О человеке и обществе.

Прагматизм — философский подход, охватывающий творчество последовательности американских философов — Ч.С. Пирса, Уильяма Джеймса, Джона Дьюи и отождествляющий значение и в конечном итоге истинность понятия либо суждения с практическими результатами. Так, в соответствии с Пирсу, научные догадки должны оцениваться, как это быть может, контролируемыми выводами, и их способностью и простотой справляться с новым доказательством. Для Уильяма Джеймса идеи становятся подлинными только так, как они оказывают помощь нам соотносить отечественный опыт. Теории тут рассматриваются скорее как правила, направляющие отечественные действия, чем как педантичные описания мира. Социальный прагматизм — разглядывает действия человека с позиций их пользы (социальной), которую он поймёт. СП оказал влияние на становление СИ, не смотря на то, что сам СП делает упор на психотерапевтическом нюансе людской сотрудничества, а СИ – на социальном.
Пирс: дабы изучить символический мир индивида, необходимо изучить его язык.
СИ – социально-психотерапевтическая теория, сформировавшаяся в американской соц-ии и обрисовывающая судьба в об-ве как сферу совместно творимых значений и смыслов, кладущая в базу анализа социокультурной действительности социальные (с акцентированием межиндивидуального нюанса) сотрудничества, взятые в их символическом (особенно языковом) выражении. Подчеркивает процессуальную природу социального. С.И. выдвинул последовательность неклассических идей, появлявшихся родственными некоторым положениям осознающей социологии (обращение к внутренним структурам личности, к культурной проблематике, к анализу языка, к принципу конструируемости социальной действительности и т.д.). Термин ввел в 1937 Г.Блумер, не смотря на то, что основателем принято вычислять его учителя — Дж. Мида (он именовал собственную теорию «социальный бихевиоризм»).
Ч.Кули (формально еще не был симв.интеракционистом, но явл. ярким предшественником направления): подчеркивал основополагающую роль сознания в формировании соц процессов. Приобщение личного сознания к громадному- это и имеется социальный процесс, т.е. социализация личного сознания. Концепция «зеркального я»: человек сооружает собственный Я, основываясь на собственной интерпретации восприятия его вторыми, на их оценках, через сотрудничество с другими (ребёнок «отражается» в родителях, с возрастом комплект «зеркал» возрастает, человек может уже сам себе выбирать их) Может появиться неприятность: при искажении отражения ч-к неверно интерпретирует собственный отражение, что ведет к несоответствию ожиданий и поведения. «+» концепции: раскрыт механизм развития личности; «-» не учитывает активность личности, не установлен механизм восприятия чужих оценок.

Блумер: желал преодолеть схематизм бихевиоризма и думал, что ч-ком движет не стимул, а значение, которое получается на протяжении его интерпретации окр. действительности. 3 основных полож-я его теории:
1). Любое воздействие происходит на базе смысла, кот. действующий индивид в него вкладывает, т.е. поведение неизменно осмыслено. Причем все эти значения проистекают из неспециализированных социальных знаков. (напр., отказ от участия в военных действияхях для одного свидетельствует личную трусость, для др-го — символизир сознательный пацифизм, другими словами уже другой знак. Но в том и втором случаях за актами поведения стоят публичные знаки). Жест – первое, на что реагируют участники коммуникации, он интерпретируется реципиентом, и в случае если его восприятие жеста сходится со смыслом, что положил в него его создатель, то тогда обеспечивается познание и вероятно согласование действий. Любое сотрудничество — символично. 2). Сами знаки рождаются в ходе сотрудничества людей и лишь в том месте. 3). В ходе действия люди всегда интерпретируют, растолковывают себе значения знаков. Данный процесс и формирует индивидуальность человека. Человеч. сознание, осмысленность поведения появляются лишь при общении (язык – это сама жизнь, он символичен, он – наиболее значимый фактор ). Процесс интерпретации кроме этого является основой сотрудничества.
Мид: разглядывал социальное сотрудничество как конституирующее социальность, Блумер – напротив, соц. сотрудничество определяется социальностью. Чикагская школа СИ (Блумер, Шибутани) – соц развитие = развитие коммуникационных форм. Айовская школа СИ (М.Кун) – изучала стабильные символические структуры (социальные структуры — это итог стабилизации межличностного сотрудничества). Она усвоила последовательность позитивистских методологических установок, отказалась от рассмотрения внутренней структуры личности, сделав выговор на групповых нормах и сблизившись, в конечном счете, с теорией социальных ролей.
Сотрудничество – свойство принимать роль «Другого» (что приходит в ходе социализации), т.е. наблюдать на обстановку со стороны, глазами окружающих. Умению взаимодействовать с об-вом и его участниками «в себя» ч-к обучается с детства.
Все вышеперечисленное отличает человеческое общество от существования животных. Сравнивая две эти сферы, интеракционисты останавливаются на языке как факторе, придающем решающее отличие человеч-му сотрудничеству (символич. природа языка, свойство порождать однообразные реакции).

Дж.Г.Мид (считается представителем соц.прагматизма): Неизменно происходит процесс интерпретации знаков, кот-ый Мид именует внутренним общением. внешнее общение – создание знаков. Интерпретация — это общение между двумя частями личности (самости – self): I (собственное восприятие себя) и Ме (видение себя глазами вторых людей). Становление личности – становление собой+открытие об-ва для себя. Через сотрудничество с другими происходит обучение соц ролям, умению брать на себя роль другого. Только с возникновением у ребенка абстрактной концепции об-ва у него может сформироваться представление о собственной личности.
«Обобщенный второй» — все «зеркала», в которых мы отражаемся
«Значимый второй»- те, чьи оценки нам ответственны, на кого мы ориентируемся в собственном поведении.
По мере развития личности ведущую роль получает сознательная часть &не;Ме, люди все больше наблюдают на себя и оценивают себя глазами вторых, правильнее обобщенного другого – общества, оно снабжает индивиду единство его самости (self). Гоффман: «драматургический подход»: Об-во ? театр: вся сцена действия делится на внешнюю часть, где люди («актеры») воображают себя «на зрителях», и внутреннюю, где аудитория уже не осуществляет контроль за происходящим на сцене (актеры меняют суть собственной деятельности, расслабляются, не «играются» на публику). И лишь изменчивое, многоликое Я может выжить и удачно сообщаться с другими.
СИ дает неповторимую возможность всех процессов, происходящих в обществе. Ее интерес к индивидуальности, поведению личности в определенных обстановках время от времени рассматривается как недочёт, т.к. СИсты уклоняются от глобальных теорий об-ва, считая их тщетными. Это не совсем так: СИсты развивают собственные теоретические обобщения на втором уровне и через призму коллективного поведения прослеживают все остальные процессы социальной судьбе.

Древние философы об человеке и обществе. Ч. 1. Видеоурок по обществознанию 11 класс

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector