Межнациональные отношения

Этим понятием мы стремимся в интересах краткости охватить отношения не только между этническими (национальными) общностями, но и между религиозными, языковыми, племенными и т. п.

Конституционно-правовое регулирование межнациональных взаимоотношений сводится к следующим формам.

Первую форму условно возможно охарактеризовать как национально-территориальную автономию. В некоторых государствах, где среди населения имеются инонациональные (инорелигиозные и т.п.) вкрапления, на соответствующих территориях создаются национальные единицы с дополнительными независимыми правами, призванными удовлетворить своеобразные интересы их населения.Наряду с этим обычно не имеет значения, образовывает ли на соответствующей территории инонациональная несколько большая часть населения. Достаточно того, что она существует. Приведем пара примеров.

Так, Италия делится на 20 областей, владеющих широкой автономией впредь до права осуществлять законодательную власть. А помимо этого, в соответствии с ст. 116 Конституции пять областей (Сицилия, Сардиния, Трентино – Альто Адидже, Фриули – Венеция Джулия, Валь д’Аоста) наделяются условиями автономии и особыми формами в соответствии с особым статутам, утвержденным конституционными законами (статуты вторых областей утверждаются простыми законами). В частности, особый статут области Трентино – Альто Адидже в редакции 1972 года регулирует применение германского и ладинского языков.

Конституция Испании в ст. 2 среди другого признает и гарантирует право на автономию для регионов и национальностей, составляющих неспециализированную и неделимую отчизну всех испанцев. Сейчас Испания делится на 17 региональных независимых сообществ, из которых четыре (Андалузия, Галисия, Каталония, Страна басков) пользуются полной автономией, обеспечивающей, например, интересы соответствующих национальных общностей.

В Финляндии широкой автономией владеют Аландские острова, населенные шведами.

Необычную форму национально-территориальной автономии являются упомянутые в прошлой главе резервации.

Подробнее статус национально-независимых территориальных единиц характеризуется ниже – в п. 2§ 1 гл. XI, а также в главах Особой части книжки, посвященных конституционному праву соответствующих государств.

Вторая форма – равноправие независимо от расы, национальности, языка, религии и других аналогичных показателей. Содержание данного университета рассмотрено в прошлой главе. Тут же уместно выделить, что в отдельных государствах (к сожалению, не столь уж маленьких) правящие группы, не рассчитывая на социальную привлекательность установленных ими режимов, выдают себя за выразителей заинтересованностей определенной национальной (расовой, языковой, религиозной и т.п.) общности и вводят с целью этого дискриминационные меры в отношении лиц, которыми владел к иным общностям, действуя по старому принципу «разделяй и властвуй». Так же иногда действуют и группы, борющиеся за власть, но не талантливые сплотить около себя большая часть общества на базе общечеловеческих сокровищ.

Третья форма – гарантирование и признание коллективных прав национальных (и иных) меньшинств, о чем кроме этого упоминалось в прошлой главе. Время от времени этим меньшинствам предоставляются льготы и преимущества, призванные компенсировать ущерб, нанесенный им существовавшими прежде дискриминацией либо угнетением, или обеспечить выживание соответствующей общности. Такова, к примеру, роль обеспечений, установленных для племён и определённых каст Конституцией Индии 1949 года. Это так называемая хорошая дискриминация, которая не редкость нужна для развития и выживания соответствующей общности.

В тех случаях, в то время, когда та либо другая общность самостоятельно формирует структуры, призванные обеспечить настоящее пользование ее коллективными правами, мы можем сказать о национально-культурной автономии. В принципе данный университет наилучшим образом защищает права общности, в особенности живущей дисперсно, в отличие от национально-территориальной автономии, часто порождающей конфликты между общностями, которые связаны с участием в осуществлении политической власти в регионе.

Конституция Словацкой Республики 1992 года (ст. 33) установила, что принадлежность к какому-либо национальному меньшинству либо к какой-либо этнической группе не должна никому наносить ущерб. Гражданам, принадлежащим к такому меньшинству либо таковой группе, гарантируется всестороннее развитие, в частности право совместно с другими такими же лицами развивать собственную культуру, распространять и приобретать данные на родном языке, объединяться в национальные общества, создавать и содержать образовательные и культурные учреждения. При установленных законом условиях указанным гражданам гарантируются наровне с правом на изучение национального языка право на образование на своем языке, право пользоваться своим языком в официальных отношениях, право принимать участие в ответе вопросов, касающихся этнических групп и национальных меньшинств. В связи с перечисленными правами ст. 34 Конституции предусмотрела, что их осуществление не должно угрожать территориальной целостности и суверенитету Словацкой Республики и приводить к дискриминации остального ее населения.

Обратим внимание на то, что Конституция Словакии (Польши, Чехии, Венгрии – также) употребляет выражение «национальное меньшинство либо этническая несколько». В Восточной Европе под национальным меньшинством понимается этническая общность, у которой национальное государство находится за пределами данной государства (отыщем в памяти, что под нацией в большинстве случаев понимается государство). Таковы венгры в Словакии, на Украине, в Румынии, Югославии, немцы (швабы) в Румынии, Венгрии и т. д. Этническая несколько в отличие от национального меньшинства собственного национального страны не имеет (к примеру, в восточноевропейском регионе цыгане, до 1948 г. иудеи).

Действующая в Чехии Хартия главных прав и свобод 1991 года (конституционный закон) предусмотрела последовательность прав национальных и этнических меньшинств. Но кроме того постсоциалистическая власть в этом государстве продолжила проводившуюся коммунистическим режимом вытеснения цыган и политику дискриминации*.

* См.: Сиклова Й., Миклушакова М. Отказывая в гражданстве цыганам Чешской Республики // КПВО. 1998. № 4(25); 1999. № 1 (26).

Нации и межнациональные отношения. Видеоурок по обществознанию 8 класс

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector