Научное познание.

Научное познание — особенный вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и человеке.

Главными изюминками научного познания являются следующие:
— объективность добываемого знания;
— развитость понятийного аппарата (категориальность);
— рациональность, которая связана с непротиворечивостью, системностью и доказательностью;
— проверяемость;
— большой уровень обобщения знаний;
— универсальность;
— применение особых методов и способов познавательной деятельности.

Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом изучения любой феномен, может изучать все в людской мире — будь то деятельность сознания, психика либо же хозяйственная деятельность человека. Но все, что наука делает своим предметом, она исследует со причин и стороны закономерностей.

Научное познание имеет собственные уровни, формы и способы.

Уровни научного познания:
— эмпирический — обнаружение объективных фактов, в большинстве случаев, со стороны их очевидных связей;
— теоретический — обнаружение фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, отношений и внутренних связей.

Формы научного познания — научный факт, эмпирический закон, неприятность, догадка, теория.

Способы научного познания — наблюдение, опыт, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение.

Универсальные — синтез и анализ, индукция и дедукция,аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация

Единство исторического и логического, восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, формализация, математизация

Научный факт (лат. factum — сделанное, совершившееся) — отражение объективного факта в людской сознании, т. е. описание при помощи некоего языка.

Эмпирический закон — объективная, значительная, конкретно-общая, повторяющаяся, устойчивая связь между процессами и явлениями.

Неприятность — осознанная формулировка вопросов, появляющихся на протяжении познания и требующих ответа.

Неприятность возможно теоретической либо практической.

Научная неприятность выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для ее разрешения.

Догадка (гр. hypothesis — база, предположение) — научное предположение, сформулированное на базе последовательности фактов, подлинное значение которого неизвестно, носит вероятностный темперамент и испытывает недостаток в доказательстве, проверке, обосновании.

На протяжении проверки догадки преобразовываются в теории; уточняются и конкретизируются, или отбрасываются как заблуждение.

Теория (гр. theoria — наблюдение, рассмотрение, изучение) — самая развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и значительных связей определенной области действительности.

Структура теории
• Исходные основания: фундаментальные понятия, правила, законы, теоремы, ценностные факторы и т. п.
• Идеализированный объект данной теории.
• Логика и методика, используемые для построения теории.
• Совокупность утверждений и законов, выведенных из теории.

Главный элемент любой теории — закон, исходя из этого ее возможно разглядывать как совокупность законов.

Способ (от гр. methodos — путь изучения) понимается как орудие, средство познания. В способе познания объективная закономерность преобразовывается в правило действия субъекта (исследователя).

Научный способ характеризуется двумя ответственными качествами — объективностью и строгостью.

Среди эмпирических способов научного познания громадную роль играются наблюдение (Н) и опыт (Э):

1. Н) Целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного изучения; Э) Изучение какого-либо явления методом активного действия на него при помощи создания новых условий, соответствующих целям изучения, либо же через трансформацию течения процесса в нужном направлении.

2. Н) Отсутствие преобладающего действия субъекта познания на объект изучения; Э) Наличие преобладающего действия субъекта познания на объект изучения.

3. Н) Возможность инструментов и использования приборов в целях компенсации естественной ограниченности людских органов эмоций; Э) Создание нужных условий, включая устранение всех мешающих факторов; материальные действия на объект либо условия; измерения с применением соответствующих технических устройств.

К универсальным способам научного познания относятся синтез и анализ.

Анализ (гр. analysis — разложение) — процесс мысленного либо фактического разложения целого на составные части.

Синтез (гр. synthesis — соединение) — процесс мысленного либо фактического воссоединения целого из частей.

Познание не имеет возможности сделать настоящего шага вперед, лишь разбирая либо лишь синтезируя. Анализ предшествует синтезу, но и сам вероятен лишь на базе результатов проделанной синтетической деятельности; сообщение синтеза и анализа органическая, внутренне нужная.

Неразрывно связаны между собой дедукции и методы индукции, каковые обусловливают друг друга в ходе познания.

Индукция (лат. inductio — наведение) — путь умелого изучения явлений, на протяжении которого от отдельных фактор совершается переход к неспециализированным положениям. Отдельные факты как бы наводят на неспециализированное положение.

Дедукция (лат. deductio — выведение) — подтверждение либо выведение утверждения (следствия) из одного либо нескольких вторых утверждений (посылок) на базе законов логики, носящее точный темперамент.

Универсальным способом научного познания есть аналогия (гр. analogia — соответствие) — сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях. В современной науке развитой областью систематического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, обширно применяемая в моделировании.

Моделирование (фр. modele, от лат. modulus — пример, мера) — воспроизведение черт некоего объекта на втором объекте (модели), намерено созданном для их изучения. Потребность в моделировании появляется тогда, в то время, когда изучение конкретно самого объекта нереально, затруднительно, дорого, требует через чур долгого времени и т. п.

Абстракция (от лат. abstractio — отвлечение) — один из универсальных способов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от отношений свойств и ряда предметов между ними и выделении какого-либо свойства либо отношения. В качестве результатов процесса абстрагирования выступают категории и различные понятия.

К универсальным способам познания относится идеализация — мыслительный акт, который связан с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в действительности и опыте. Примерами идеализированных объектов смогут быть: «прямая», «точка» (в математике), «полностью жёсткое тело», «совершенный газ» (в физике) и т. д.

К теоретическим способам научного познания в собственности единство исторического и логического.

Исторический способ — связан с освещением разных этапов развития объектов в их хронологической последовательности, в конкретных формах проявления. Описание исторического процесса во всем его многообразии, с учетом его неповторимых, личных изюминок.

Логический способ — связан с воспроизведением в теоретической форме, в совокупности абстракций сущности, главного содержания исторического процесса. Отражение объекта в один момент в самых его истории и существенных связях его развития: воспроизведя объект в высшей, зрелой его форме, включающей как бы в снятом виде прошлые его ступени, осуществляется познание и основных вех его истории

Исторический и логический способы тесно связаны между собой. Исторический способ без логического слеп, а логический без изучения настоящей истории беспредметен. Дабы в мыслях воспроизвести объект в его целостности, применяют теоретический способ научного познания, названный восхождения от абстрактного к конкретному.

Формализация (лат. forma — вид, образ) — уточнение содержания познания, осуществляемое при помощи того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, разрешающими выявлять и фиксировать значительные и закономерные стороны разглядываемых объектов.

Математизация — применение разных способов измерения, разрешающих приписывать материальным их свойствам и объектам определенные числа, а после этого вместо трудоемкой работы с объектами функционировать с числами по определенным математическим правилам.

Лишь единство всех способов современного научного познания снабжает их объективную истинность и возрастающее влияние на научно-технический прогресс.

Обществознание. человек и Общество: Научное познание. Центр онлайн-обучения «Фоксфорд»

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector