Основные идеи и принципы натурализма как методологии социально-гумантарного познания

Натурализм (лат. naturalis – природный, естественный) – парадигма социально-гуманитарного познания, в рамках которой природа выступает как единый, универсальный принцип объяснения всего сущего. Специфической особенностью натуралистического подхода к изучению человека, общества, культуры есть отождествление социальных, культурных процессов с природными явлениями, распространение методов и принципов естественных наук на область социально-гуманитарного познания. Возможно выделить три типа натурализма: радикальный (конечный) натурализм, отождествляющий природу и общество, культуру и природу; умеренный натурализм, квалифицирующий природу как порождающую базу культуры; частичный натурализм, растолковывающий социокультурные процессы как процессы, обусловленные природными факторами.

Обозначим исследовательские процедуры и основные принципы натуралистического подхода.

Исходный принцип натуралистического подхода к изучению человека, общества, культуры – принцип натуроцентризма, утверждающий человека, общество, культуру как системы совокупности природы. В рамках натурализма социальные, процессы и культурные явления с позиций методологической задачи как следует идентифицируются с природными явлениями. Как природное существо рассматривается человек. Натурализм основан на убеждении, в соответствии с которому в обществе, человеке, культуре нет ничего того, чего нет в природе. Природные, социальные, культурные процессы подчиняются единым законам, имеют единые основания и однообразные объяснительные правила.

Степень натурализации социально-гуманитарных объектов возможно разной: для радикального натурализма характерна квалификация общества, культуры как природных объектов, абсолютизация животного начала в человеке; умеренному натурализму свойственно культуры и рассмотрение общества как надстройки над природным базисом; частичный натурализм не отрицает своеобразных изюминок общества, культуры, человека, но говорит, что решающую роль в формировании этих объектов играется природный фактор, т.е. что эти объекты, по сути, порождены природой, не смотря на то, что и не сводимы к ней. Кроме названных, существует еще одна разновидность натурализма – квазинатурализм. В рамках квазинатурализма общество, человек и культура рассматриваются по аналогии с природными объектами, а естественнонаучные категории употребляются как метафоры.

Основной принцип натурализма — принцип натуралистического редукционизма – сведение социологических, культурологических, антропологических закономерностей к законам живой либо неживой природы. Натурализм универсализирует методы и принципы естественных наук, экстраполирует методы изучения, используемые в естествознании на общества и сферу культуры. Основной тезис натуралистического редукционизма: природные, социальные и культурные процессы подчиняются единым законам, имеют единые основания и однообразные объяснительные правила.Так осуществляется сведение социокультурного анализа к выработке обобщенных, эмпирически обоснованных теоретических положений, каковые будут ориентирами для прогнозирования социокультурных явлений.

Натурализм базируется на идее синкрезиса (нерасчлененного единства) естественных наук и наук социально-гуманитарных, соответственно, он отказывает социокультурному и гуманитарному познанию в специфичности, следовательно, отбрасывает способ понимания как ненаучный, абсолютизируя методику объяснения, генерализации, номотетические процедуры.

Натуроцентристская научная картина мира, основанная на идее абсолютизации природы, исключает любого рода умозрительные, отвлеченные от конкретных процессов и природных явлений, метафизические идеи как ненаучные. В рамках натурализма декларируется метафизики демаркации и идея науки. Натуралистическое, объектно-вещное рассмотрение культуры, общества, человека, нивелирует субъективный нюанс объекта социально-гуманитарного познания. Оно не принимает в расчет то важное событие, что социальная действительность отличается от природной тем, что в обществе действуют люди, владеющие сознанием, волей, свойством осуществлять заблаговременно намеченные цели. Соответственно, социальные, культурные, смыслы и гуманитарные ценности определяются как эпифеномены — явления, по определению вторичные, производные от природных феноменов.

А 3.13 Неприятность истинности в социально-гуманитарном знании — Философия науки для аспирантов

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector