О важности родительской роли

Полагаю, вам приходилось слышать, что, мол, по окончании того, как родители передали ребенку собственные гены, от них мало что зависит. Основное — не обижать собственный чадо, кормить его и обувать, а в остальном гены так или иначе заберут собственный. Подобные умонастроения разрешают родителям отфутболивать детей воспитателям и нянькам в детском саду и со спокойной совестью заниматься собственными делами. Красивое оправдание для лени и вечной занятости!

Обязан согласиться, к числу таких своих родителей следовало бы отнести и меня самого. У моих дочерей весьма различные характеры. И потому, что они росли в однообразных условиях (это о воспитании, другими словами nurture), я привык думать, что столь непохожими друг на друга их сделали не мы — папа с матерью, — а природа (nature), другими словами унаследованные ими от нас гены.

Само собой разумеется, на данный момент я осознаю, что это не верно. Сейчас и наука признает то, что практически всем матерей и самым толковым из отцов было известно неизменно: роль своих родителей в формировании детей только серьёзна! Процитируем Томаса Отдай, автора пионерских изучений в области пренатальной и перинатальной психологии: «Эти, размещённые в течение последних десятилетий в заслуживающих полного доверия источниках, свидетельствуют, что родители оказывают огромнейшее влияние на умственные и физические качества воспитываемых ими детей» [Verny and Kelly 1981].

Ребенок испытывает родительское влияние еще в утробе матери, обосновывал Отдай в собственной вышедшей еще в первой половине 80-ых годов XX века книге «Тайная судьба нерожденного ребенка». Потому, что научные свидетельства, на каковые он тогда опирался, были все-таки не хватает убедительными, так именуемые «эксперты» отнеслись к его выводам скептически. В те годы считалось, что мозг новорождённого ребёнка и плода остается функционально неполноценным и, значит, младенец не имеет возможности иметь памяти и ощущать боль (масла в пламя тут подлил сам Зигмунд Фрейд, что, на основании того, что большая часть людей не помнит себя до трех-четырехлетнего возраста, ввел в обиход термин «инфантильная амнезия»).

Позднее исследователи в области неврологии и экспериментальной психологии не покинули от этого мифа камня на камне. Стало ясно, что мозг плода и тем более новорожденного владеет громадными свойствами к обучению и восприятию, и особого рода памятью, которую неврологи именуют «имплицитной». Еще один первопроходец пре и перинатальной психологии, Дэвид Чемберлен, в собственной книге «Сознание вашего новорожденного ребенка» пишет: «Говоря по правде, практически все, что мы привыкли думать о мелких детях, неверно. Они вовсе не простые и незамысловатые существа. Им свойственна сложность, которая не определяется прожитым временем. Это мелкие создания с нежданно громадными мыслями» [Chamberlain 1998].

Внутриутробный период судьбы оказывает большое влияние на характер и здоровье человека. «Уровень качества судьбы в материнской утробе, в которой мы пребывали впредь до момента рождения, обусловливает отечественную предрасположенность к сердечнососудистым болезням, инсульту, диабету, массе и ожирению вторых недугов», — пишет в собственной книге «Жизнь в материнской утробе: источник болезней и здоровья» врач Питер Натаниэле [Nathanielsz 1999]. Более поздние изучения разрешили пополнить данный перечень такими хроническими недугами, как остеонороз, и нервные и психологические расстройства [Gluckman and Hanson 2004].

Эти новые представления о внутриутробном периоде судьбы человека заставляют пересмотреть концепцию генетического детерминизма. Питер Натаниэле пишет: «Имеется все больше свидетельств того, что роль программирования здоровья человека условиями его внутриутробного развития как минимум столь же громадна, как роль генов. Генетическая близорукость — вот термин, что наилучшим образом характеризует убежденность в том, что отечественная будущее в течение всей жизни определяется только генами… В отличие от преисполненной фатализма генетической близорукости, познание механизмов внутриутробного программирования разрешит нам улучшать стартовые условия в жизни отечественных их потомков и детей».

Механизмы внутриутробного программирования, о которых говорит Натаниэле, — это те же самые эпигенетические механизмы, при помощи которых раздражители из внешней среды руководят генной активностью. По утверждению Натаниэлса, родителям в полной мере под силу улучшить условия внутриутробного существования собственного еще не появившегося ребенка и тем самым сыграть в его жизни роль, в случае если возможно так выразиться, «генных инженеров». Непременно, эта мысль есть ламаркистской и противоречит дарвинизму. Сейчас Натаниэле — один из тех немногих ученых, которым добывает смелости прямо упоминать имя Ламарка: «…передача купленных показателей от поколения к поколению при помощи негенетических средств вправду имеет место. Ламарк был прав, пускай кроме того такая передача и происходит посредством механизмов, малоизвестных в его время».

Интуитивно чувствуемая каждой матерью восприимчивоегь вынашиваемого ею ребенка к внешней среде разрешает ему оптимизировать собственный генетическое и физиологическое развитие и заблаговременно приспособиться к миру, в котором ему предстоит жить. Одновременно с этим, в случае если плод будет развиваться при негативных внешних событиях, свойственная ему развития и эпигенетическая гибкость реагирования может стать обстоятельством целого букета хронических болезней в зрелом возрасте [Bateson, et al, 2004].

Влияние своих родителей на формирование ребенка длится и по окончании его рождения, поскольку как раз от них зависят условия, в которых ему приходится жить. В сравнительно не так давно вышедшей книге Дэниела Сигела «Развитие сознания» говорится о том, как ключевую роль играются родители в развитии мозга ребенка: «Для развивающегося мозга ребенка мир социума делается источником наиболее значимого опыта, воздействующего на экспрессию генов, каковые и определяют, как будут связываться между собой нейроны при установлении нервных дорог, служащих базой интеллектуальной деятельности» [Siegel 1999]. Иначе говоря активация генов, нужных для создания здорового мозга ребенка, требует благотворного внешнего окружения. Новейшие научные результаты показывают, что родители играют для собственного ребенка роль «генных инженеров» и по окончании его рождения!

Что означает родительское какую роль и благословение оно играется в жизни? |

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector