Когнитивно-поведенческая терапия

Процедуры поведенческой терапии, каковые мы обсуждали до сих пор, направлены на яркую коррекцию поведения и не уделяют внимания процессам рассуждения и мышления индивида. Сначала терапевты, стоящие на бихевиористских позициях, игнорировали важность познавательных процессов, предпочитая строго стимульно-реактивный подход. Всякое обращение к установкам и убеждениям человека они принимали как возврат к ненаучной интроспекции, против которой выступал Уотсон в начале XX века (см. главу 1). Но в ответ на эти, показывающие, что когнитивные факторы (мысли человека, его ожидания и интерпретация им событий) являются серьёзными детерминантами поведения, многие бихевиористы обратили внимание на когнитивные функции, включив их в собственные концепции терапии (Bandura, 1986).

Когнитивно-поведенческая терапия — неспециализированный термин для обозначения способов лечения, применяющих разные приемы коррекции поведения, но включающих кроме этого процедуры коррекции неадекватных убеждений. Терапевт наряду с этим пытается оказать помощь человеку в контроле над эмоциональными реакциями, такими как депрессия и тревожность, обучая его более успешным методам интерпретации собственных размышлений и переживаний о них. К примеру, как мы отмечали при дискуссии когнитивной теории депрессии, предложенной Беком (см. главу 15), индивиды, страдающие депрессией, оценивают происходящее с негативным либо самокритичным уклоном. Они ожидают неудачи, а не успеха, и при оценке собственной деятельности склонны преувеличивать неудачи и преуменьшать успех. При лечении депрессии эксперты но когнитивно-поведенческой терапии стремятся оказать помощь своим клиентам выявить искажения в их мышлении, приведя его в большее соответствие с действительностью. Следующий диалог иллюстрирует, как терапевт, шепетильно направляя вопросы, показывает клиентке всю нереалистичность ее убеждений.

«Терапевт: Из-за чего вы желаете покончить с судьбой?

Клиентка: Без Рэймонда я ничто… Я не могу быть радостна без Рэймонда… Но я не могу спасти отечественный брак.

Т: Каким был ваш брак?

К: Он был несчастным сначала… Рэймонд всегда был мне неверен… Последние 5 лет я редко видела его.

Т: Вы заявили, что не имеете возможность быть радостны без Рэймонда… Вы ощущаете себя радостной с ним?

К: Нет, мы сражаемся все время, и я ощущаю себя хуже.

Т: Вы заявили, что вы ничто без Рэймонда. Перед тем, как вы встретили Рэймонда, вы ощущали себя никем?

К: Нет, я ощущала, что была кем-то.

Т: Если вы кем-то были без Рэймонда, из-за чего сейчас он вам нужен, дабы кем-то себя ощущать?

К: (озадаченно) М-мммм…

Т: Если бы вы были свободны от этого брака, вы думаете, что мужчины интересовались бы вами, зная, что вы не заняты?

К: Я думаю, они интересовались бы мной.

-Т: Вероятно ли, что вы нашли бы более постоянного мужчину чем Рэймонд?

К: Я не знаю… Предположительно, это вероятно…

Т: Тогда что бы вы в действительности утратили, если бы порвали данный брак?

К: Я не знаю.

Т: Быть может, вы бы стали жить лучше, если бы покончили с этим браком?

К: Нет гарантии, что так будет.

Т: У вас имеется настоящий брак?

К: Предположительно, нет.

Т: В случае если у вас нет настоящего брака, что вы в действительности теряете, в случае если решите порвать его?

К: (продолжительная пауза) Ничего, я думаю.» (Beck, 1976, р. 280-291.)

Поведенческая составляющая этого лечения вступает в игру, в то время, когда терапевт поощряет клиентку сформулировать иные взоры на ее обстановку и после этого проверить, что они означают. К примеру, даму из этого диалога возможно было бы попросить записывать собственный настроение через регулярные промежутки времени и после этого отмечать, как ее чувство и депрессия самоуважения изменяются в зависимости от того, что она делает. Если она уверен в том, что по окончании общения с мужем чувствует себя хуже, чем в то время, когда она одна либо общается с кем-то еще, посредством данной информации возможно вынудить ее усомниться в собственном убеждении, что она «не может быть радостна без Рэймонда».

Когнитивно-поведенческая программа помощи человеку с агорафобией обязана предусматривать тренировку хорошего мышления вместе с разыгрыванием in vivo (экскурсии в сопровождении психотерапевта, на протяжении которых данный человек будет все дальше отходить от дома). Терапевт учит клиента заменять наносящий вред внутренние размышления («Я так нервничаю, я знаю, что утрачу сознание, когда выйду из дома») хорошими самоинструкциями («Успокойся; я несколько; кроме того в случае если будет приступ паники, я могу совладать»). В табл. 16.4 приведена программа лечения депрессии, предусматривающая изменение установок и коррекцию поведения.

Когнитивно-поведенческая терапия с Яковом Кочетковым

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector