«Не следует село без праведника» — так гласит народная мудрость. А в рассказе А.Солженицына «Матренин двор» она делается проблемой, по причине того, что эта праведность не оценивается по преимуществу окружающими. Автор обращает внимание на эту проблему, по причине того, что она относится к вечным вопросам взаимоотношений между людьми. | К1. Формулировка неприятности исходного текста. |
Создатель, обрисовывая быт и жизнь Матрены, подчеркивает ее мелочность окружающих и духовные качества ее людей. Она была многократно богаче духовно, чем ее золовка, супруг, селяне, каковые недолюбливали эту даму только за то, что она была благородной, не жила для вещей и во всем старалась оказать помощь людям. | К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста. |
Подняв эту проблему, Александр Солженицын заостряет внимание на том, что она касается не только конкретного села, но и целого мира. На праведности и бескорыстии держится данный мир, но, в наш век поклонения роскоши и деньгам, эти качества мало кто ценит, их принимают как что-то из последовательности вон выходящее, наряду с этим не редко пренебрегая и издеваясь над честными и искренними людьми. | К3. Отражение позиции автора исходного текста. |
Я согласна с вывод автора, по причине того, что сама сталкиваюсь с подобными обстановками как в жизни, так и в литературе. Авторскую позиция подтверждает пример Сони Мармеладовой, героини романа Ф.М.Достоевского «наказание и Преступление». Дочь от первого брака спившегося, утратившего место государственного служащего, замученная попреками обезумевшей от чахотки и нищеты мачехи, она вынуждена пойти на панель, дабы содержать пропойцу отца и его семью. Она принесла себя в жертву для вторых, а не для себя. Образ Сони — образ подлинной праведницы и христианки. миролюбием и Матрениной безответностью владел и храбрец рассказа А.Платонова «Юшка». На праведности Юшки держалось все село. Он делился любовью со всеми окружающими, разрешал вымещать на себе злость, накопившуюся в людях, дабы она не направлялась на вторых. Юшка, как и Матрена, не гнался за материальным благополучием и все заработанные деньги отдавал сиротке на обучение и проживание. Но селяне, с которыми он прожил бок о бок многие и многие годы, почувствовали, как Юшка им нужен, лишь по окончании его смерти. | К4.Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме. |
Праведность, бескорыстие, любовь к ближнему, как это ни необычно, считаются в отечественной действительности бесхребетностью и малодушием. А текст Александра Солженицына призывает нас задуматься над собственным отношением к людям, подобным Матрене, и мочь рассматривать в их обыкновенных и, как может нам казаться, глупых поступках широту людской души. | Заключение |
Избу Матрены до весны забили, и я переселился к одной из ее золовок, рядом. Эта золовка позже по различным предлогам вспоминала что-нибудь о Матрене и как-то с новой стороны осветила мне погибшую.
— Ефим ее не обожал. Сказал: обожаю наряжаться культурно, а она — кое-как, все по-деревенски. А однаво мы с ним в город ездили, на доходы, так он себе в том месте сударку завел, к Матрене и возвращаться не желал.
Все отзывы ее о Матрене были неодобрительны: и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; а также поросенка не держала, выкармливать почему-то не обожала; и, глупая, помогала чужим людям безвозмездно (и самый предлог отыскать в памяти Матрену выпал — некого было дозвать огород вспахать на себе сохою).
А также о сердечности и простоте Матрены, каковые золовка за ней признавала, она сказала с презрительным сожалением.
И лишь тут — из этих неодобрительных отзывов золовки — выплыл передо мною образ Матрены, какой я не понимал ее, кроме того живя с нею бок о бок.
В действительности! — так как поросенок-то в каждой избе! А у нее не было. Что возможно легче — выкармливать жадного поросенка, ничего в мире не признающего, не считая еды! Трижды в сутки варить ему, жить для него — и позже зарезать и иметь сало.
А она не имела…
Не гналась за обзаводом… Не выбивалась, дабы приобрести вещи и позже беречь их больше собственной жизни.
Не гналась за костюмами. За одеждой, приукрашивающей злодеев и уродов.
Не осознанная и кинутая кроме того мужем своим, схоронившая шесть детей, но не нрав собственный общительный, чужая сестрам, золовкам, забавная, по-глупому трудящаяся на вторых безвозмездно, — она не скопила имущества к смертной казни. Грязно-белая коза, колченогая кошка, фикусы…
Все мы жили рядом с ней и не осознали, что имеется она тот самый праведник,
без которого, по пословице, не следует село.
Ни город.
Ни вся почва отечественная. (А.Солженицын)
Итоговое произведение. Модель построения Произведения-РАССУЖДЕНИЯ