И в этом месте нам стоит разъяснить предписание развода, чтобы муж имел знание об этом деле.

Ибн Кудама, да смилуется над ним Аллах, сказал: Развод бывает пяти видов:

  1. Обязательный. Это развод, который следует после выжидания, если муж отказался возобновить брак, а также развод двух судей (с обеих сторон) при ссоре, если они считают это правильным.
  2. Нежелательный. Это развод без надобности.

Аль-Кази передал по этому поводу два сообщения. Первое, что он запрещен. Ибо это нанесение вреда себе, жене, лишение обоюдной пользы без надобности. Поэтому он стал запретным наподобие нанесения ущерба имуществу и согласно словам пророка, да благословит и приветствует его Аллах: Нет нанесения вреда ни себе, ни другому[186].

Второе, что это дозволено согласно словам пророка, да благословит и приветствует его Аллах: «Из всех разрешенных деяний самым ненавистным Аллаху является развод»[187]. В другой версии сказано: Аллах не разрешал ничего ненавистнее для Него, чем развод[188]. И он становится ненавистным лишь при отсутствии необходимости в нем. Ведь пророк, да благословит и приветствует его Аллах, назвал его дозволенным. А из-за того, что он отменяет предпочтительный брак, содержащий в себе пользу, он становится нежелательным.

  1. Дозволенный. Это при необходимости в нем из-за плохого нрава женщины, их плохой совместной жизни и испытании от нее вреда без достижения цели (совместной жизни) с ней.
  2. Предпочтительный. Это при упущениях женщины в обязательных права Аллаха, возложенных на нее, наподобие молитвы[189] и тому подобного. При этом невозможно принудить ее к этому[190]. Либо у мужчины имеется нецеломудренная жена. Ахмад сказал: Ему не следует удерживать ее. Это потому что в этом положении возникает недостаток для религии этого мужчины. А также, потому что он не безопасен от ее супружеского нечестия и ее приписывания ему ребенка, который не родился от него. В этом случае нет ничего плохого в препятствии ей и утруждении ее для того, чтобы она выкупила развод. Всевышний Аллах сказал: Не чините им препятствия, чтобы унести часть приданого, которое вы им дали, если только они не совершили явной мерзости[191]. Может быть также, что в этих двух случаях развод является обязательным.

К предпочтительному разводу также относится развод в состоянии разногласий и состоянии, когда женщина нуждается в разводе за выкуп с целью устранения вреда по отношению к ней.

5. Запрещенный. Это развод во время менструации, либо в состоянии очищения после близости с нею. Ученые всех краев и всех времен единодушны в запретности этого. Он называется еретическим разводом (талак бид’ий), ибо давший такой развод совершил противоречие сунне и оставил веление Всевышнего Аллаха: Разводитесь в течение установленного срока[192].

Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: Если он желает, то разведется с ней до того, как сблизится с нею. И это – установленный срок, в течение которого Аллах велел давать развод женщинам[193]. В одной версии, переданной ад-Даракутни от Ибн ‘Умара, сказано, что он дал однократный развод своей жене, когда у нее была менструация. Тогда он захотел дать после этого еще два других развода во время двух куруъ. Весть об этом дошла до посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, он сказал: О, сын ‘Умара, разве таково веление Аллаха? Ты ошибся в сунне. А сунна состоит в том, чтобы ты дождался состояния очищения и давал развод для каждого куруъ[194]. Кроме того, это потому что если он даст развод во время менструации, то ее срок удлинится. Ибо менструация, в которой он дал ей развод, а также следующий за нею период очищения не засчитываются в качестве ее выжидательного срока согласно мнению тех, кто считает акроъ менструациями. Если же муж даст жене развод во время очищения, в котором он сблизился с нею, то он не безопасен от ее беременности, и тогда он будет сожалеть. А она окажется в сомнении, не зная: выжидать ли ей до разрешения от беременности, либо выжидать акроъ?[195]

КАК ПОМИРИТЬСЯ С БЫВШИМ МУЖЕМ? УЗНАЙТЕ ОТВЕТ . Часть 2


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: