Монтаж. исключения из правил

В прошлых главах мы говорили о законах монтажа, о некоторых правилах, каковые оказывают помощь режиссеру не допускать элементарных неточностей.

Но в мастерстве самое увлекательное не правила, а исключения из них. Сознательное нарушение общеизвестных правил — дело

Монтаж. исключения из правил

Роман ШИРМ АН. Алхимия режиссуры

простое. Создатель в праве на каждые вольности, только бы только достигнуть настоящего художественного результата.

Кое-какие нарушения правил монтажа разрешают режиссерам сделать экранные произведения более острыми, выразительными и образными.

Непривычный, нетрадиционный монтаж обширно используют и широко узнаваемые режиссеры «громадного кино», и большое количествочисленные телевизионные режиссеры. Но это не свидетельствует, что они монтируют как Всевышний на душу положит, дескать, «я так вижу -и все…» Возможно сознательно нарушать каноны, но следует понимать, для чего это делается.

Поболтаем об этом, приглядываясь к работам как современных телережиссеров, так и выдающихся мастеров кинематографа.

Чуть выше мы утверждали:

— кадры примерно одной крупности, похожие композиционно, на которых снят одинаковый человек (скажем, в фас), не монтируются между собой,

— неспециализированный и большой замысел человека, что, скажем, рубит дерево, монтируются, в случае если в обоих кадрах человек будет рубить дерево в одном ритме,

— не хорошо монтируются два кадра, в случае если в первом человек только тянется к топору, а во втором уже рубит дерево.

Но в весьма эффектном рекламном ролике «Черниговское пиво» все эти теоретически верные утверждения режиссер решительно отверг. И верно сделал. Он снимал весьма маленькое экранное произведение, насыщенное многими событиями: тут и неистовая езда по автотрассе, и ужасная гроза, и молния, которая попадает в дерево, тут и падение дерева перед машиной, и попытка водителя очистить дорогу, и, в итоге, весёлая встреча с приятелями. Все это происходит в неистовом темпе и в считанные секунды промелькнет перед зрителем. Основная задача режиссера — эмоционально захватить публику, ошеломить, завладеть вниманием посредством звука и ритма изображения. Монтаж этого ролика весьма отличается от простого монтажа. Классический монтаж зрители практически не подмечают. Но в рекламном ролике режиссер делает все

Монтаж

вероятное, дабы вывести зрителя из излишнего комфорта и пассивного созерцания. Тут так как не планируется какая-либо жизненная достоверность. Никого не интересует психология храбреца, тонкости актерской игры либо изысканность сюжета. В этом случае то, как мы говорим, должно быть более интересным, чем то, о чем мы говорим.

Быстро мчится на нас дорога — это первый кадр. А следующий практически такой же: дорога фактически с той же точки и той же крупности, лишь деревья, бывшие в прошлом кадре на большом растоянии, пара приблизились. Зритель чувствует рывок, «неверный» скачок изображения. Но режиссер к этому и стремился. Через секунду опять подобный монтаж: спешит на нас машина храбреца — это первый кадр. Во втором кадре (точка и крупность съемки те же самые) машина уже мало приблизилась к камере. По хорошим законам так монтировать запрещено — отличие между этими замыслами незначительная. По сути, это один кадр, разрезанный пополам, из которого вырезана середина. В настоящем фильме две эти половинки возможно было бы склеить лишь через перебивку. Но это рекламный ролик. В сопровождении энергичной, острой по ритму музыки эти кадры, таким «неправильным» образом смонтированные, вызывают какое-то тревожное, нервное напряжение. И отечественные предчувствия нас не обманывают. Огромное дерево падает прямо перед автомобилем храбреца. Шофер выходит из автомобиля, раздевается под дождем, берет топор и начинает рубить дерево. Примечательно, что пара кадров (в то время, когда водитель выходит из автомобиля и раздевается) теоретически нельзя монтировать. Так как они сняты с одной точки, в одном направлении и к тому же одной крупности! Более того: человек все время изменяет в кадре собственный расположение. Но эти весьма маленькие кадры, смонтированные под очень напряженную шумо-музыкальную фонограмму, придают ролику настоящую экспрессию. Это — «неправильно», но весьма ясно, остро и Динамично. Мы уже говорили о том, что кадры, расположенные рядом и показывающие развитие какого-либо действия, не смогут различаться внутренним ритмом. В случае если человек на неспециализированном замысле идет медлительно, то и на среднем замысле, приближаясь к нам, он Обязан идти в том же ритме — очевидно, если не произошло

ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ ПРАВИЛ | Максим Шевченко | 06.03.2019

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector