Художественное пространство

Текст пространствен, т.е. элементы текста владеют определенной пространственной конфигурацией. Из этого теоретическая и практическая возможность пространственной фигур и трактовки тропов, структуры повествования. Так, Ц. Тодоров отмечает: «самоё систематическое изучение пространственной организации в художественной литературе было совершено Романом Якобсоном. В собственных анализах поэзии он продемонстрировал, что [144]все пласты высказывания… образуют сложившуюся конструкцию, основанную на симметриях, нарастаниях, противопоставлениях, параллелизмах и т.п., каковые в совокупности складываются в настоящую пространственную структуру»[213]. Подобная пространственная структура имеет место и в прозаических текстах, см., к примеру, повторы различных типов и совокупность оппозиций в романе А.М. Ремизова «Пруд». Повторы в нем — элементы пространственной организации глав, текста и частей в целом. Так, в главе «Сто усов — сто носов» трижды повторяется фраза Стенки белые-белые, от лампы сверкают, словно бы тертым стеклом усыпаны, а лейтмотивом всего романа помогает повтор предложения Каменная лягушка (выделено А.М. Ремизовым. — Н.Н.) шевелила некрасивыми перепончатыми лапами, которое в большинстве случаев входит в сложную синтаксическую конструкцию с варьирующимся лексическим составом.

Изучение текста как определенной пространственной организации предполагает, так, рассмотрение его количества, конфигурации, противопоставлений и системы повторов, анализ таких топологических особенностей пространства, преображенных в тексте, как связность и симметричность. Серьёзен и учет графической формы текста (см., к примеру, палиндромы, фигурные стихи, применение скобок, абзацев, пробелов, особенный темперамент распределения слов в стихе, строке, предложении), и пр. «Довольно часто показывают, — подмечает И.Клюканов, — что стихотворные тексты печатаются в противном случае, чем остальные тексты. Но в известной мере все тексты печатаются в противном случае, чем остальные: наряду с этим графический вид текста сигнализирует о его жанровой принадлежности, о его закрепленности за тем либо иным видом речевой деятельности и принуждает к определенному образу восприятия… Так — пространственная архитектоника текста получает собственного рода нормативный статус. Эта норма может нарушаться необыкновенным структурным размещением графических знаков, что приводит к стилистическому эффекту»[214].

В узком же смысле пространство применительно к художественному тексту — это пространственная организация его событий, неразрывно связанная с временной организацией произведения и совокупность пространственных образов текста.По определению Кестнера, «пространство в этом случае функционирует в тексте как своевременная вторичная иллюзия, то, при помощи чего пространственные особенности реализуются в темпоральном мастерстве»[215]. [145]

Различаются, так, широкое и узкое познание пространства. Это связано с разграничением внешней точки зрения на текст как на определенную пространственную организацию которая воспринимается читателем, и внутренней точки зрения разглядывающей пространственные характеристики самого тек ста как довольно замкнутого внутреннего мира, владеющего самодостаточностью. Эти точки зрения не исключают, а дополняют друг друга. При анализе художественного текста принципиально важно учитывать оба этих нюанса пространства: первый — это «пространственная архитектоника» текста, второй — «художественное пространство». В будущем главным объектом рассмотрения помогает как раз художественное пространство произведения.

Автор отражает в создаваемом им произведении настоящи пространственно-временные связи, выстраивая параллельно настоящему последовательности собственный, перцептуальный, творит и новое — концептуальное — пространство, которое делается формой осуществления авторской идеи. Живописцу, писал М.М. Бахтин, характерен но «умение видеть время, просматривать время в пространственном целом мира и… принимать наполнение пространства не как не; подвижный фон… а как становящееся целое, как событие»[216].

Художественное пространство — одна из форм эстетической действительности, творимой автором. Это диалектическое единство противоречий: основанное на объективной связи пространственных черт (настоящих либо вероятных), оно субъективно, оно вечно и одновременно с этим само собой разумеется.

В тексте, отображаясь, преобразуются и носят особый характер неспециализированные особенности настоящего пространства: протяженность, непрерывность – прерывность, частные — и трехмерность свойства его: форма, расположение, расстояние, границы между разными совокупностями. В конкретном произведении на первый замысел может выступать и намерено обыгрываться одно из особенностей пространства, см., к примеру, геометризацию муниципального пространства романе А. использование «и» Белого Петербург в нем образов, которые связаны с обозначением дискретных геометрических объектов (куб; квадрат, параллелепипед, линия и др.): В том месте дома сливались куба ми в планомерный, многоэтажный последовательность…

Воодушевление овладевало душою сенатора, в то время, когда линию Невског разрезал лакированный куб: в том месте показывалась домовая нумерация…

Пространственные характеристики воссоздаваемых в текст событий преломляются через призму восприятия автора (повеет вователя, персонажа), см., к примеру:

09 художественное пространство и Художественное время в литературе

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector