Методы борьбы с монополизмом в условиях глобализации мировой экономики

Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий является одной из важнейших функций государства. Государство проводит антимонопольную политику — совокупность экономических и административных мер, направленных на поощрение и защиту конкуренции и ограничение монопольных проявлений. Она включает в себя как меры, препятствующие возникновению новых монополий, так и меры, направленные против существующих монополий.

В условиях глобализации акцент смещается к изучению развития монополизма на мировом уровне, причем в качестве объекта рассматривается монополизм объединений государств, монополизм одного государства по отношению к другим.

Объективно-всеобщий характер отношений трансформации монополизма выражается в их субъектном составе, т.е. в том, что все экономические агенты (домохозяйства, фирмы, государства) выступают в качестве субъектов отношений трансформации монополизма. Исследование взаимодействия субъектов данных отношений позволяет выявить различные уровни и направления их развертывания, в частности: хозяйствующий субъект — хозяйствующий субъект, хозяйствующий субъект — потребитель, хозяйствующий субъект — работник, хозяйствующий субъект — государство, государство — потребитель. В условиях глобализации, очевидно, появляется новый уровень взаимодействия — межгосударственный, а также новый субъект — объединение государств.

Сейчас в мировом производстве доминируют хозяйствующие субъекты мирового масштаба, «организации с глобальным мировоззрением и культурой», так называемые «международные компании». Международная компания является организационной формой объединения на основе системы участия подконтрольных компаний, расположенных в разных странах, в единую экономическую интегрированную структуру на базе единого титула собственности, принадлежащего материнской компании, зарегистрированной как юридическое лицо национальной принадлежности.

В экономической теории международные компании могут называться также транснациональными компаниями, глобальными корпорациями, группами, однако многообразие определений не меняет сути понятия, а отражает лишь специфические черты организации, структуры и деятельности международных компаний. Говоря о международных компаниях, используется наиболее распространенный в российской экономической литературе термин «транснациональная корпорация» («ТНК» – по определению ООН к ТНК относятся компании, у которых не менее 10% активов размещено за рубежом. В современном понимании транснациональные корпорации – это компании, на зарубежную деятельность которых направлено около 25-30% их активов и которые имеют филиалы как минимум в двух странах мира. Глобальные ТНК в различной форме (через прямые зарубежные инвестиции, создание дочерних компаний и совместных предприятий как в производственной, так и в торговой сфере) осуществляют до 95% своих операций (с учетом сделок между подразделениями ТНК) на мировом рынке). [4]

Очевидно, активное развитие ТНК как наиболее эффективных субъектов глобальной экономики означает, что монопольное положение субъекта хозяйствования на мировом рынке вследствие специфичности формирующейся в настоящее время системы глобальной экономики не является негативным фактором для ее развития. Таким образом, национальные государства должны препятствовать не увеличению размеров национальных компаний, не консолидации активов или увеличению доли компании на региональном или национальном рынке, а лишь завышению цен или незаконным действиям против конкурентов, то есть монопольным злоупотреблениям. В противном случае российские транснациональные компании потеряют возможность выхода на глобальный рынок в качестве максимально эффективных субъектов – глобальных монополий.

Теперь обратимся к экономическому анализу юридической категории доминирующего положения. В условиях глобализации имеет место унификация законодательного регулирования. В наибольшей степени эта тенденция проявляется в рамках Европейского Союза, поэтому мы проанализируем антимонопольную практику Европейского Сообщества.

Комиссия ЕС разъясняет экономическое содержание доминирующего положения, используя понятия рыночной власти и доступа к техническим знаниям, сырьевым и финансовым ресурсам, дающего возможность контролировать рыночные цены. В указанном определении акцент делается на способности предприятия контролировать деятельность конкурентов и влиять на конкурентную ситуацию в отрасли.

Содержание категории «доминирующее положение» раскрывается через определенные критерии. Главным является критерий большой рыночной доли. Вместе с тем, в оценке этой доли существует большой разброс, как это видно из таблицы. Так, достаточную сложность представляет задача определения минимальной рыночной доли, при которой предприятие может устанавливать свое доминирующее положение. В этом отношении интерес представляет систематизация критериев оценки доминирующего положения компаний на товарных рынках, предложенная И.В. Князевой (табл. 1). [4]

Nuclear Fruit: How the Cold War Shaped Video Games

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector