Литературоведение как наука о художественной литературе

Литературоведение – это наука о художественной литературе, её происхождении, сущности и развитии. Литературоведение изучает художественную литературу разных населений украины чтобы понять закономерности и особенности ее собственного содержания и высказывающих их форм.

Литературоведение начинается с древних времен. Древнегреческий философ Аристотель в собственной книге «Поэтика» первый дал теорию жанров и родов литературы (эпос, драма, лирика).

В семнадцатом веке Н.Буало создал собственный трактат «Поэтическое мастерство», опираясь на более раннее творение Горация («Наука поэзии»). В нем обособляются знания о литературе, но это еще не была наука.

В восемнадцатом веке германские ученые пробовали создать просветительские трактаты (Лессинг «Лаокоон. О поэзии и границах живописи», Гербер «Критические леса»).

В начале XIX века в Германии собственную теорию создали братья Гримм.
В Российской Федерации наука о литературе как независимая дисциплина, как инструмент анализа и определённая система знаний литературных явлений со собственными понятиями, методологией и теорией утверждается к середине XIX века.
Современное литературоведение складывается из трех независимых, но тесно связанных между собой главных дисциплин:

  • теория литературы
  • история литературы
  • литературная критика.

Теория литературы исследует природу словесного творчества, разрабатывает и систематизирует законы, неспециализированные понятия художественной литературы, закономерности развития родов и жанров. Теория литературы изучает неспециализированные законы литературного процесса, литературу как форму публичного сознания, литературные произведения как единое целое, специфику взаимоотношений автора, читателя и произведения.

Теория литературы начинается в ходе философско-эстетического осмысления всей совокупности фактов историко-литературного процесса.

^ История литературы исследует своеобразие разных национальных литератур, изучает историю происхождения, смены, развития литературных течений и направлений, литературных периодов, стилей и художественных методов в различные эры и у различных народов, и творчество отдельных писателей как закономерно обусловленный процесс.

История литературы разглядывает любое литературное явление в историческом развитии. Ни литературное произведение, ни творчество писателя нереально осознать вне связи со временем, с единым процессом литературного перемещения.

теория и История литературы тесно взаимосвязаны. Но средства и приемы у них разны: теория литературы пытается выяснить сущность развивающейся эстетической совокупности, дает неспециализированную возможность художественного процесса, а история литературы характеризует конкретные формы и конкретные их проявления.

^ Литературная критика (от греческого kritike – мастерство разбирать, делать выводы) занимается истолкованием и анализом художественных произведений, оценкой их с позиций эстетической сокровище, утверждением и выявлением творческих правил того либо иного литературного направления.

Литературная критика исходит из неспециализированной методики науки о литературе и опирается на историю литературы. В отличие от истории литературы, она освещает процессы, происходящие в первую очередь в литературном перемещении современности, либо интерпретирует литературы прошлого с позиций современных публичных и художественных задач. Литературная критика тесно связана как с судьбой, публичной борьбой, так и с философскими и эстетическими идеями эры.

Критика показывает писателю преимущества и промахи его труда. Обращаясь к читателю, критик не только разъясняет ему произведение, но вовлекает в живой процесс совместного осмысления прочтённого на новом уровне понимания. Ответственным преимуществом критики есть свойство разглядывать произведение как художественное целое и осознавать его в общем ходе литературного развития.

В современной литературной критике культивируются разные жанры – статья, рецензия, обзор, эссе, литературный портрет, полемическая реплика, библиографическая заметка.

Источниковедческой базой истории и теории литературы, литературной критики являются вспомогательные литературоведческие дисциплины:

  • текстология
  • историография
  • библиография

Текстология изучает текст как такой: рукописи, издания, редакции, время написания. Изучение истории текста на всех этапах его существования дает представление о последовательности истории его создания («материальном» воплощении творческого процесса – наброски, черновики, заметки, варианты и т.д.). Текстология занимается и установлением авторства (атрибуция).

Историография посвящена изучению конкретно-исторических условий появления того либо иного произведения.

Библиография – отрасль систематизации информации и научного описания об изданных произведениях. Это запасной дисциплина любой науки (научная литература по тому либо иному предмету), базирующаяся на двух правилах: тематическом и хронологическом. Существует библиография по этапам и отдельным периодам, по персоналиям (авторам), и библиография художественной и литературоведческой литературы. Библиографии бывают научно-запасными (с краткими комментариями и пояснительными аннотациями) и рекомендательными (содержащими списки главных публикаций по темам и определённым разделам).
Современное литературоведение представляет собой весьма сложную и подвижную совокупность дисциплин, для которой характерна тесная взаимозависимость всех её отраслей. Так, теория литературы взаимодействует с другими литературоведческими дисциплинами; критика опирается на теории литературы и данные истории, а последние учитывают и осмысляют опыт критики, сама же критика со временем делается материалом истории литературы и т.д.
Современное литературоведение начинается в тесной связи с историей, философией, эстетикой, социологией, лингвистикой, психологией.

Теория литературы. 1. Что такое литература.


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: