1. Составление проекта бюджета
2. Рассмотрение и утверждение бюджета
4. Отчет об исполнении бюджета
Бюджетный процесс это регламентирующее нормами право деятельности органов государственной и местной власти по составлению, рассмотрению, утверждению отчета, об его исполнении. Срок действия бюджетного отчета называется бюджетным годом; он определен в 12 месяцев и совпадает с календарным годом (с 1 января по 31 декабря). В основе бюджетного процесса лежат принципы характерные для бюджетного устройства РФ принципы:
1. Единства
2. Полноты
3. Реальности
4. Гласности
5. Достоверности
6. Самостоятельности всех бюджетов
Вместе с тем для бюджетного процесса характерны и многие другие принципы.
Так, распределение полномочий в бюджетном процессе основано на принципы разграничения компетенции между органами представительной и исполнительной властей. В соответствие с этим принципом составление и представление бюджета относится к функциям органов исполнительной власти, а рассмотрение, утверждение и контроль за исполнением бюджета к функции представительной органов власти.
Всем без исключения стадиям бюджетного процесса свойствен принцип специализации бюджетных показателей. Он выражается в конкретизации доходов бюджетной системы по источникам о расходах — по целевому их направлению. Принцип специализации бюджетных показателей реализуется через бюджетную классификацию, систематизированную группировку доходов и расходов бюджета по однородным признакам.
Бюджетная классификация оформляется специальным юридическим актом.
Для бюджетного процесса характерен и принцип ежегодности, выражающийся в ежегодном повторении его стадий. Разработка и принятие бюджетов на больший или меньший период времени не нарушает принципа ежегодности бюджета и бюджетного процесса, так как годовые бюджеты принимаются в любом случае.
(2) Составление проектов бюджета.
Первой стадией бюджетного процесса является составление проекта бюджета чему предшествует разработка прогнозов СоцЭконом развития РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и отраслей экономики, а также подготовка сводных финансовых балансов на основании которых органы исполнительной власти осуществляют разработку проектов бюджета. Бюджетная политика государства на очередной финансовый год содержится в бюджетном послании Президента РФ которое должно быть направленно ФБРФ.
Составление проектов бюджета исключительная прерогатива правительства РФ и органов местного самоуправления. Непосредственно составление проектов бюджета осуществляют Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований.
Составление проекта ФБ начинается не позднее, чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.
Первый этап формирования ФБ это разработка федеральными органами исполнительной власти и выбор Правительством РФ плана — прогноза функционирования экономики РФ на очередной финансовый год.
Второй этап формирования ФБ это распределение федеральными органами исполнительной власти предельных объемов бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствие с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов РФ по получателям бюджетных средств.
Завершается данная стадия тем что с 15 июля по 15 августа Правительство РФ рассматривает предоставленный проект бюджета и иные сопутствующие ему документы и материалы и утверждает проект ФЗ для внесения его в Государственную Думу .
согласно статье 181 БК РФ в проекте закона о бюджете должны содержаться основные характеристики бюджета:
Общий объем доходов и расходов бюджета и дефицит бюджета.
В проекте закона о бюджете должны также содержаться:
- Прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджета
- нормативы отчислений от собственных доходов бюджета, передаваемым бюджетам других уровней бюджетной системы РФ
Также в проекте закона о бюджете должны быть установлены расходы бюджета по следующим показателям:
- Расходы бюджетов по разделам и подразделам функциональной классификации расходов бюджетов РФ
- Общий объем капитальных и текущих расходов бюджета
- Расходы и доходы целевых бюджетных фондов
- Объемы финансовой помощи бюджетам других уровней бюджетной системы РФ , представляемой в форме дотаций и субвенций, в разрезе бюджетов получающих указанную финансовую помощь
- Распределение бюджетных ассигнований по главным распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной структурой расходов соответствующего бюджета
- Иные показатели определенные БК РФ, законами субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления о бюджетом устройстве и бюджетном процессе
(3) второй стадией бюджетного процесса является рассмотрение и утверждение бюджета
Проект федерального закона о ФБ в течении трех дней направляется в Совет Федераций, комитеты ГосДумы, другим субъектам право законодательной инициативы для внесения замечаний и предложений, а также в счетную палату РФ на заключение. Государственная Дума рассматривает проект ФЗ о ФБ на очередной финансовый год в четырех чтениях. Проект ФЗ о ФБ на очередной финансовый год считается внесенным в срок если он доставлен в ГД до 24 часов 15 августа текущего года. Одновременно указанный законопроект предоставляется Президенту РФ. В первом чтении проект рассматривается в течении 30 дней со дня его внесения в ГД правительством РФ. В случае отклонения в первом чтении. ГД может в случае не исполнения:
1. Передать указаны проект в согласительную комиссию включающую представителей ГД, Совета Федераций и Правительства РФ
2. Вернуть указанный законопроект в Правительство на доработку на срок до 10 дней
3. Поставить вопрос о доверии Правительству РФ
Самая интересная вещь в мире — это бюджетный процесс