Понятия и принципы бюджетного процесса

1. Составление проекта бюджета

2. Рассмотрение и утверждение бюджета

3. Исполнение бюджета

4. Отчет об исполнении бюджета

Бюджетный процесс это регламентирующее нормами право деятельности органов государственной и местной власти по составлению, рассмотрению, утверждению отчета, об его исполнении. Срок действия бюджетного отчета называется бюджетным годом; он определен в 12 месяцев и совпадает с календарным годом (с 1 января по 31 декабря). В основе бюджетного процесса лежат принципы характерные для бюджетного устройства РФ принципы:

1. Единства

2. Полноты

3. Реальности

4. Гласности

5. Достоверности

6. Самостоятельности всех бюджетов

Вместе с тем для бюджетного процесса характерны и многие другие принципы.

Так, распределение полномочий в бюджетном процессе основано на принципы разграничения компетенции между органами представительной и исполнительной властей. В соответствие с этим принципом составление и представление бюджета относится к функциям органов исполнительной власти, а рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджета к функции представительной органов власти.

Всем без исключения стадиям бюджетного процесса свойствен принцип специализации бюджетных показателей. Он выражается в конкретизации доходов бюджетной системы по источникам о расходах — по целевому их направлению. Принцип специализации бюджетных показателей реализуется через бюджетную классификацию, систематизированную группировку доходов и расходов бюджета по однородным признакам.

Бюджетная классификация оформляется специальным юридическим актом.

Для бюджетного процесса характерен и принцип ежегодности, выражающийся в ежегодном повторении его стадий. Разработка и принятие бюджетов на больший или меньший период времени не нарушает принципа ежегодности бюджета и бюджетного процесса, так как годовые бюджеты принимаются в любом случае.

(2) Составление проектов бюджета.

Первой стадией бюджетного процесса является составление проекта бюджета чему предшествует разработка прогнозов СоцЭконом развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджета. Бюджетная политика государства на очередной финансовый год содержится в бюджетном послании Президента РФ которое должно быть направленно ФБРФ.

Составление проектов бюджета исключительная прерогатива правительства РФ и органов местного самоуправления. Непосредственно составление проектов бюджета осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.

Составление проекта ФБ начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.

Первый этап формирования ФБ это разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана — прогноза функционирования экономики РФ на очередной финансовый год.

Второй этап формирования ФБ это распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствие с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ по получателям бюджетных средств.

Завершается данная стадия тем что с 15 июля по 15 августа Правительство РФ рассматривает предоставленный проект бюджета и иные сопутствующие ему документы и материалы и утверждает проект ФЗ для внесения его в Государственную Думу .

согласно статье 181 БК РФ в проекте закона о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета:

Общий объем доходов и расходов бюджета и дефицит бюджета.

В проекте закона о бюджете должны также содержаться:

  • Прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджета
  • нормативы отчислений от собственных доходов бюджета, передаваемым бюджетам других уровней бюджетной системы РФ

Также в проекте закона о бюджете должны быть установлены расходы бюджета по следующим показателям:

  • Расходы бюджетов по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ
  • Общий объем капитальных и текущих расходов бюджета
  • Расходы и доходы целевых бюджетных фондов
  • Объемы финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы РФ , представляемой в форме дотаций и субвенций, в разрезе бюджетов получающих указанную финансовую помощь
  • Распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов соответствующего бюджета
  • Иные показатели определенные БК РФ, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления о бюджетом устройстве и бюджетном процессе

(3) второй стадией бюджетного процесса является рассмотрение и утверждение бюджета

Проект федерального закона о ФБ в течении трех дней направляется в Совет Федераций, комитеты ГосДумы, другим субъектам право законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в счетную палату РФ на заключение. Государственная Дума рассматривает проект ФЗ о ФБ на очередной финансовый год в четырех чтениях. Проект ФЗ о ФБ на очередной финансовый год считается внесенным в срок если он доставлен в ГД до 24 часов 15 августа текущего года. Одновременно указанный законопроект предоставляется Президенту РФ. В первом чтении проект рассматривается в течении 30 дней со дня его внесения в ГД правительством РФ. В случае отклонения в первом чтении. ГД может в случае не исполнения:

1. Передать указаны проект в согласительную комиссию включающую представителей ГД, Совета Федераций и Правительства РФ

2. Вернуть указанный законопроект в Правительство на доработку на срок до 10 дней

3. Поставить вопрос о доверии Правительству РФ

Самая интересная вещь в мире — это бюджетный процесс

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector