Обычное право и закон.

В Институциях Юстиниана проводится различие между правом писаным и неписаным – «ius scriptum» и «ius non scriptum».

Писаное право – это другие нормы и закон, исходящие от властей и зафиксированные ими в определенной редакции.

Неписаное право – это нормы, складывающиеся в самой жизни, практике. В случае если такие нормы либо правила поведения людей не приобретают защиты и признания страны, они остаются несложными обычаями, традициями (так называемыми бытовыми); в случае если же обычаи будут считаться и защищаются властью , они становятся юридическими обычаями, составляют простое право, а время от времени кроме того воспринимаются властью в форме закона.

Обычаи признавались источником права в том случае, если отсутствуют конкретные требования, выраженные в других формах: В тех делах, в которых мы не пользуемся писаными законами, необходимо выполнять то, что указано обычаями и нравами. Но не каждый обычай имел возможность признаваться имеющим правовую силу. Обычай не должен был противоречить закону, подразумевая, что он его дополняет и собственного рода оживляет; абсолютным считалось, что обычай не в силах отменять указания закона. Для собственного признания в качестве правового требования, другими словами дающего основание на защиту судом, обычай обязан отвечать некоторым дополнительным параметрам:

1. он обязан высказывать продолжительную правовую практику, по крайней мере, в пределах судьбы одного поколения;

2. он обязан высказывать однообразную практику, – причем безразлично, действия либо бездействия;

3. он обязан воплощать неотложную и разумную потребность в правовом как раз регулировании обстановки.

Специфику правового применения обычая составляло то, что ссылающийся на обычай обязан сам доказать факт его наличия, обычай не презюмпировался в суде доказывался.

Серьёзную изюминку римского правового обычая составила неразрывность понимания обычая с нравами. Предписание обычая – это немногословное согласие народа, подтвержденное древними нравами. Поэтому обычай носил черты религиозного правила, опирающегося на авторитет жреческого толкования.

Простое право представляет собой старейшую форму образования римского права. Но по расширения государства и меря укрепления простое неписаное право делается неудовлетворительной формой ввиду неопределенности, недостаточности и медлительности образования для регулирования публичных взаимоотношений. Простое право уступает дорогу другим формам и законам правообразования.

Главным воплощением писаного права римская правовая культура вычисляла законы – leges. Для признания правового предписания в качестве закона нужно было, дабы он исходил от имеющего полномочия органа, другими словами так или иначе воплощал целый римский народ, и дабы он был надлежащим образом опубликован (тайный правовой акт не мог иметь главной юридической силы). Законом считалось распоряжение, принятое при соблюдении соответствующей соответствующего содержания и процедуры: Закон – это имеющие предписывающий темперамент неспециализированные распоряжения, предложенные магистратом, принятые народным собранием и утвержденные Сенатом. Закон для придания ему должной значимости имел возможность исходить лишь от законно избранного магистрата и лишь в пределах его компетенции. Римские законы и приобретали, в большинстве случаев, наименование по его инициатору: закон Корнелия, закон Аквилия и т.д., и известный закон XII Таблиц.

Закон должен был содержать определенные элементы: введение либо указатель событий издания; rogatio либо текст, что имел возможность подразделяться на главки и т.п.; sanctio, где постановлялись последствия нарушения закона и ответственность нарушителей .

Первым сводом законов были известные Законы, написанные на двенадцати «таблицах» и выставленные на римском Форуме. Они явились fons omnis publici privatique iuris. Исходя из этого ignoratio non est argumentum, поскольку отныне любой имел возможность прочесть их незнание и законы – это его вина. Текст законов до нас не дошел, но отдельные отрывки сохранились в произведениях римских юристов. В новое время большое количество дополнительных цитат извлечено из рукописи Институций Гая, отысканной недавно (в 1816 в Вероне).

Текст Законов возможно отыскать в следующих изданиях:

Законы XII таблиц. Пер. Л. Кофанова. М., 1996.

Законы XII таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана (Монументы Римского права). М., 1997.

Все вещи в Законах делились на две категории: resmancipi (почва, рабы, рабочий скот, недвижимое имущество) и res nec mancipi (все другое). Отчуждение – mancipatio – осуществлялось по строго установленной процедуре в присутствии пяти свидетелей. Передача всех остальных вещей осуществлялась в свободной форме.

В Законах детально регламентировались правовые отношения должника и кредитора, семейно–правовые отношения, устанавливалось различие между частноправовыми и публичноправовыми отношениями. Мера ответственности за тяжёлые правонарушения устанавливалась достаточно ожесточённая. Но во многих случаях телесные наказания и казни по принципу «око за око» были заменены на финансовые штрафы. Воровство не рассматривалось как уголовное правонарушение, но считалось правонарушением, затрагивающим интересы частного лица, и наказывалось штрафом в пользу потерпевшего.

Законы складывались из десяти главных таблиц и двух дополнительных. Содержание их таково:

1. ответчика и Отношения истца.

2. Судебный залог, свидетели, дни суда.

3. должники и Кредиторы.

4. Домашнее право.

5. Право наследования.

6. Порядок сделок, срок давности.

7. Права и обязанности земледельцев.

8. Правонарушения (клеветнические песни, телесные повреждения, кража, ссудный процент, лжесвидетельство, ночные собрания).

9. Публичное право.

10. Сакральное право.

11–12. Дополнительные таблицы, каковые включали: запрет на браки между патрициями и плебеями, исправления, внесенные в календарь и др.

Нужно вместе с тем выделить, что законов в республиканском Риме все-таки издавалось не так много; взяли огромное распространение своеобразные римские формы правообразования: эдикты судебных магистратов и деятельность юристов. Консерватизму, характеризующему римское право, эти формы правообразования соответствовали значительно более чем издание новых законов. Окончательное упрочнение императорской власти стало причиной тому, что единоличное распоряжение императора начало признаваться законом: что угодно императору, то имеет силу закона, а сам император законами не связан.

С оформлением в национально-политической культуре единоличной центральной власти, источником права стали и издаваемые императором распоряжения (constitutiones). Отражая содержание переданной правителю власти, эти распоряжения считались имеющими высшую правовую силу наравне с законами.

Эдикт, либо указ (edictum) считался актом, изданным правителем как высшим должностным лицом; в нем имели возможность правоустанавливаться все нормы, отнесенные к компетенции по большому счету всех магистратов страны – другими словами, как в сфере публичного, так и частного права. Поручение, либо полномочие, (mandatum) содержало инструкции чиновникам, в большинстве случаев, в отношении правоприменения; в основном эти акты касались юрисдикции преторов и наместников, соответственно в них рассматривались различные вопросы по преимуществу частного и уголовного права. Рескрипт (rescriptum) был ответом императора на правовые запросы частных либо чиновниковов. Декрет (decretum) был судебным ответом правителя по конкретному делу, имевшим правильно аналогии распространительное значение. Его содержание предопределялось судебными полномочиями монарха как высшего судьи страны.

Дамдынчап Вера Монгушевна, к.и.н., доцент — Простое право тувинцев

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector