Поступление на работу

Сделав, возможно, лишь первые пробные шаги в выборе профессии и приобретя соответствующую подготовку или получив необходимое образование, молодые люди готовы приступить к работе. Переход к работе предполагает период адаптации, трудности которого могут быть не столь велики при наличии помощи хорошего наставника. Профессиональная адаптация предполагает также приверженность интересам своей организации и верность профессии. Однако сначала мы проанализируем, как за последние десятилетия изменились установки по отношению к работе.

Изменение установок по отношению к работе.До начала 70-х годов XX века установки большинства работающих американцев определялись стройной системой ценностей (Yankelovich, 1981). В старой системе ценностей можно выделить несколько компонентов. Считалось, что женщине лучше находиться у семейного очага, если это позволяет материальное положение их мужей, и многие мужчины имели серьезные возражения против того, чтобы их жены работали где-то за пределами дома. В свою очередь, мужчины часто оставались на не удовлетворяющей их работе из экономических соображений. Главными мотивирующими факторами работников являлись деньги, статус и достижение «американской мечты»: много работы, собственный дом и почетный выход на пенсию. Если ты хорошо выполнял свою работу, то общество, в том числе и твоя компания, будет ухаживать за тобой.

Эта система ценностей подверглась за последние десятилетия значительным изменениям. Движение за гражданские права, война во Вьетнаме, развитие не-

Глава 14. Психосоциальное развитие в ранней взрослости 633

официальных направлений молодежной культуры, движение женщин, Уотергейт и другие социальные феномены поставили старый порядок под удар. Многие молодые взрослые, вступающие в ряды рабочей силы, имеют совершенно иные, нежели раньше, взгляды на работу, считая ее, главным образом, средством достижения некоторых целей. Другим фактором является сокращение штатов организаций и учреждений, начавшееся в конце 80-х годов, ввергнувшее миллионы людей в состояние неопределенности в отношении своего будущего. Люди, работающие в столь разных отраслях, например банкиры и сталевары, поняли, что компании теперь неверны своим наемным служащим. Они осознали, что внезапно могут стать безработными, даже при отсутствии какой бы то ни было оплошности с их стороны. Люди поняли, что они сами несут ответственность за свой карьерный рост и не могут хоть в чем-то зависеть от корпорации, будь то трудовая деятельность в течение многих лет или благополучный выход на пенсию и даже медицинская страховка.

Многие молодые люди, которых обстоятельства заставили оценить по-новому проблему занятости, пытаются найти работу на дому. Эта новая модель трудовых отношений возникла по большей части в результате развития современных технологий. Архитекторы, писатели, программисты и представители многих других специальностей сегодня часто работают в домашних условиях благодаря компьютерам, электронной почте, факсимильным аппаратам, сотовым телефонам и устройствам обеспечения электронных совещаний. Тем не менее кому-то приходится ходить на работу в офис или на фабрику. То, с чем им приходится сталкиваться там, особенно если «они» — молодые взрослые, лишь поступившие на работу, может значимо отличаться от их ожиданий.

Столкновение ожиданий с реальностью.Когда молодые взрослые поступают на работу, они могут испытывать состояние, которое можно описать как «потрясение, вызванное реальностью». В течение подросткового периода и этапа подготовки к будущей работе люди часто имеют высокие ожидания относительно того, каким будет их профессиональный путь, как они будут справляться со своими обязанностями. После окончания обучения и начала работы новички очень быстро узнают о том, что некоторые их ожидания нереалистичны. Их обучение может не вполне соответствовать реальной работе, которую им требуется выполнять. Многие работодатели считают, что новички — это люди, которых еще многому нужно научить. Работа может оказаться не творческой, а механической, окружающие люди бывают нечестными; кроме того, может оказаться, что сойтись с коллегами по работе — большая проблема. Истинные цели работы могут затеряться в лабиринте бюрократических процедур или трансформироваться под воздействием приказов начальников. Реальность может вызвать потрясение, результатом которого становятся фрустрация, напряжение и гнев, переживаемые молодым работником на этапе приспособления к новой ситуации.

Роль наставников.Фаза вхождения постепенно уступает место растущей компетентности и самостоятельности. Напомним, что Левинсон подчеркивал важность роли наставников, помогающих молодым работникам усваивать необходимые ценности и нормы. Новички, опекаемые наставниками, приобретают навыки и уверенность в себе в контексте трудовой деятельности. Вскоре они полностью осваиваются на рабочем месте и могут иногда в чем-то превосходить своих наставников, переставая нуждаться в их помощи. В дальнейшем эти работники при

634 Часть IV. Взрослость

Как ПРИНЯТЬ на работу? Как заполнить кадровые документы? Какой Список документов?

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector