Мотивация успеха и мотивация боязни неудачи.

Немного выше мыуже упоминали о том, что толчком к деятельности, к учебе смогут в равной степени желание и стать достигнуть успеха, и ужас перед неудачей. Итак, мы очертили контуры двух серьёзных типов мотивации — мотивации боязни и мотивации успеха неудачи. Мотивация успеха, без сомнений, носит положительный темперамент. При таковой мотивации действия человека направлены на то, дабы достигнуть конструктивных, хороших результатов. Личностная активность тут зависит от потребности в достижении успеха.

А вот мотивация боязни неудачи относится к негативной сфере. При данном типе мотивации человек пытается в первую очередь избежать порицания, наказания. Ожидание неприятных последствий — вот что определяет его деятельность. Еще ничего не сделав, человек уже опасается вероятного провала и думает, как его избежать, а не как добиться успеха.

Анализ бессчётных опытов, касающихся данной неприятности, позволяет нарисовать обобщенный портрет этих двух типов мотивации, ориентированных, соответственно, на успех и на неудачу.

Мотивация успеха. Личности этого типа в большинстве случаев активны, инициативны. В случае если видятся препятствия — ищут методы их преодоления. Продуктивность деятельности и степень ее активности в меньшей степени зависят от внешнего контроля. Отличаются настойчивостью в достижении цели. Склонны планировать собственный будущее на громадные промежутки времени.

Предпочитают брать на себя средние по трудности либо же легко завышенные, хоть и выполнимые обязательства. Ставят перед собой реально достижимые цели. В случае если рискуют, то расчетливо. В большинстве случаев такие качества снабжают суммарный успех, значительно хороший как от малых достижений при заниженных обязательствах, так и от случайного везения при завышенных.

В значительной мере (более, чем у противоположного типа) выражен эффект Зейгарник.1 Склонны к переоценке собственных неудач в свете достигнутых удач.

1 Эффект незавершенного действия, установленный ученицей К. Левина, ставшей потом доктором наук МГУ, Б. В. Зейгарник. Суть закономерности в том, что незавершенные действия запоминаются существенно лучше,чем завершенные.

При исполнении заданий проблемного характера, а также в условиях дефицита времени результативность деятельности, в большинстве случаев, улучшается. Склонны к переживанию и восприятию времени как «целенаправленного и стремительного», а не бесцельно текущего.

Привлекательность задачи возрастает пропорционально ее сложности. В особенности это проявляется на примере необязательных, а не навязанных извне обязательств. При же неудачного исполнения для того чтобы «навязанного» задания его привлекательность остается однако на прошлом уровне.

Мотивация боязни неудачи. Малоинициативны. Избегают важных заданий, изыскивают обстоятельства отказа от них. Ставят перед собой неоправданно завышенные цели; не хорошо оценивают собственные возможности. В других случаях, напротив, выбирают легкие задания, не требующие особенных трудовых затрат.

Эффект Зейгарник выражен в меньшей степени, чем у ориентированных на успех. Склонны к переоценке собственных удач в свете неудач, что, разумеется, объясняется эффектом контроля ожиданий.

При исполнении заданий проблемного характера, в условиях недостатка времени результативность деятельности ухудшается. Отличаются, в большинстве случаев, меньшей настойчивостью в достижении цели (но, нередки исключения).

Склонны к переживанию и восприятию времени как «бесцельно текущего» («Время — это неизменно струящийся поток»). Склонны планировать собственный будущее на менее отдаленные промежутки времени.

При неудачи при исполнении какого-либо задания его притягательность, в большинстве случаев, понижается. Причем это будет происходить независимо от того, «навязано» ли задание извне либо выбрано самим субъектом. Не смотря на то, что в количественном отношении понижение притягательности во втором случае (выбрал сам) возможно менее выражено, чем в первом (навязано кем-то).

В случае если сказать о мотивации мотивации боязни и диагностике успеха неудачи, то самым оптимальным способом выясняется наблюдение, поскольку у педагога имеется возможность смотреть за деятельностью и поведением ученика в разных жизненных и учебных обстановках. Помимо этого, он может подвергнуть собственные наблюдения над личностью, поведением и деятельностью ученика вдумчивому и глубокому психотерапевтическому анализу.

В арсенале современной психодиагностики множество особых методик, разрешающих диагностировать разглядываемые типы мотивации личности.

Разработка качественных методик в целом представляет собой очень сложную задачу. Так как поведения и мотивы деятельности, образуя ядро личности, «закрыты» для анализа, они составляют территорию, сознательно либо подсознательно, но неизменно шепетильно оберегаемую самой личностью от постороннего проникновения. И потому мотивационная сфера личности в большинстве случаев изучается посредством сложных методик так именуемого проективного типа. Проективные методики весьма трудоемки и помимо этого требуют от эксперта высочайшей квалификации. Наровне с проективными методиками для измерения мотиваций НУ (Надежды на Успех) и БН (Боязни Неудачи) используются и другие тестовые опросники — опросник ТМД А. Мехрабиана (а также в модификации М. Ш. Магомед-Эминова), опросник МУН А. Реана.

Тест-опросник. МУН

Инструкция. Отвечая на приведенные ниже вопросы, нужно выбрать один из ответов: «да» либо «нет». Если Вы затрудняетесь с ответом, то вспомните, что «да» может означать и «само собой разумеется, да», и «скорее да, чем нет». Совершенно верно так же и «нет» может означать и явное «нет», и «скорее нет, чем да».

Отвечать на вопросы следует в достаточно стремительном темпе, не обдумывая ответ подолгу. Ответ, что первым приходит в голову, в большинстве случаев, самый точный.

1. Включаясь в работу, я, в большинстве случаев, оптимистично настроен, сохраняю надежду на успех.

2. В большинстве случаев я действую деятельно.

3. Я склонен к проявлению инициативы.

4. При исполнении важных заданий я по мере сил стараюсь отыскать каждые обстоятельства, дабы отказаться.

5. Довольно часто выбираю крайности: или весьма легкие, или совсем невыполнимые задания.

6. При встрече с препятствиями я, в большинстве случаев, не отступаю, а ищу методы их преодоления.

7. При чередовании неудач и успехов я склонен к переоценке собственных удач.

8. Плодотворность деятельности по большей части зависит от меня самого, а не от чьего-то контроля.

9. В то время, когда мне приходится браться за тяжёлое задание, а времени мало, я тружусь значительно хуже, медленнее.

10. Я в большинстве случаев настойчив в достижении цели.

11. Я в большинстве случаев планирую собственный будущее не только на пара дней, но и на месяц, на год вперед.

12. Я постоянно думаю, перед тем как рисковать.

13. Я в большинстве случаев не весьма настойчив в достижении цели, в особенности в случае если меня никто не осуществляет контроль.

14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности либо легко завышенные, но достижимые цели.

15. В случае если я потерпел задание и неудачу не получается, то я, в большинстве случаев, сходу теряю к нему интерес.

16. При чередовании неудач и успехов я склонен к переоценке собственных неудач.

17. Я предпочитаю планировать собственный будущее только на ближайшее время.

18. При работе в условиях ограниченного времени результативность моей деятельности в большинстве случаев улучшается, даже в том случае, если задание достаточно тяжёлое.

19. Я, в большинстве случаев, не отказываюсь от поставленной цели кроме того при неудачи на пути к ее достижению.

20. В случае если я сам выбрал себе задание, то при неудачи его притягательность для меня еще более возрастает.

Ключ к опроснику. «Да»: 1, 2, 3, 6, 8, 10, 11, 12, 14,16, 18, 19, 20; «нет»: 4, 5, 7, 9, 13,15, 17.

критерии и Обработка. За каждое совпадение ответа с ключом испытуемому дается 1 балл. Подсчитывается общее число собранных баллов.

В случае если количество собранных баллов колеблется в пределах от 1 до 7, то диагностируется мотивация боязни неудачи.

В случае если количество собранных баллов колеблется в пределах от 14 до 20, то диагностируется мотивация успеха.

В случае если количество собранных баллов колеблется в пределах от 8 до 13, то следует вычислять, что мотивационный полюс сильно не выражен. Наряду с этим направляться иметь в виду, что при количестве баллов 8-9 испытуемый скорее тяготеет к мотивации боязни неудачи, в то время как при количестве баллов 12-13 — мотивации успеха.

Мотивация успеха!!!

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector