Концептуальное пространство текста

Лично-авторская концепция литературного текста традиционно считается предметом литературоведения и эстетики. Лингвистика продолжительное время ограничивалась интерпретацией стилистического применения в тексте языковых единиц, не поднимаясь до высот его концепции. Поворот лингвистики к целостному тексту как объекту изучения, и рассмотрение его в теоретической среде антропологической лингвистики и когнитологии поставили ученых перед необходимостью изучения концептуального смысла текста.

Концептуальная информация семантически выводится из всего текста как структурно-смыслового и коммуникативного целого, исходя из этого нацеленный на ее обнаружение специализированный лингвистический анализ возможно ограничен личной задачей — интерпретацией и обнаружением базисных концептов (либо концепта) того либо иного литературного произведения. .

Цель концептуального анализа — обнаружение парадигмы культурно значимых концептов и описание их концептосферы, т. е. тех компонентов, каковые составляют ментальное поле концепта.

Концепт художественного текста формируется на синтагматической базе, имеет внутритекстовую синтагматическую природу. Главный концепт является ядром индивидуально-авторской художественной картины мира, воплощенной в отдельном тексте либо в совокупности текстов одного автора, это основной элемент содержания.

Каждое литературное произведение воплощает лично-организации мира и авторский способ восприятия, т. е. личный вариант концептуализации мира. Высказываемые в литературно-художественной форме знания автора о мире являются совокупностью представлений, направленных адресату. В данной совокупности наровне с универсальными общечеловеческими знаниями существуют неповторимые, самобытные, иногда парадоксальные представления автора. Так, концептуализация мира в художественном тексте, с одной стороны, отражает универсальные законы мироустройства, а с другой — индивидуальные, кроме того неповторимые, мнимые идеи. Степень соответствия универсальных и лично-авторских знаний в художественной картине мира текста возможно разна: от полного совпадения, тождества — до явного несовпадения, полного расхождения. Благодаря этого слова-концепты художественного мира вряд ли смогут быть четко и безоговорочно выяснены и обрисованы, в их концептосфере в соответствии с законам восприятия и порождения текста возможно множество личностных смыслов.

Так, концептуальный анализ художественного текста предполагает, во-первых, обнаружение комплекта главных слов текста; во-вторых, определение базисного концепта (концептов) этого пространства; в-третьих описание обозначаемого ими концептуального пространства.

B формировании концептуального пространства текста участвуют и предтекстовые пресуппозиции (лат. Prae – в первых рядах, suppositio – предположение), каковые являются как бы предзнание определенного текста, составляют часть отечественных знаний о мире . К подобным пресуппозициям возможно отнести имя автора, жанр произведения, время его создания и т. п. Громадное значение для создания концептов имеют повторяющиеся в тексте слова, именуемые по-различному: слова-лейтмотивы, лексические доминанты, но чаще — главные слова. Одна из тяжёлых задач лингвистики текста — выделение аналогичных главных элементов текста, потому что последовательной методики их анализа и обнаружения до тех пор пока нет .

Ответственны в порождении главных доминантных смыслов слова, обнаруживающие в тексте богатство и разнообразие лексических связей, предполагающих отношения синонимии, антонимии, морфологической производности (однокоренные слова), семантической производности (вероятные образные потребления данного слова) и по большому счету каждые отношения, при которых сопоставляемые слова владеют каким-нибудь видом семантической общности.

Еще одно понятие, ответственное для концептуального анализа, — это понятие когнитивно-пропозициональной структуры . Оно введено в научный обиход в связи с необходимостью моделирования концепта, осуществляемого с целью зрительного, наглядного представления его ментальной структуры. Подобное моделирование делается вероятным в следствии обобщения систематично повторяющихся в лексических, фразеологических и текстовых репрезентациях концепта его значительных особенностей, обнаруживающих знания о мире.

Когнитивно-пропозициональная структура формируется на базе совокупности однородных элементов, имеющих неспециализированные интегрированные и значительные дифференциальные показатели. Истолкование концептов и концептосферы кроется в семантическом пространстве родных по смыслу групп слов.

Пропозиция — особенная структура представления знаний. Существует особенный тип репрезентации знаний — пропозициональный, а носителями этих знаний в тексте являются значительно чаще предикатные (признаковые) слова — глаголы, прилагательные, наречия, и существительные с предикатной семантикой.

Мы предлагаем следующий метод концептуального анализа художественного текста:

Расшифровка сказки А.С.Пушкина о мёртвой царевне и семи богатырях. Сакральный суть русских сказок

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector