Кредитные отношения россии с европейским банком реконструкции и развития

Взаимоотношения России с Европейским банком реконструкции и развития начинались в Советский Союз с 1990 г. Бывший СССР был одним из соучредителей ЕБРР. По окончании распада СССР Российская Федерация стала участником ЕБРР.

РФ есть наибольшим получателем помощи Банка. На начало 1998г. Правлением было утверждено 78 проектов (вложения и кредиты в акционерные капиталы) общей стоимостью более 2,5 млрд. ЭКЮ, что образовывает четверть всего количества финансирования по государствам. Помимо этого, Российская Федерация по линии технического сотрудничества взяла средств на сумму около 400 млн. ЭКЮ. Эти средства предоставляются бесплатно для подготовки проектов до стадии, в то время, когда по ним смогут быть приняты конкретные ответы.

ЕБРР осуществляет финансирование в Российской Федерации по следующим направлениям:

— Программа развития финучреждений (ПРФУ);

— создание Региональных фондов венчурного капитала (РФВК);

— учреждение Фонда помощи малых фирм России (ФПМП);

— вложения в акционерные капиталы и инвестиционные фонды банков.

Программа развития денежных учрежденийосуществляется в сотрудничестве с Правительством РФ и Мировым банком. Для помощи программы ЕБРР предоставил кредит в размере 100 млн. долл., а Мировой банк — 200 млн. долл. Правительство России гарантирует и организует Программу. Ее цель — содействие упрочнению группы из 39 русских коммерческих банков, каковые в будущем должны сыграть важную роль в перестройке экономики страны. Упрочнение деятельности банков производится методом осуществления и подготовки их личных стратегий и бизнес-замыслов. Программа предусматривает кроме этого модернизацию информационных совокупностей, автоматизацию банковских процедур, разработку мер по улучшению денежного состояния банков. Кроме этого — в рамках ПРФУ реализуется Проект помощи фирм, в соответствии с которым при посредничестве Министерства финансов через часть вышеупомянутых российских коммерческих банков осуществляется кредитование структурной крупных предприятий и перестройки средних частного сектора.

Региональные фонды венчурного капитала начали создаваться в Российской Федерации с 1994 г. Суммарная цена программы образовывает 520 млн. долл. США. На данный момент в некоторых регионах страны действуют 11 таких фондов. Каждому из них ЕБРР предоставил капитал в размере 30 млн. долл. на содействие структурной реструкуризации отобранных для этого фирм. Средства инвестируются в качестве нового акционерного капитала в средние (до 5 тыс. человек) приватизированные по правительственной программе и другие частные предприятия для реализации их коммерчески действенных проектов. Размер инвестиций может изменяться в пределах от 0,3 до 3 млн. долл.

Любой фонд действует в пределах собственного региона и сотрудничает только с сильными на внутреннем рынке фирмами, но не обязательно имеющими зарубежного партнера. РФВК не держат управляющих пакетов акций, но выступают влиятельными акционерами. Срок их функционирования ограничен 10 годами. Они не смогут инвестировать средства в определенные направления коммерческой деятельности, к примеру, производство табака, крепких спиртных напитков, оружий и т.д. Кроме ресурсов, направляемых в акционерные капиталы, любой РФВК на безвозмездной базе приобретает от кабинетов министров государств-доноров (ФРГ, Япония, США, Франция, Италия, Финляндия, Норвегия, Швеция) и ЕС дополнительные средства в размере по 20 млн. долл. Они предназначены для покрытия операционных издержек, проведения экспертиз потенциалъных объектов консультирования и инвестирования фирм.

Фонд помощи малых фирм создан ЕБРР при участии отдельных государств-членов Евросоюза и других доноров. Половину неспециализированного капитала, составляющего 300 млн. долл., предоставил Банк. Фонд рекомендован для выдачи на коммерческой базе малых и микрокредитов через последовательность русских банков, расположенных по всей стране: в Петербурге, Москве, Самаре, Челябинске, других городах и Новосибирске. Как раз российские банки выдают кредиты заемщикам, заключают договоры и кредитные договоры об обеспечении выполнения обязательств. Такая схема кредитования фактически снимает с ЕБРР риски невозврата кредита средними и малыми частными и предприятиями предпринимателями, и издержки, которые связаны с выдачей громадного количества небольших кредитов.

Стратегия работы с средними и малыми фирмами, принятая Банком в 1999г., предусматривает следующие приоритеты:

-расширение финансирования для средних и малых фирм;

-улучшение инвестиционного климата;

-создание сети помощи для этих фирм.

Специально для средних предприятий и кредитования малых Банк создал последовательность программ, разрешающих осуществлять выдачу относительно маленьких кредитов через денежных посредников. Наибольшей из таких программ есть кредитование малых предприятий и российских средних через Фонд помощи малого бизнеса в Российской Федерации. Данный фонд создан в 1993 г. на средства государств «Громадной семерки» и ЕБРР и за период своего существования выдал более 26000 тысяч кредитов общей суммой 350 млн. долл. США. Малые кредиты в размере до 125 тыс. долл. предоставляются на срок до трех лет компаниям услуг и сферы производства с численностью работников до 50 человек, если они не смогли взять средства у местных банков. Микрокредиты в размере от 0,1 до 30 тыс. долл. выдаются фирмам сферы и индивидуальным предпринимателям торговли, инвестиций и услуг с численностью работников до 20 человек на более маленькие сроки. В любом случае предварительно определяется кредитоспособность заемщиков.

Особенным успехом программа средних предприятий и кредитования малых пользуется в бывших закрытых военных городах (Омск 7, Арзамас 16, Челябинск 40), а также в угледобывающих районах Сибири. Как раз в этих регионах потребность в маленьких кредитах громадна, а источники кредитования фактически отсутствуют.

Но практика кредитования продемонстрировала и значительные недочёты, каковые эта схема кредитования имеет для ЕБРР. В частности, по некоторым сведениям такие банки, как «Инкомбанк и» Российский кредит, взяли большие кредитные транши по программе малого бизнеса в Российской Федерации, но кредитов выдали мало.[24] Чтобы снизить риск происхождения аналогичных негативных событий в будущем, ЕБРР выступил создателем (т.е. крупнейшим акционером и соучредителем) банка, созданного в Российской Федерации и предназначенного специально для средних предприятий и кредитования малых. Это «КМБ-банк», на данный момент имеющий представительства практически во всех больших городах России.

Кроме этого ФПМП осуществлял помощь фондов акционерного капитала для малых фирм в отдельных городах страны. Не считая вложений в акционерные капиталы, они смогут предоставлять долговременные кредиты, в размере до 300 тыс. долл. фирмам с численностью работников до 150 человек.

Вложения в инвестиционные фонды кроме этого являются одним из направлений деятельности ЕБРР в Российской Федерации. На данный момент банку в собственности часть средств семи инвестиционных фондов, осуществляющих вложения в частные, а также совместные, предприятия. Российский инвестиционный фонд «Фрамлингтон», к примеру, создаёт вложения в капиталы средних и малых фирм экспортных и других скоро растущих отраслей экономики в размере от 0,5 до 4 млн. долл. Другие инвестиционные фонды имеют собственные особенности деятельности. Помимо этого, ЕБРР принадлежат 14%-ных обычных долларовых акций Токобанка, и определенная часть капитала Российского банка проектного финансирования.

Как видим, все программы и проекты Банка в Российской Федерации направлены на развитие рыночной экономики и частного предпринимательства. Но эффект от деятельности Банка за прошедшие годы был снижен в следствии влияния последовательности факторов. Первым из них есть, конечно же, экономический кризис 1998 г. и последовавшие за ним трансформации в экономической обстановке. Эти трансформации коснулись, в первую очередь, фирм, действующих в сфере торговли, и кредитных организаций. Определенное негативное влияние на результаты деятельности Банка оказала низкая культура предпринимательской деятельности. Однако, Банк собирается продолжать активную деятельность в Российской Федерации и увеличивать собственный кредитный и инвестиционный портфель. Цель Банка – усилить демонстрационный эффект от собственной деятельности, финансируя клиентов с высокими стандартами менеджмента и бизнеса, и сотрудничать с властями в создании правовых правил и норм, содействующих улучшению инвестиционного климата.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector