Когнитивно-поведенческая психотерапия

В базе некоторых современных подходов к изучению посттравматических расстройств лежит «оценочная теория стресса», заостряющая внимание на роли каузальной атрибуции и атрибутивных стилей. В зависимости от того, как разъясняются обстоятельства стресса, его преодоление представляет собой или фокусировку на проблеме (попытку поменять обстановку), или концентрацию на эмоциональной стороне переживаемого события (попытку поменять эмоции, явившиеся результатом стресса). Наиболее значимыми детерминантами каузальной атрибуции являются персональный локус контроля и атрибутивный стиль. Изучения подтверждают тот факт, что ло-кус контроля может сдерживать травмирующий эффект события. Что касается каузальной атрибуции, то она заметно воздействует на выбираемые стратегии преодоления стресса. Эти, полученные многими исследователями, говорят о том, что более интенсивные проявления ПТСР соотносятся как с личностными (экстернальный локус контроля, эмоционально сфокусированный стиль преодоления стресса), так и с социальными (недостаточность социальной помощи) факторами.

Традиционно считается, что поведенческая психотерапия самый действенна при коррекции ПТСР. В соответствии с принципу, на котором основывается данный вид терапии, для трансформации поведения необязательно осознавать определяющие его психотерапевтические обстоятельства. Цель ее, в основном, – вырабатывать и усиливать свойство к адекватным действиям, к приобретению навыков, разрешающих улучшить самоконтроль.

Способы поведенческой психотерапии включают хорошее и отрицательное подкрепление, наказание, систематическую десенсибилизацию, калиброванное самоконтроль и представление.

Поведенческая психотерапия пытается заменить неприемлемые действия приемлемыми и применяет кое-какие способы, ведущие к уменьшению либо прекращению нежелательного поведения. К примеру, при’ одной из техник клиента обучают диафрагмальному дыханию для снятия тревоги. Терапия может проводиться с применением систематической десенсибилизации (постепенного, постепенного привыкания к пугающей обстановке) или способом нагнетания вызывающих тревогу факторов, либо «наводнения» (клиентов ставят в пугающую обстановку и оказывают помощь с ней совладать). Способ нагнетания считается более действенным.

Систематическая десенсибилизация – способ, направленный на то, дабы клиент с ПТСР, склонный к избегающему поведению, создал в собственном воображении иерархию тревожных образов (от наименее до самый пугающих). Он обязан оставаться на каждом уровне иерархии , пока тревога не провалится сквозь землю. В то время, когда процедура проводится в условиях настоящей, а не мнимой жизни, таковой способ именуется калиброванной экспозицией. Эта техника, в сочетании с хорошим подкреплением, воздействует на вызывающие тревогу факторы и ликвидирует дезадаптивное поведение, кроме негативные последствия. Иерархическая конструкция довольно часто употребляется в сочетании, с методиками релаксации, потому, что установлено, что релаксация и тревога исключают друг друга: так образ отделяется от ощущения тревоги (обоюдное торможение).

Способ нагнетания вызывающих тревогу факторов считается самый эффективным способом поведенческой психотерапии, при условии, что клиент может выдержать связанную с терапевтическим действием тревогу. , если этот способ основывается на противопоставлении мнимой и настоящей судьбе, он именуется имплозией.

Терапевты когнитивно-поведенческого направления предполагают, что психопатологические отклонения являются следствием неточной оценки событий, и следовательно, изменение оценки этих событий должно вести к трансформации эмоционального состояния клиента. Подобно поведенческой терапии, когнитивно-поведенческая терапия учит клиентов по-второму реагировать на ситуации, каковые приводят к приступам паники и другие признаки тревоги. В этом случае устраняются иррациональные суждения, появившиеся на фоне тревоги и косвенным образом поддерживающие ее.

Когнитивная терапия основана на теории, в соответствии с которой поведение человека определяется его мыслями о самом себе и его роли в обществе. Дезадаптивное поведение обусловлено укоренившимися стереотипами, способные привести к когнитивным искажениям, либо неточностями в мышлении. Соответствующая терапия ориентирована на коррекцию аналогичных когнитивных их следствия и искажений в виде поведенческих установок. Когнитивная терапия представляет собой кратковременный способ лечения, в большинстве случаев, рассчитанный на 15–20 сеансов, проводящихся в течение 12 недель. В это время клиенты должны понять собственные установки и искажённые представления. Домашние задания заключаются в следующем: клиентов просят написать, что они ощущают в определенных стрессовых обстановках, и выяснить частично неосознаваемые предпосылки, лежащие в их основе, каковые провоцируют появление негативных установок (таких, как: «я несовершенен» либо «никому до меня нет дела»). Таковой метод именуется коррекцией и распознаванием непроизвольных мыслей. Когнитивная модель депрессии включает когнитивную триаду – описание искажений мышления, каковые свойственны при депрессии. Эта триада включает: отрицательное отношение к самому себе, негативную интерпретацию прошлого и настоящего жизненного опыта и пессимистичный взор на будущее.

Суицидальная склонность кроме этого возможно мишенью терапии. Один из многообещающих терапевтических подходов пребывает в том, дабы научить клиента: а) думать об иных методах решения проблемы и б) отвлекаться от суицидальных жажд, применяя разные техники отвлечения внимания (Meichenaum, 1977). Способ когнитивной репетиции кроме этого возможно использован в работе с суицидальными клиентами. Клиент обязан:

1. Представить себя в безнадёжной обстановке.

2. Прочувствовать отчаяние и суицидальные импульсы.

3. Постараться выработать вероятные решения проблемы, не обращая внимания на давление суицидальных жажд.

Затем клиенту дается задание опробовать эту технику в настоящих жизненных обстановках. Он обязан погрузиться в неприятную обстановку (к примеру, обстановка конфронтации с супругой либо супругом) и после этого постараться отыскать реалистические методы ответа появившихся неприятностей. Терапевт воображает клиенту гипотетическую, но полностью реалистическую обстановку, которая может спровоцировать кризис, обстановку, схожую с теми, в которых клиент появился в прошлом, и после этого они подробно исследуют, какую линию поведения направляться избрать в данной обстановке.

В тех случаях, в то время, когда ядром суицидального жажды есть чувство безысходности, терапевт, применяя разные способы, обязан продемонстрировать клиенту: а) что его текущая жизненная обстановка допускает другие, не столь мрачные истолкования и б) что у него имеется возможность решить собственные неприятности иным методом.

Терапевтическая стратегия при работе с эмоцией безысходности основана на предпосылке, что восприятие и мышление депрессивного клиента скованы рамками предвзятых умозаключений. Клиенту не приходит в голову подвергнуть сомнению собственные предубеждения. Задача терапевта содержится в том, дабы пробудить у клиента интерес к изучению негативных предубеждений. Терапевт показывает клиенту на факты, противоречащие его умозаключениям, и, создавая так «когнитивный диссонанс», побуждает клиента пересмотреть собственную позицию.

У поведенческих и когнитивных терапевтов обнаруживается последовательность неспециализированных линия (Doyle, 1987):

1. И те, и другие не интересуются обстоятельствами расстройств либо прошлым клиентов, а имеют дело с настоящим: поведенческие терапевты сосредоточиваются на актуальном поведении, а когнитивные – на том, что думает человек о себе и о мире в настоящем.

2. И те, и другие наблюдают на терапию как на процесс научения, а на терапевта – как на преподавателя. Поведенческие терапевты учат новым методам поведения, а когнитивные – новым методам мышления.

3. И те, и другие дают собственные клиентам домашние задания, с тем дабы последние практиковали за пределами кабинета психотерапевта то, что взяли на протяжении сеансов терапии.

4. И те, и другие оказывают предпочтение практическому, лишенному абсурдности (каковой грешит, с их точки зрения, психоанализ) подходу, не обремененному сложными теориями личности.

Более детально с теорией когнитивно-поведенческой терапии возможно ознакомиться в следующих работах: Александров, 2000; Бурлачук и др., 1999; Лазарус, 2000 а, б; МакМал-лин, 2001; Beck, 1995; Ellis, 1973; Ellis, Dryden, 1996; Ellis, Grieger, 1977; Lazarus, 1995; Wolpe, 1969.

ТЕХНИКИ

Данный раздел написан по данным книги «Практикум по когнитивной терапии» (МакМаллин, 2001).

Способ J. «Формула ABC»

ТЕХНИКА 1. «Обучение главной формуле abc»

Первый ход в любой когнитивной терапии – доказать клиенту важность мышления. Дабы прояснить обстановку, начните с двух несложных формул.

Ветхая формула:

Когнитивно-поведенческая психотерапия

Нарисуйте эту схему клиенту.

А обозначает активизирующее событие, обстановку, в которой вы были, толчок из внешнего мира, стимул – все, что обусловливает процесс реагирования в целом.

С обозначает или ваши эмоции, или поведение. С – последствие А. Это смогут быть эмоции либо действия.

Ветхая теория говорит, что А вызывает С, что внешняя обстановка вызывает внутренние чувства и заставляет вас функционировать в некотором роде.

Верная же формула следующая:

Когнитивно-поведенческая психотерапия

Нарисуйте эту схему клиенту.

В обозначает когниции, убеждения, установки. В обозначает отечественные представления о ситуации, мысли, образы, восприятие, воображение, интерпретации и выводы, каковые мы делаем довольно А.

По окончании первого сеанса дайте клиенту следующие домашние задания.

Задание 1. Вследующих примерах обрисованы ситуации ABC,но во всех отсутствует В. Вам необходимо предугадать, какие конкретно мысли (В) необходимо засунуть, дабы связать обстановку (А) и эмоции (С). Выясните в каждом случае А и С и впишите В.

Глава Анатолия отчитал его за опоздание. Затем Анатолий ощущал себя подавленным.

Елена прошла два сеанса терапии и бросила ее, по причине того, что посчитала, что терапия не действует.

У Катерины заболел пузо. Ей стало страшно.

Олега оштрафовали за превышение скорости, и он очень сильно разозлился.

Ирина смутилась, в то время, когда ее приятели увидели, что она плачет на романтических сценах фильма.

Сергей был разъярен, в то время, когда служащий попросил его документы в то время, как он заполнял анкету.

Задание 2.Приведите пять примеров из собственной жизни, в которых ваши мысли (В) приводили к болезненным эмоциям (С). Обрисуйте их в терминах ABC.

ТЕХНИКА 2. «Доказательства того, что мышление определяет чувстве»

Упражнение 1

«Лучшие примеры из собственного прошлого клиента»

В большинстве случаев клиент уж« имеет представление о силе В из собственной жизни. Полезно напомнить ему о том, что он уже знает. Попросите его поразмыслить о тех моментах, в то время, когда он

был чем-то очень сильно обеспокоен, удивлен либо расстроен тем, что сейчас уже не имеет над ним власти, – тем, что он смог преодолеть. Попросите его сосредоточиться на начальном событии и выяснить А и С. Пускай он обрисовывает обстановку, пока она не прояснится в его сознании, а после этого попросите его установить В. Что он сказал себе, в то время, когда был так расстроен? Наконец, разрешите ему сконцентрироваться на том, в чем он уверен на сегодня. Во что из того, что он говорит сам себе на данный момент, он не верил прежде?

Упражнение 2

«В случае если изменится В, то изменится и С»

Приведите клиенту пара примеров АВ. Заберите в качестве константы обстановку (А), а в качестве переменной – внутренние размышления. Попросите его выяснить чувство, которую будут вызывать разные мысли (В). Проанализируйте разные варианты реагирования (С) на одно да и то же событие (А).

Лучшие примеры – те, каковые формирует сам клиент. Их преимущество в том, что они яатаются лично значимыми и исходя из этого владеют внутренне присущей им убеждающей силой. Терапевт обязан побуждать клиента думать, как в его собственных примерах В вызывают С.

А _____________________________________

В______________________________________

кожный покров

А______________________________________

В______________________________________

С______________________________________

и т. д.

Способ 2. «Определение убеждений»

ТЕХНИКА 1. «Определение ожиданий»

Отдельные В появляются перед тем, как случается А. Значительно чаще это глобальная философия, взор на мир, что обусловливает то, как клиент реагирует на событие.

Когнитивно-поведенческая психотерапия

Ожидания

А – активирующее событие, либо стимул В – когниции и убеждения различных видов (в этом случае это ожидания)

Сэ – эмоциональная реакция – то, что мы ощущаем Сп – поведенческая реакция – то, что мы делаем

Ожидания – это то, что клиент желает от себя, вторых и мира в целом. Это его личные притязания на то, как он обязан себя вести, критерии, каковые он применяет, дабы решить, было поведение успешным либо неудачей. У клиента смогут быть заниженные либо завышенные ожидания довольно себя, вторых либо мира. В то время, когда он пытается достигнуть желаемого, ожидания становятся требованиями. Обычно нереалистичные ожидания являются единственной обстоятельством эмоциональных неприятностей.

Попросите клиента сосредоточиться на проблемной обстановке и представлять ее , пока она не прочувствуется достаточно четко.

Попросите его выяснить наилучший финал в данной обстановке и отметить собственный ответ на десятибалльной шкале. Крайние деления на шкале соответствуют наилучшему и нехорошему событиям, каковые имели возможность произойти с ним в жизни. К примеру, завоевание Нобелевской премии (10) возможно противопоставлено обнаружению у клиента рака последней стадии (0).

(0) (5) (10)
нехорошее событие в жизни наилучшее событие в жизни

Пускай клиент представит наилучший и нехороший вероятные финалы в конкретной проблемной обстановке и отметит их значения на шкале.

Когнитивно-поведенческая психотерапия

Пускай ваш клиент примет решение, где будет пребывать точка ПДП (просто-достаточно-приемлемое), Объясните, что ПДП – «это тот финал, что вы сочли бы легко достаточно приемлемым – минимум, нужный для вас, дабы принимать событие как хорошее».

Когнитивно-поведенческая психотерапия

Наконец, попросите клиента заполнить пара шкал для других проблемных обстановок, следуя той же процедуре. Затем вы станете в состоянии выяснить, какие конкретно ожидания, требования к себе и ориентиры он применяет, дабы оценивать вторых и себя.

Эти шкалы окажут помощь вам распознать разные нюансы невидимых ожиданий вашего клиента. Пронаблюдайте, как измерительные шкалы клиента отличаются от таковых большинства людей, сталкивающихся с подобными обстановками.

ТЕХНИКА 2. «Определение самоэффективности»

Когнитивно-поведенческая психотерапия

Сделайте так, дабы клиент расслабился и сосредоточился на определенной проблемной обстановке (АС).

Попросите его угадать собственную свойство удачно с ней совладать и проставить это значение на континууме (имеете возможность применять те же шкалы, что и для ожиданий).

Когнитивно-поведенческая психотерапия

Пройдитесь по нескольким разным обстановкам, дабы установить, как клиент осознаёт собственную самоэффективность. Занижена ее оценка либо завышена?

Будучи тесно связанной с ожиданием довольно себя, самоэффективность (Эф) в большинстве случаев обсуждается вкупе с ней; их соотношение синергично. Возможно попросить клиента поместить обе переменные на одном континууме, как это продемонстрировано ниже.

Когнитивно-поведенческая психотерапия

«Продемонстрируйте мне на данной шкале, что вы вычисляете для себя «легко достаточно приемлемым» результатом (ПДП). А сейчас отметьте, какой эффективности, на ваш взор, вы имеете возможность добиться». Высокие ожидания и низкая самоэффективность – одна из самых негативных комбинаций. Депрессивные клиенты обычно требуют от себя через чур многого и мало сохраняют надежду на то, что они этого достигнут. Клиенты, каковые видят собственные неприятности подобным образом, впадут в уныние. Им будут казаться тщетными каждые попытки, потому, что ожидаемый успех через чур далек кроме того от минимально приемлемого финала.

ТЕХНИКА 3. «Определение Я-концепции»

Когнитивно-поведенческая психотерапия

Не обращая внимания на то, что существует множество достаточно действенных способов измерить Я-концепцию, возможно, самые ценным для когнитивного терапевта способом будет извлечение Я-концепции из составленного клиентом перечня В. Составьте перечень ведущих идей клиента. Выберите те В, каковые напрямую обращены к Я. Отыщите хорошие и негативные валентности, каковые клиент проявляет в каждом из этих убеждений. К примеру, такое В: «Мир – огромное и страшное место» – демонстрирует соответствующую Я-концепцию: «Я не сильный и беззащитный». Такая установка будет негативной «Я-валентностью».

ТЕХНИКА 4. «Определение внимания»

Когнитивно-поведенческая психотерапия

То, на что клиенты обращают внимание, – одна из самых тяжёлых для обнаружения когниций. Многие клиенты кроме того не знают, что существует что-либо еще в ситуации, что может не попасть в фокус. Они уверены, что среда (внутренняя либо внешняя) заставляет их сосредотачиваться на тех либо иных предметах как раз так, как это у них получается. Они отрицают собственное участие в выборе того, на что переключается внимание, отрицают избирательное вычленение стимулов из окружающего и утверждают, что это сами стимулы вынуждают фокусировать внимание в некотором роде.

Дайте собственному клиенту инструкцию в следующий раз, в то время, когда он почувствует, что расстроен, создать мысленную картину того, что его тревожит. Если он сможет, пускай сделает перечень главных компонентов.

После этого предложите ему выстроить еще одну мысленную картину, но сфокусировавшись на вторых главных компонентах. Это будет тяжело, по причине того, что к нему всегда будет возвращаться изначальный образ. Вдохновите его на то, дабы он практиковался : эта методика прекрасно оказывает помощь обучиться и в реальности изменять собственную точку зрения на разные неприятности.

ТЕХНИКА 5. «Избирательность памяти»

Упражнение 1

Когнитивно-поведенческая психотерапия

Объясните собственному клиенту правила избирательности памяти (вероятный вариант для того чтобы объяснения приведен ниже):

Избирательная память

«Любой раз, предаваясь воспоминаниям о прошлом – о великих событиях, случившихся с вами, в то время, когда вы были старшеклассником, о собственной первой любви, о том чудном времени, что вы совершили, живя в Санкт-Петербурге, – вы должны быть осмотрительны, по причине того, что ваши воспоминания смогут обманывать вас. Вы имели возможность создать фантазию о том, чего ни при каких обстоятельствах не было, по причине того, что выборочно опустили те предметы, события и эмоции, каковые несовместимы с желаемым настроением. Принимая самообман за истину, вы принимаете это сфальсифицированное прошлое как настоящее. Время от времени искаженная память о прошлом формирует чувство несчастья в настоящем. В таких случаях единственный метод приобретать удовлетворение сейчас – это вынудить себя аккуратнее воспроизводить прошлое. Лишь в том случае, если вы станете вспоминать о собственной истории самым беспристрастным и непредубежденным образом, уроки прошлого опыта станут вашим ориентиром. Относитесь к тому, что выбираете из прошлого, осмотрительнее».

Предложите клиенту письменно изложить его познание избирательности памяти

Упражнение 2

Смутное припоминание. Попросите клиента отыскать в памяти какое-нибудь событие, но не в подробностях, а лишь неспециализированное чувство. Пускай он запишет собственные воспоминания на бумаге либо надиктует на аудиокассету.

Релаксация. Введите клиента в состояние релаксации (научить его навыкам релаксации направляться заблаговременно). Нужно включить запись со звуками природы либо успокаивающей музыкой.

Детальное припоминание. Попросите его представить, что он путешествует назад в прошлое и возвращается к ранним эпизодам. Выберите определенную сцену для рассмотрения. Напомните клиенту, дабы он подключил все ощущения для ее воспроизведения: зрение – какие конкретно цвета, освещение, предметы, перемещения, возможность он видит? Слух – может ли он слышать беседы? Принимает ли фоновые звуки, музыку, разговор в соседнем помещении, шум автомобилей на улице? Обоняние – какие конкретно подмечает запахи? Кинестетика – как двигается, стоит либо лежит? Эмоции – ощущает он себя радостным, грустным, испуганным, злым? С какой силой и в какой комбинации? Пройдите по всем ступеням, не перепрыгивая и не обобщая. Память возможно стимулировать просматриванием фотографий, дневников и писем. Напомните клиенту о вторых событиях, происходивших в то время. Применяйте каждые подсказки, каковые окажут помощь ему отыскать в памяти, как возможно больше подробностей.

Запись. Законспектируйте либо запишите на аудиокассету то, о чем отыскал в памяти ваш клиент.

Сравните первое (смутное) воспоминание с последним (детальным). Что не удалось отыскать в памяти сходу? Из-за чего?

ТЕХНИКА 6. «Определение атрибуции»

Когнитивно-поведенческая психотерапия

Следующая ответственная когниция – это атрибуция (attribute англ. – приписывать). Это то, что клиенты делают с мысленной картой окружающего мира, в то время, когда приписывают следствия и причины тому, что чувствуют. Они не находят и не открывают атрибуции, а создают их сами. Атрибуции смогут быть полностью неверными, не имеющими к обстоятельству никакого отношения, но клиент все равно выбирает как раз их.

Предложите клиенту выбрать одну из самых проблемных для него обстановок (АС).

Что, согласно его точке зрения, привело к этой проблеме?

Помогите ему составить перечень всех других вероятных обстоятельств, какие конкретно он может себе представить. Продолжайте до тех пор, пока не составите громадной перечень. Совместно отыщите объективные доказательства «за» и «против» каждого пункта перечня. Отберите обстоятельство с наибольшим числом доказательств «за» и мельчайшим – «против».

ТЕХНИКА 7. «Определение оценки»

Интенсивность любой эмоции зависит, а также, и от того, как она была воспринята. Кое-какие клиенты преувеличивают любую чувство. Негативные оценки чувств создают очень низкую терпимость к фрустрации. В случае если клиент говорит себе, что не имеет возможности вынести чего-либо, это убеждение помешает ему совладать с эмоциями.

Помогите клиенту составить перечень из десяти событий их прошлого, каковые очень сильно расстроили его. Отметьте степень расстройства на континууме от 1 до 7. На данном континууме вызванное событием нарушение оценено в 6 баллов.

Когнитивно-поведенческая психотерапия

После этого пускай клиент оценит настоящий урон, что он понес благодаря этого события. На данном континууме продемонстрирована оценка в 2 балла.

Отличие в баллах показывает, как клиент преувеличивает события: + 4.

Напомните клиенту, дабы в следующий раз, в то время, когда он будет расстраиваться, он отыскал в памяти, как он преувеличивает событие, и попытался снизить собственный огорчение до реалистичного уровня.

ТЕХНИКА 8. «Определение самоинструктирования»

Когнитивно-поведенческая психотерапия

Человек всегда ведёт внутренние размышления с самим собой, как если бы у него в голове был советчик. Это постоянные беседы, рекомендации, оценки, обсуждение принципов и новых стратегий. В терапевтической работе нужно открыть доступ к этому текущему диалогу.

Сообщите клиенту, дабы он, в то время, когда не занят чем-то особым, старался обратить внимание на собственный непроизвольный внутренний разговор, что и есть самоинструктированием. Пускай он записывает, о чем думает. В случае если ему нужна помощь, вы имеете возможность совместно записать это на одном из сеансов. Сообщите клиенту, дабы он не информировал об этих мыслях привычным образом. Пускай не пробует выстроить законченное предложение, выкинуть неуместные либо отвлекающие мысли, не подвергает их грамматической либо личной цензуре. Пускай он любой раз, как появляется какая-нибудь автоматическая идея, дословно записывает ее. Вы должны начать изучение по окончании появления нескольких первых записей.

Попросите клиента отложить собственные записи и возобновить их через пара дней. Помогите ему соотнести его последние записи с прошлыми.

Анализируйте спонтанные мысли клиента и выбирать из них те, каковые относятся к самоинструктированию. Они станут для вас четкими снимками его внутренних процессов.

ТЕХНИКА 9. «Определение скрытого убеждения»

Когнитивно-поведенческая психотерапия

Между поведением и эмоцией стоит еще одна когниция, которая именуется скрытым убеждением. Скрытым, по причине того, что большая часть клиентов не знают о его существовании. Это В появляется по окончании того, как клиент пережил чувство, но на мгновение раньше, чем он совершает какое-либо воздействие. Многие клиенты отрицают, что владеют таковой когницией. Они уверенны, что между действием и чувством нет промежутка и что, когда появляется чувство, она мгновенно заставляет их вести себя в некотором роде.

Попросите клиента сосредоточиться на том моменте, в то время, когда в последний раз он вел себя импульсивно. Ищите поведение, а не идея либо чувство. Выберите обстановку, в то время, когда он хлопнул дверью, проклинал кого-то либо удирал от опасности.

Помогите клиенту припомнить те скоротечные мысли и главные когниции, каковые разрешили ему функционировать как раз так. Вот пара вероятных мыслей, каковые вы имеете возможность найти:

«Я обязан выразить собственные эмоции».

«Я не могу их осуществлять контроль».

«Это верный образ действий».

«Так я смогу избежать наказания».

«Я не виноват, что-то заставило меня сделать это».

«Я обязан сделать это».

«Я обязан так поступить».

«Я не могу избежать этого».

«Я хочу это сделать».

Сосредоточьтесь на одной из мыслей клиента и измените ее, дабы убедиться, что вы нашли нужную когницию. Пускай клиент представит, что он думает противоположным образом. Пускай он вообразит себе эту сцену так быстро, как это вероятно. Спросите его: если бы вы думали по-второму, вы бы все равно так себя повели? Если он ответит – нет, он не повел бы себя подобным образом, значит, вы нашли его скрытое убеждение.

ТЕХНИКА 10. «Объяснение неприятностей»

Когнитивно-поведенческая психотерапия

По окончании того, как случилось какое-то клиент и событие сопоставил его с содержимым собственной памяти, определил причину (атрибуция), назвал переживаемое чувство, оценил его, прислушался к внутреннему советчику и выполнил воздействие, он обязан прийти к какому-то заключению. Он придает событию смысл и значение, суммируя опыт, говоря себе, из-за чего это произошло, и планируя, что с этим возможно сделать, в будущем. Существуют три измерения стилей объяснения: интер-нальный-экстернальный, стабильный-нестабильный, глобальный-своеобразный (Seligman, 1975). Люди, растолковывающие негативные происшествия при помощи интернальных, стабильных и глобальных когниций, в большей мере склонны к депрессии.

Пускай ваш клиент составит перечень собственных центральных неприятностей. К примеру: «У меня неприятности во взаимоотношениях».

Помогите ему решить, сколько из этих неприятностей являются долгосрочными и останутся неизменными. К примеру: «Я буду постоянно портить отношения» либо: «Я испытываю трудности прямо на данный момент».

Как много у него мировых проблем если сравнивать с частными? К примеру: «У меня ни с кем не может быть хороших взаимоотношений» либо: «У меня неприятности в отношениях с Олегом».

Уверен ли ваш клиент в том, что сам привёл к своим, либо же считает, что некие внешние силы создали их? К примеру: «Что-то не так во мне, в случае если у меня неприятности в общении» либо: «Мне не везет со взаимоотношениями».

Помогите клиенту отыскать другие объяснения. Если он оценил собственные неприятности как внутренние и постоянные, перевоплотите их во внешние и временные. Проделайте то же самое, в случае если клиент оценил неприятности как внешние и преходящие. Увидьте, как изменятся ощущения клиента, какие конкретно эмоции у него появятся.

Способ 3. «Группы убеждений» ТЕХНИКА 1. «Определение центральных убеждений»

Для всей последующей работы крайне важно отыскать центральные убеждения клиента. Когнитивная терапия действенна, лишь в то время, когда терапевт трудится над верными центральными убеждениями.

Пускай ваш клиент расслабится на пять мин.. Переведите его внимание с внешних событий на внутренние.

После этого обратите его внимание на А. Пускай он максимально светло представит волнующую его обстановку. Пускай он применяет все собственные ощущения (зрительные, слуховые, обонятельные, осязательные, вкусовые, кинестетические), дабы как возможно живее вообразить А.

В то время, когда у него окажется представить в уме А, пускай он сфокусирует внимание на С, собственных чувствах. Какие конкретно эмоции у него появляются, в то время, когда он воображает А? Попросите клиента не придумывать чувство, пускай она покажется сама. Дайте ему возможность прочувствовать ее.

Сейчас попросите клиента сосредоточиться на собственных мыслях. Спросите его: что вы рассказываете себе прямо на данный момент об А для того чтобы, что это приводит вас к чувству С? Пускай это будут первые появившиеся у вас в уме мысли. В случае если нужно, прервитесь ненадолго и запишите эти убеждения, после этого возвратитесь к мысленной концентрации». (На этом этапе вы знакомитесь с поверхностными убеждениями клиента.)

Запомните либо запишите его убеждение и задайте вопрос наподобие: «И что из того, что?..» либо: «Из-за чего это так принципиально важно, дабы?..» Задавайте одинаковый вопрос, пока вы не отыщете главной ответ. Крайне важно выслушать ответы клиента и подождать, пока мысли не появятся в его воображении. (Полезно записать целый процесс, дабы уменьшить себе анализ ответов.)

У клиентов в большинстве случаев не редкость серия центральных идей. Трудясь над трансформацией убеждений, лучше не затевать сходу с самого главного. Центральные идеи через чур отдалены от конкретно принимаемых и в большинстве случаев не осознаются.

ТЕХНИКА 2. «Определение жизненных ориентиров»

Упражнение 1 «Перечень критических жизненных ориентиров и событий»

Составьте перечень из 30 самых критических событий, произошедших в жизни вашего клиента. Выбирайте не только негативные (смерть любимого человека) события, но и другие поворотные точки, каковые смогут быть и хорошими, и негативными (получение степени, женитьба). Включайте в те случаи и список, каковые смогут не воображать значения для стороннего наблюдателя, но ответственны для клиента. Вам нужны три перечня: 10 случаев из детского возраста, 10 – из подросткового, 10 – из взрослого.

Разберите события в терминах А и Сэ. Что произошло и что ощущал клиент?

В то время, когда вы соберете все 30 АС-событий, постарайтесь отыскать «тогдашние» центральные В для каждого из них. Это не то, что клиент думает об этом на данный момент, а его мысли в то время. К каким выводам о себе, о вторых людях и о мире привело это событие?

Возвратитесь к началу перечня и проработайте его до конца, обращая внимание на повторение тем либо В. Слова для обозначения тем с годами смогут изменяться. Составьте перечень аналогичных убеждений.

Упражнение 2 «Основной перечень идей»

В качестве последнего упражнения соберите убеждения собственного клиента и составьте главной перечень его идей. Данный перечень обязан включать в себя главные В клиента, собранные вами в ходе всей работы. В нем должно быть не меньше 30 пунктов, и он должен быть максимально исчерпывающим.

Каждую идея пронумеруйте и запишите раздельно. Не волнуйтесь о правильных формулировках, вы имеете возможность исправить их по окончании. Единственная неточность, которую вы имеете возможность на данный момент допустить, – это не включить в перечень все В собственного клиента. Записывайте все: если вы повторитесь, то позже имеете возможность вычеркнуть эти мысли.

ТЕХНИКА 3. «Когнитивные карты»

Составьте из перечня главных идей вашего клиента когнитивную карту. Вы имеете возможность сделать это, забрав каждую идея из перечня и сопоставив ее со всеми остальными мыслями. Спросите себя и собственного клиента: чем похожи эти мысли? В чем их отличия? Какая идея идет сперва, а какая следует за ней? К примеру, в случае если в перечне имеется мысли: «Я скверный человек» и: «Мне необходимо быть идеальным», то они определяются как связанные. Попытки стать идеальным смогут быть компенсацией эмоции неполноценности. Чувство собственной неполноценности возможно результатом неосуществленных перфекционистских стандартов.

Когнитивно-поведенческая психотерапия

Зафиксируйте отношения между мыслями посредством графика либо когнитивной карты.

Через один сеанс просмотрите карту и внесите все предложенные трансформации. У людей с различными эмоциональными проблемами различными будут и когнитивные карты.

Когнитивно-поведенческая психотерапия (КПТ) особенности познание использование | ужас ПА ВСД невроз

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector