Народы северного кавказа

Населенный множеством народов и племён и Сейчас, горный Кавказ и частично предгорья в раннее средневековье воображали из себя еще большее скопление этносов. Возможно поразмыслить, что именно ко мне по окончании разрушения Вавилонской башни устремились различные племена. Что-то сходное с таким определением вправду имеется: горный Кавказ издревле являлся убежищем для многих народов, оттесняемых с севера и юга и ассимилируемых в том месте вторыми этносами. Но в историческое время на западном Кавказе обитали по большей части адыги, на восток от них аланы (осы, осетины), после этого предки вейнахов, о которых настоящих известий практически нет, и потом разные дагестанские народы (лезгины, аварцы, лакцы, даргинцы и др.). Этническая карта предгорий и частично горных районов изменялась и до XIII в.: с приходом тюрко-половцев, и вдобавок ранее булгар и хазар часть местных жителей, сливаясь с ними, стала базой для таких народностей, как карачаевцы, балкарцы, кумыки.

Еще древние писатели именовали на Кавказе местные царства, к примеру, меотов в Приазовье, но как эти заглавия соответствовали реалиям — сообщить тяжело. На восточном Кавказе в Дагестане (термин, кстати, поздний, от тюркского «даг» — гора) самый древние политические объединения упоминаются с первых столетий отечественной эры. Так, армянские источники именуют «царей лезгин» применительно к IV—V вв. а также ранее. Но наибольшее число информации о политической структуре Дагестана связано с периодом иранских шахов Сасанидов (III—VII вв.), с которыми связывают и происхождение местных княжеств, и построение Дербентской крепости.

В центральном Предкавказье, а иногда и на более широких пространствах уже на рубеже н.э. появился Аланский альянс, что был разгромлен гуннами, но возродился по окончании падения Гуннской державы.

Западная часть северного Предкавказья к югу от реки Кубань была издревле населена предками адыгов. Источники именовали их или кашаками (касогами), или зиками. Термин «черкесы» — поздний, из иранских языков и свидетельствует легко солдат (чере-кес, где «чери» — войско, а «кес» — человек). Адыгские (кашакские) племена были в раннее средневековье чуть ли не самым бессчётным населением украины, уступая, быть может, иногда лишь аланам. Они всегда были раздроблены и враждовали не только с соседями, но и между собой. Вот что писал о них ал-Масуди: «За царством алаи находится народ, именуемый кашак, живущий между горой Кабх и Румским (Тёмным) морем. Народ данный исповедует веру волшебников (т.е. язычников). Среди племен тех мест нет народа более изысканной наружности, с более чистыми лицами, нет более прекрасных мужчин и более красивых дам, более стройных, более узких в поясе, с более выпуклой линией ягодиц и бёдер. Наедине их дамы, как обрисовывают, отличаются сладостностью… Аланы более сильны, чем кашаки… Обстоятельство их слабости если сравнивать с аланами в том, что они не разрешают поставить над собой царя, что объединил бы их. При таких условиях ни аланы, ни какой второй народ не имели возможность их покорить».

Известия о кашаках X в. говорят об оживленной торговле их с Малой Азией через Трапезунд.

В X в. кашаки столкнулись с русами недалеко от Тамани. Это произошло при Святославе, что, готовясь к борьбе с Византией, разгромил союзников последней — хазар и закрепился на Таманском полуострове, где русским опорным пунктом на долгое время стала ветхая крепость Матарха, которую русские именовали Тмутаракань. Владимир, сын Святослава, передал Тмутаракань одному из собственных сыновей — Мстиславу, что позднее в борьбе с братом Ярославом подчинил себе все русские почвы по левую сторону Днепра. В Киевской Руси существовали сказания о войнах Мстислава, по своим нравам напоминавшего собственного деда Святослава, с касогами и единоборстве русского князя с касожским богатырем Редедей, которого Мстислав зарезал перед последовательностями касожскими. Разумеется, Мстиславу удалось подчинить себе еще какую-то часть кашакских племен, поставлявших ему храбрых солдат.

После этого степь заполонили половцы, отрезав Северный Кавказ от Руси. Тмутараканское княжество как-то незаметно провалилось сквозь землю в начале XII в. Усилились Грузия и аланы. Часть кашаков вынуждена была признать власть алан, и последние кроме того в XII в. закрепились в некоторых причерноморских крепостях на территории нынешнего Краснодарского края. Прибрежные кашаки, разумеется, признавали и власть грузинских царей, в XI—XII вв. тесно связанных с аланами.

Внесло появление и изменение на восточном берегу Черного моря итальянских (по большей части генуэзских) торговых факторий, каковые начали появляться по контрактам с Византией уже в середине XII в. Сейчас в районе Керчинского пролива известен и город Росия, разумеется, который связан с какой-то сохранившейся русской колонией в этих местах.

На Центральном Кавказе господствовали аланы либо осы (осетины). О вейнахах (предках ингушей и чеченцев) мы практически ничего не знаем. Они упоминаются в «Армянской географии» VII в., и называющиеся «дурдзуки» в грузинских летописях.

Аланы же упоминаются на Кавказе В первую очередь н.э, не смотря на то, что пришли они ко мне, без сомнений, раньше, вместе с другими сарматскими племенами. Аланский альянс был разгромлен гуннами, но возродился по окончании распада империи Аттилы. Продолжительное время аланы были верными союзниками хазар в их борьбе за господство на Кавказе. Уже поэтому они являлись союзниками Византии и врагами арабов. От Византии к аланам рано пробралось христианство, не смотря на то, что официально аланский царь стал христианином где-то в начале X в., по окончании чего появилась и Аланская митрополия. Это, но, вызвало недовольство хазар, и по окончании неудачной войны с последними аланы вынуждены были официально отречься от христианства. По окончании разгрома хазар Святославом обстановка изменилась, аланская знать возвратилась в лоно христианской церкви. В то время, когда это произошло, совершенно верно неизвестно, но потому, что в конце X в. Аланская епархия занимала в перечне подчиненных Константинополю епископств 61-е место за Русью, это, разумеется, случилось где-то в 90-х годах X в.

В XI—XII вв. Алания пребывала в тесных отношениях с Грузией. Грузинские и аланские правители довольно часто роднились между собой. Как мы знаем, что вторым мужем царицы Тамар был аланский царевич Давид Сослан, мать которого была грузинка. Исходя из этого в XI—XII вв. в Алании переплетаются и византийское, и грузинское влияние, в особенности в архитектуре сохранившихся церквей. Появилось на греческой базе и аланское письмо, от которого до наших дней дошли только жалкие остатки. Но ареал сношений правителей Алании был еще шире и доходил до Северо-Восточной Руси — супруга Всеволода Громадное Гнездо была аланка.

Алания XI—XII вв. выглядит как достаточно сильное, не смотря на то, что и не в полной мере централизованное государство. Власть царей была ограничена знатью либо ос-богатарами, как их именуют источники. Столицей Алании был город Магас (практически Большой, Великий). Его правильное расположение неизвестно, не смотря на то, что он упоминается кроме того китайскими источниками в связи с походами монголов.

Больше всего мы знаем о народах и ранних политических объединениях на территории Дагестана, что с покон веков был тесно связан через Закавказье с семитскими цивилизациями и Ираном Передней Азии. Тут же в самом узком месте, где горы ближе всего подходят к Каспийскому морю, был самый удобный проход на север в Предкавказье, узнаваемый под иранским заглавием Чола либо Чора (узкое ущелье). Контроль над ним издревле был ответствен не только для маленьких стран Восточного Закавказья, но и для замечательных ближневосточных империй, типа Ахеменидской, Парфянской и Сасанидской. Заинтересованы были в упрочнении этого прохода и Рим, а после этого Византия, каковые во время их мирных взаимоотношений с Ираном кроме того вкладывали средства для поддержания и возведения тут в должном порядке упрочнений. Археологические изыскания говорят о том, что старейшие оборонительные сооружения тут показались еще в VIII—VII вв. до н.э., т.е. были, разумеется, воздвигнуты местным населением против двигавшихся с севера скифов. Особенное внимание этому району уделяли иранские Сасаниды (III—VII вв.), при которых в V—VI вв. и были воздвигнуты те замечательные стены и крепость, что в базе сохранились до наших дней, взяв уже тогда иранское наименование Дербент (Закрытые ворота). Во время арабо-хазарских войн Дербент в большинстве случаев был под арабской властью и халифы уделяли огромное внимание ремонту и поддержанию его упрочнений. Ко мне с VII—VIII вв. переселялись и арабы, кроме того в XII в. их потомки сохраняли собственный язык. Конечно, ко мне прежде всего проникал и ислам. Но проникновение ислама в горные районы шло весьма медлительно. и население горного Дагестана исповедовало или местные языческие культы, которые связаны с поклонением силам природы, или христианство. Последнее пробралось в Дагестан из Грузии и Кавказской Албании и еще в IX—X вв. а также позднее занимало прочные позиции у аварцев, лезгин и других дагестанских аборигенов. Вместе с тем о глубоком проникновении христианства в народную среду тут, как и на остальном Северном Кавказе, вряд ли возможно сказать. К примеру, наибольшим политическим объединением Дагестана в IX—XII вв. была так называемая страна владетеля золотого трона («сахиб сарир аз-захаб»), значительно чаще именуемая, не совсем правильно, в литературе Сарир. Мнения о ее пределах расходятся. Большая часть исследователей уверен в том, что это область аварцев, каковые известны и под последним заглавием и как хундзы (в грузинских источниках). Но возможно предполагать, что под властью «владетеля золотого трона» пребывали и другие части горного Дагестана (области лакцев и, быть может, частично, даргинцев а также лезгин). Сам титул «сахиб сарир аз-захаб» происходит от легенды, по которой некоторый сасанидский правитель пожаловал либо подарил данный трон одному из владетелей Дагестана. В IX—X вв. глава этой страны и его окружение были христиане, а другое население — язычники.

Не считая Сарира известны и другие политические объединения (Гумык, Хайтак и т.д.). Увидим, что и в древности, и в средние века Дагестан, в особенности южный, был органически связан с северо-восточной частью нынешнего Азербайджана (Ширвана). Последний населяли родственные аварцам и лезгинам племена, каковые весьма поздно (в XVI—XVII вв.) были тюркизированы. Эту органическую сообщение Дагестана с Ширваном четко видел местный историк Бакиханов (XIX в.), написавший исторический труд, посвященный как раз прошлому Ширвана и южного Дагестана (одно из начальных его названий и было «История Дагестана»). Труд был написан Бакихановым на двух языках — персидском и русском. Не смотря на то, что Бакиханов был потомком бакинских ханов, разглядывать его как историка лишь азербайджанского нет оснований.

До X в. большая часть северного Дагестана пребывала под хазарской властью, против которой боролись арабы и местные племена. Уже в середине X в. тут отмечается определенное влияние Руси (поход на Бердаа совместно с аланами и лезгинами). Позднее, с происхождением русского владения на Тамани, контакты русов с населениями украины еще более усиливаются, разумеется, нося различное содержание. В 80-х годах отмечается присутствие русов в качестве союзников одной из борющихся групп в Дербенте, где, если судить по остаткам местных летописей, русы были прекрасно известны. А в 30-х годах XI в. русы совершают походы в Восточное Закавказье а также овладевают наибольшим в том месте городом Байлаканом (опять-таки в альянсе с определенными местными силами). Это, без сомнений, было связано с деятельностью Мстислава Владимировича (см. ниже). В XII в. с усилением Грузии укрепляется и ее престиж в Восточном Закавказье, куда грузинские цари совершают походы до Дербента. Но о закреплении их в том месте на какое количество-нибудь продолжительное время известий нет. Однако лозунг «Грузия от Никопсы до Дербента» (Никопса пребывала примерно в районе нынешней Российской Федерации и границы Грузии) появился как раз в XII—XIII вв. и позднее был очень популярен в определенных политических кругах Грузии (в частности, во время меньшевистского правительства 1918—1921 гг.).

Коренные обитатели Северного Кавказа (говорит историк Мурат Каракетов)

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector