Измерение мотивации достижения

В следствии долгих изучений, совершённых многочисленной группой исследователей, не только создана одна из самый достоверных теорий мотивации, но и создан — на базе данной теории валидный и надежный инструмент для диагностики мотивов, входящих в структуру мотивации успехи: мотива рвения к успеху и мотива избегания неудачи.

Выход книги «Мотивация успехи» послужил необычной вехой в изучении мотивации поведения человека (McClelland D., Atkinson J. et al., 1953). Затем начался поток публикаций, основанных на созданной авторами данной книги методике, и данный интерес не значительно уменьшается до сих пор. Ими был использован способ тематической апперцепции, что был чувствительным к экспериментальной активации мотивации и разрешил оценивать относительно устойчивые и генерализованные личные различия в силе мотивов.

Способ измерения мотивации успехи основывается на двух идеях. Во-первых, употребляется мысль 3. Фрейда о функции сновидений и механизме проекции. Исходя из данной идеи, особенности мотивации определяют на базе анализа продуктов воображения, фантазии. Во-вторых, принимается мысль о том, что мотивы смогут быть экспериментально активированы и их интенсивность возможно контролировать через манипуляцию обстановкой стимуляции.

В первых изучениях, совершённых Дж. Аткинсоном и Д. Мак-клелландом, по окончании пищевой депривации разной продолжительности (1,4, 16 часов), испытуемые составляли рассказы на базе предъявляемых им картин. Было найдено, что с повышением времени с момента последнего приема пищи возрастали высказывания, касающиеся еды, пищевой депривации, потребности в еде, способов поиска пищи и т. д. Само собой разумеется, пищевая потребность не есть несложной функцией времени пищевой депривации. Основное, что было найдено, — в фантазии и продуктах воображения прекрасно отражается динамика мотивации.

Влияние ситуационных детерминант на интенсивность мотивации было продемонстрировано в книге «Мотивация успехи», где авторы приводят информацию о валидности и другие психометрические характеристики методики измерения мотивации успехи. Экспериментальная процедура была выстроена так, что создавалось шесть разных обстановок для активации разных уровней в интенсивности мотивации успехи. По окончании исполнения задания в экспериментальной обстановке испытуемые учавствовали в групповом тесте на творческое воображение (вариант ТАТ). Они составляли рассказы на основе четырех картин. Употреблялись разные картины: некоторые из них были забраны из ТАТ Г. Мюррея, а другие были оригинальными. Картины предъявлялись в течение 20 секунд, а после этого испытуемые составляли по ним рассказы, руководствуясь следующими вопросами:

• Что тут происходит? Кто эти люди?

• Что стало причиной данной ситуации? Что случилось перед этим?

• О чем думают эти люди? Чего они хотят?

• Что случится дальше?

На составление рассказа давалось 4 60 секунд — по 1 минуте на любой вопрос. Был создан особый контент-анализ для измерения мотивации успехи. При подсчете баллов сначала определялось, носит ли рассказ темперамент ориентации на достижение (к примеру, имеется ли в рассказе указание на состязание со «стандартным мастерством» и т. д.). В этом случае подсчитывается категория «образа успехи» и выделяются другие категории: потребность в достижении (N), инструментальная активность (I), позитивное предвосхищение цели (Ga+) негативное предвосхищение цели (Ga-), внутреннее препятствие (Вp ), внешнее препятствие (В?) хорошее эмоциональное состояние (Ga+), отрицательное эмоциональное состояние (G-) тема успехи (Th). Балл, взятный при применении данной процедуры, как мы показывали выше, принято обозначать nAch. Большой балл в одном рассказе не превышает +11. Индекс nAch получается суммированием баллов, приписанным всем рассказам.

В этих изучениях было получено, что в различных обстановках частота категорий nAch различается. Так, индекс nAch в ситуации, ориентированной на достижение, и в ситуации релаксации был различным: в первой ситуации уровень мотивации успехи был набольшое количество посильнее, чем во второй. Так было найдено, что уровень мотивации успехи зависит от уровня стимуляции в предшествующих обстановках.

Выяснилось кроме этого, что у мужчин индекс nAch посильнее зависит от условий активации, чем у дам. В более поздних изучениях указывается на неоднозначность связи между индексом nAch и ориентированной на достижение инструкцией у дам (Klinger E., 1966).

Были созданы и другие проективные процедуры, аналогичные обрисованной выше. Элизабет Френч создала «тест на инсайт» (FTI) (Atkinson J., 1958). Он складывается из 10 маленьких утверждений о действиях, жаждах определенных лиц. Кодирование ответов проводилось подобно методике ТАТ. Изучения продемонстрировали высокую конвергентную валидность этих двух методик.

Комбинация проективной техники с способом множественного выбора использована в тесте «Интерпретация картин» (IPIT) (Atkinson J., 1958). Испытуемый обязан по картине подобрать рассказ. Для выбора предлагается пара рассказов, один из которых носит темперамент ориентации на достижение.

В начале измерительный способ (nAch) не был дифференцирован для выделения двух мотивов (либо мотивационных тенденций) — мотива рвения к успеху и мотива избегания неудачи. Возможность таковой дифференциации была продемонстрирована в разных изучениях на основании корреляции (nAch) с разными параметрами, воспроизведением завершенных и незавершенных задач (Atkinson J., 1958). В соответствии с этим изучениям, избегательная тенденция соответствовала испытуемым, у которых индекс nAch пребывал в пределах от низкого до среднего. Р. Моултон в 1958 г. дифференцировал два указанных мотива в контент-анализе. Но американская несколько исследователей мотивации успехи отправилась По другому пути для выявления избегательной тенденции. Для этого были использованы оп&какое количество;росники для диагностики тревожности. Оказалось, что опросник для оценки тестовой тревоги С. Мандлера и С. Сарасона (TAQ) прекрасно доходил для диагностики мотива избегания неудачи (Mandler S., Sarason С., 1952). В будущем процедура для диагностики мотивов (Ms) и (MAF) начала обозначаться как nAch TAT — TAQ. В соответствии с ей люди с мотивом рвения к успеху выделяются на основании высоких баллов по ТАТ и низких баллов по TAQ, а мотиву избегания неудач соответствуют низкие баллы по ТАТ и высокие — по TAQ. Иногда выделяют еще два средних мотива (оба балла высокие или оба балла низкие). Хекхаузен создал два новых индекса: надежда на успех (HS) (мотив рвения к успеху) и ужас неудачи (FF) (мотив избегания неудачи) (Heckhausen H., 1963). Употребляются 6 картин, (HS+FF) — высказывает суммарную мотивацию успехи.

Укажем главные категории контент-анализа Г. Хекхаузена. Для мотива рвения к успеху выделены следующие категории: 1) потребность в достижении успеха, 2) инструментальные действия для успеха, 3) ожидание успеха, 4) похвала, 5) хорошее эмоциональное состояние, 6) тема успеха.

Категории для мотива избегания неудачи таковы: 1) потребность избегания неудачи, 2) инструментальные действия для избегания неудачи, 3) ожидание неудачи, 4) порицание, 5) негативное эмоциональное состояние, 6) неуспех, 7) тема неуспеха.

Индекс nAch коррелирует с указанными индексами мотивов следующим образом:

коэффициент корреляции между nAch и HS равен 0,40; между nAch и HS нет значимой связи, коэффициент корреляции между nAch и HS+FF равен 0,70 (Heckhausen H., 1967).

Дж. Аткинсон создал первую формализованную модель мотивации успехи, которая явилась базовой для всех предстоящих моделей в данной области (Atkinson D., 1957). Истоки подхода лежат в полевой теории К. Левина. Для Левина поведение В = F (Р, Е), где Р -личность, Е — окружение. Аткинсон постарался конкретизировать эту обобщенную функцию. Эта разработка шла в направлении создания модели мотивации типа «ожидание

Измерение мотивации достижения

сокровище», в которой субъективная возможность цели (ожидание) и сокровище данной цели для субъекта являются главными переменными. Аткинсон сделал значительный ход вперед, добавив к двум видам названных переменных третью мотивационную переменную. Это разрешило возможность учитывать влияние личных различий в мотивах на динамику поведения. Добавление третьей переменной произошло по окончании разработки вышеуказанного способа для измерения личных различий по мотивации успехи. По Аткинсону, поведение, ориентированное на достижение цели, определяется результирующей тенденцией успехи Та, появляющейся при совместном влиянии двух тенденций: Ts — тенденция рвения к успеху и Tf— тенденции избегания неудачи.

Тa =Тs +Тf=Тs-Тf

Б. Трейси. 7 ментальных правил успехи успеха.


Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: