ребенка? Рекомендации Дмитрия Карпачева

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector