Анализ художественного текста, этапы и формы.

Главные направления анализа текста.

— выяснение конкретного содержания,

— определение композиции произведения,

— объяснение мотивов поведения действующих лиц и их характерных линия,

— выяснение идейной направленности.

Анализ решает задачи:

1) формирование навыка чтения,

2) развитие умения разбирать текст, думать над ним,

3) воспитательные задачи.

В ходе анализа употребляются следующие виды работы с текстом:

1. Беседа.

Требования к вопросам беседы:

1) четкая формулировка вопросов,

2) целенаправленность (вопросы должны подводить к идее),

3) не должны потребовать ответов «да», «нет»,

4) должны повышать умственную активность обучающихся («Из-за чего…?»)

2. Постановка вопросов самими обучающимися. (К.Д. Ушинский: «Верно поставленный вопрос имеется уже добрая половина ответа»). Этому нужно последовательно учить (анализ вопросов преподавателя, вопросов из книжки, обучение технике постановке вопроса). Возможно частью домашнего задания.

3. Выборочное чтение. Это чтение части текста в соответствии с заданием либо вопросом.

Выборочное чтение возможно различной степени сложности:

1) ответ на вопрос легко отыскать в тексте,

2) ответ на вопрос содержится в различных частях текста (поисковая работа),

3) для составления чёрта храбреца,

4) при составлении замысла (пункт замысла – предложение из текста),

5) в комплексе с разбором иллюстрации (подобрать из текста подпись к рисунку),

6) при раскрытии идеи произведения.

4. Иллюстрирование текста.

Возможно словесным и графическим. Графическое иллюстрирование, в большинстве случаев, предлагается в качестве домашнего задания. При проверке его по картинам возможно составить диафильм: расположить картинки последовательно, придумать (подобрать из текста) подписи, возможно проводить выборочное чтение (закрепляется образа и связь слова). Словесное иллюстрирование употребляется с различными целями:

1) для уточнения обстановки, в которой происходит воздействие,

2) как независимая форма работы,

3) как база для составления замысла,

4) при подготовке к пересказу.

Обучение иллюстрированию начинают с сопоставления иллюстрации в книге и отрывком текста. Но довольно часто словесное иллюстрирование подменяется пересказом. Нужно не забывать, что словесная картина статична.

5. Составление замысла произведения.

Содействует более сознательному и глубокому пониманию содержания текста, оказывает помощь обучающимся выделить главную идея, установить последовательность событий, осознать связь между отдельными частями текста, начинается мышление и речь обучающихся.

( Обучение умению составлять замысел – в теме «Развитие речи на уроках чтения»).

Методические базы работы над идеей произведения.

Анализ содержания произведения направлен на выяснение его идеи и темы, его сюжета, и композиции, художественных средств и образов изображения. Выяснение идеи – конечная цель анализа литературного произведения.

В начальной школе не вводятся термины «тема», «мысль произведения». Но в следствии анализа узнается о чем поведал автор (тема) и что он желал сообщить читателю (основная идея, мысль). Дабы подвести обучающихся к пониманию идеи, нужно узнать мотивы поведения действующих лиц, их отношение к событиям и фактам, о которых рассказывается в произведении.

Работа над действующими лицами обязана осуществляться во единстве и взаимосвязи с раскрытием идеи художественного произведения.

Методические положения работы над действующими лицами:

1) обучающиеся должны принимать действующее лицо как представителя определенной публичной группы, эры и как конкретного человека,

2) выделяются главные черты храбреца, но нужно учить обучающихся видеть храбреца в противоречивости линия,

3) узнается авторское отношение к храбрецу (авторская черта, описание наружности…),

4) узнается отношение обучающихся к действующим лицам произведения.

На начальной стадии работы характерно эмоциональное восприятие образа. На втором идет конкретизация начального представления, формируется умение подбирать материал о действующих лицах. На третьем этапе составляют рассказ о храбрец.

Программа предусматривает неспешно усложняющуюся от класса к классу совокупность работы над основной мыслью произведения и его действующими лицами.

Виды анализа художественного текста

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector