Общая характеристика памяти. виды памяти. память как высшая психическая функция.

Память —– форма психологического отражения действительности, заключающаяся в закреплении, последующем воспроизведении и сохранении человеком собственного опыта.

Теории памяти:

1.Учение об ассоциации стало широко распространено в психологии, в особенности в так называемой ассоциативной психологии, распространившей принцип ассоциации на все психологические явления (Д. Юм, У. Джемс, Г. Спенсер). Запоминание рассматривалось как образование ассоциаций, а воспроизведение как применение уже имеющихся ассоциаций. Особенное условие для образования ассоциаций — многократное повторение одних и тех же процессов во времени. В понимании ассоционистов психологические процессы связываются, объединяются между собой сами, независимо от осознания нами значительных внутренних связей самих явлений и предметов, отражением которых эти психологические процессы являются.

2. В 80-х гг. XIX в. германский психолог Г. Эббингауз внес предложение прием, благодаря которому, как он считал, было вероятно изучить законы «чистой» памяти, свободные от деятельности мышления. Данный прием — заучивание тщетных слогов. В следствии он вывел главные кривые заучивания (запоминания) материала и распознал последовательность изюминок проявления механизмов ассоциаций.

3. Так, на смену ассоциативной теории пришла гешпалъттеория. По всей видимости, направляться пояснить, что «гештальт» в переводе на русский язык свидетельствует «целое», «структура», «совокупность». Исследуя память, приверженцы данной теории исходили из того, что и при запоминании и при воспроизведении материала, с которым мы имеем дело, выступает в виде целостной структуры, а не сложившегося на ассоциативной базе случайного комплекта элементов, как это трактует структурная психология (В. Вундт, Э. Б. Титченер).

4. Представители бихевиоризма по своим взорам были весьма близки к ассоционистам. Единственное различие было в том, что бихевиористы подчеркивали роль подкрепления в запоминании материала. Они исходили из утверждения, что для успешного запоминания нужно подкрепить процесс запоминания каким-либо стимулом.

5. Со своей стороны, заслугой представителей психоанализа есть то, что они распознали роль чувств, потребностей и мотивов в забывании и запоминании. Так, ими было обнаружено, что самый легко в отечественной памяти воспроизводятся события, имеющие хорошую эмоциональную окраску, и напротив, негативные события скоро забываются.

6. В начале XX в., появляется смысловая теория памяти. самые яркими представителями данного направления были А. Бине и К. Бюлер, доказавшие, что на первый замысел при воспроизведении и запоминании выдвигается смысловое содержание материала. Особенное место в изучениях памяти занимает неприятность изучения высших произвольных и сознательных форм памяти, разрешающих человеку осознанно использовать приемы мнемической деятельности и произвольно обращаться к любым отрезкам собственного прошлого.

В первый раз систематическое изучение высших форм памяти у детей совершил выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский, что в конце 1920-х гг. приступил к изучению вопроса о развитии высших форм памяти и совместно со собственными учениками продемонстрировал, что высшие формы памяти являются сложной формой психологической деятельности, социальной по собственному происхождению. В рамках предложенной Выготским теории происхождения высших психологических функций были выделены этапы фило- и онтогенетического развития памяти, включая произвольную и непроизвольную, и яркую и опосредованную память.

7. направляться подчернуть, что работы Выготского явились предстоящим развитием изучений французского ученого П. Жане, что одним из первых начал трактовать память как совокупность действий, ориентированных на запоминание, хранение и переработку материала. Как раз французской психотерапевтической школой была доказана социальная обусловленность всех процессов памяти, ее прямая зависимость от практической деятельности человека.

8. Отечественные психологи продолжили изучение сложнейших форм произвольной мнемической деятельности, в которых процессы памяти связывались с процессами мышления. Так, изучения А. А. Смирнова и П. И. Зинченко, проводимые с позиции психотерапевтической теории деятельности, разрешили раскрыть законы памяти как осмысленной людской деятельности, установили зависимость запоминания от поставленной задачи и выделили главные приемы запоминания сложного материала.

Виды памяти:

1) по характеру психологической активности, преобладающей в деятельности, память дробят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую;

Двигательная (либо моторная) память — это запоминание, воспроизведение и сохранение разных перемещений. Двигательная память есть базой для создания разных практических и трудовых навыков, равно как и навыков ходьбы, письма и т. д. Эмоциональная память — это память на эмоции. Этот вид памяти содержится в отечественной способности запоминать и воспроизводить эмоции. Эмоции постоянно сигнализируют о том, как удовлетворяются интересы и наши потребности, как осуществляются отечественные отношения с окружающим миром. Пережитые и сохраненные в памяти эмоции выступают в виде сигналов, или побуждающих к действию, или удерживающих от действий, позвавших в прошлом отрицательные переживания.

Образная память — это память на представления, жизни и картины природы, и на звуки, запахи, вкусы и др. Сущность образной памяти содержится в том, что воспринятое раньше воспроизводится после этого в форме представлений.

Словесно-логическая память выражается в воспроизведении и запоминании отечественных мыслей. Мы запоминаем и воспроизводим мысли, появившиеся у нас в ходе обдумывания, размышления, не забываем содержание прочтённой книги, беседы с приятелями.

2) по характеру целей деятельности — на непроизвольную и произвольную; Непроизвольная — имеется в виду воспроизведение и запоминание, которое осуществляется машинально, без волевых упрочнений человека, без контроля со стороны сознания. Наряду с этим отсутствует особая цель что-то запомнить либо припомнить, т. е. не ставится особая мнемическая задача.

Произвольная — такая задача присутствует, а сам процесс требует волевого упрочнения.

3) по длительности сохранения и закрепления материала (в связи с его местом и ролью в деятельности) — на краткосрочную, долгосрочную и своевременную

Краткосрочная память — это вид памяти, характеризующийся весьма кратка сохранением принимаемой информации. С одной точки зрения краткосрочная память чем-то похожа на непроизвольную. Так же как и при с непроизвольной памятью, при краткосрочной памяти не употребляются особые мнемические приемы. Но в отличие от непроизвольной, при краткосрочной памяти для запоминания мы предпринимаем определенные волевые упрочнения.

Долгосрочная память – длительность сохранения материала не ограничены.

Оперативная память – применение материала из краткосрочной и долгосрочной памяти для исполнения каких-то текущих операций.

механизмы запоминания и Виды памяти

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector