Этот аят не является отмененным.

Аллах Всевышний спросит со собственных творений за то, что они делали, и за то, что они не сделали, не смотря на то, что твердо решились на это. После этого Аллах Всевышний забудет обиду это верующим, но возьмёт с лицемеров и неверующих.

Это вывод передаётся от [‘Абдуллаха] ибн ‘Аббаса, ад-Даххака [ибн Музахима] и ар-Раби‘а ибн Анаса.

Кроме этого это вывод посчитал верным ибн Джарир [ат-Табари] в собственном толковании Корана.

Сообщил Хафиз ибн Кясир: «Это вывод выбрал ибн Джарир и указал на то, что за спросом необязательно направляться наказание. Аллах Всевышний может задать вопрос [за эти мысли] и забыть обиду человека, быть может задать вопрос и наказать».

А после этого он привел хадис, передаваемый со слов ибн ‘Умара, да будет доволен Аллах им и его отцом. В этом хадисе говорится: «В Сутки воскресения верующий будет приближен к Господу собственному, что заберёт его под собственную защиту. И Он вынудит его рассказать о собственных грехах и будет задавать вопросы: “Сознаёшься ли ты в таком-то грехе, сознаёшься ли ты в таком-то грехе?”, — на что он будет отвечать: “Сознаюсь, Господь мой!”, — и тогда Он сообщит: “Воистину, Я покрыл грехи твои в жизни и Я забуду обиду их тебе сейчас!”, — по окончании чего ему будет подана книга с записями его хороших дел»[140].

А после этого в хадисе сообщено: ? Что же касается лицемера и неверного, то свидетели (их дел) сообщат: «“Это те, каковые возводили неправда на собственного Господа!” Воистину, проклятие Аллаха (лежит) на несправедливых!»[141]

Кроме этого это вывод посчитали верным ибн ‘Атыя, Абу Сулейман ад-Димашки и аль-Кады Абу Йа‘ля.

Что касается сообщения со слов ибн ‘Аббаса [где он словно бы бы подтверждает это мнение], то оно передаётся по двум цепочкам передатчиков[142].

Первая цепочка передатчиков есть не сильный из-за присутствия в ней сходу нескольких не сильный передатчиков.

Что касается второй цепочки передатчиков, то в ней присутствует ‘Абдуллах ибн Салих, что был писарем аль-Лейса [ибн Са‘да]. ‘Абдуллах ибн Салих есть не сильный передатчиком (да‘иф). К тому же слова ибн ‘Аббаса передаёт ‘Али ибн Аби Тальха, что ничего не слышал от него.

Выше уже приводилось вывод ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, о том, что этот аят отменен, и это передаётся от него с точной цепочкой передатчиков.

4 ? Данный аят не есть отмененным и у него следующее толкование:

Аллах Всевышний спросит со всех творений и накажет их всех, но наказание тех, кто утаил что-то в душе и не совершил этого, будет при помощи отправления на него событий и несчастий, что влекут за собой скорбь и боль[143].

Это вывод передаётся от ‘Аишы, да будет доволен ею Аллах, как слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и как её личные слова[144].

Что касается хадиса, в котором говорится об этом, то среди его передатчиков присутствует ‘Али ибн Зейд ибн Джуд‘ан, что есть не сильный (да‘иф). К тому же данный хадис противоречит тем хадисам, каковые пришли в точных сборниках.

Что же касается слов ‘Аишы, да будет доволен ею Аллах, то их от неё передаёт ад-Даххак ибн Музахим, не смотря на то, что от ничего не слышал от неё[145].

Заключение[146]

Более верным – а Аллах знает лучше – есть вывод о том, что данный аят отменён. Это вывод выбрал аль-Хафиз ибн Касир, как это видится из его слов. Кроме этого о правильности этого мнения очевидно заявил имам аш-Шаукани в «Фатх уль-Кадир», 1/306.

Имам аш-Шаукани сообщил: «Не смотря ни на что, но существуют ясные и точные хадисы о том, что данный аят отменен, и исходя из этого не остается места для разногласия».

Десятый аят

(есть отмененным)

Аллах Всевышний сообщил:

? ??????????? ???????? ????????????? ?????????? ??????????? ?

«Отдавайте тем, с кем вы связаны клятвами, их долю(из наследства)»[147].

ас-Суюты заявил, что данный аят отменён словами Всевышнего:

? ??????????? ??????????? ?????????? ??????? ???????? ??? ??????? ?????? ?

«Но родственники ближе друг к другу(при получении наследства). Таково предписание Аллаха»[148].

Мнения о том, что данный аят отменен, придерживались большая часть праведных предшественников. На это указал имам Абу ‘Абдуллах аль-Куртуби в собственном толковании Корана [том 5; стр. 166], и аш-Шаукани [том 1; стр. 460].

Сообщил ибн уль-Джаузи: «К этому точке зрения склонились [‘Абдуллах] ибн ‘Аббас, аль-Хасан [аль-Басри], ‘Икрима, Катада [ибн Ди‘ама ас-Садуси], [Суфьян] ас-Саури, аль-Ауза‘и, Малик [ибн Анас], Ахмад [ибн Ханбаль] и [Мухаммад ибн Идрис] аш-Шафи‘и»[149].

В доисламские времена арабы, каковые были связаны союзными соглашениями, наследовали друг от друга, в то время, когда один из них умирал. В то время, когда пришёл ислам, Аллах Всевышний обязал их придерживаться этих контрактов. Но потом это распоряжение было отменено и наследство надеялось уже лишь родственникам погибшего.

Что касается сообщения со слов ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, то оно передаётся по трем цепочкам передатчиков.

Первая цепочка: передал ибн Джарир [ат-Табари] от аль-Мусанны, которому поведал ‘Абдуллах ибн Салих, которому поведал Му‘авия от ‘Али ибн Аби Тальхи от ибн ‘Аббаса.

‘Абдуллах ибн Салих – это писарь аль-Лейса [ибн Са‘да], что есть не сильный передатчиком по более верному точке зрения.

К тому же ‘Али ибн Аби Тальха ничего не слышал от ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом.

К тому же среди передатчиков присутствует аль-Мусанна ибн Ибрахим аль-Амули, биография которого малоизвестна.

Вторая цепочка: передал имам ибн Аби Хатим от аль-Хасана ибн Мухаммада ас-Саббаха, которому поведал Хаджадж от ибн Джурейджа и ‘Усмана ибн Ата, каковые передали от ‘Ата, а тот – от ибн ‘Аббаса.

‘Ата – это аль-Хурасани, что ничего не слышал от ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, а также не виделся с ним.

‘Усман ибн Ата – это покинутый передатчик (матрук). А [Абд уль-Малик ибн ‘Абд уль-‘Азиз] ибн Джурейдж ничего не слышал от ‘Ата аль-Хурасани.

Третья цепочка: передал имам Абу Дауд (2921) от Ахмада ибн Мухаммада ибн Сабита, которому поведал ‘Али ибн аль-Хусейн от собственного отца, а тот – от Йазида ан-Нахуи, а тот – от ‘Икримы, а тот – от ибн ‘Аббаса.

Все передатчики в данной цепочке являются надежными и крепкими, не считая ‘Али ибн аль-Хусейна ибн Уакыда. Абу Хатим назвал его не сильный передатчиком, но ан-Насаи сообщил: «В нём нет неприятностей». Этот хадис он передаёт от собственного отца аль-Хусейна ибн Уакыда, хадисы которого являются хорошими (хасан аль-хадис).

Сообщил ибн Аби Хатим: «Передаётся от Са‘ида ибн аль-Мусеййиба, Муджахида, аль-Хасана [аль-Басри], ‘Ата, Са‘ида ибн Джубейра, Абу Салиха, аш-Ша‘би, Сулеймана ибн Йасара, ‘Икримы, ас-Судди, ад-Даххака [ибн Музахима], Катады [ибн Ди‘ама ас-Садуси] и Мукатиля ибн Хаяна – все они заявили, что обращение в аяте идёт о союзниках».

Но в этом вопросе от ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, передаётся и иное вывод.

Передаётся, что ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах им и его отцом, сообщил довольно этого аята: «В то время, когда мухаджиры [переселенцы из Мекки] прибыли в Медину дело обстояло так, что они приобретали наследство погибших ансаров [жителей Медины], а родственники скончавшегося ничего не получали. После этого это распоряжение было отменено, но сохранилась искреннее отношение и взаимопомощь друг к другу»[150].

В соответствии с этим словам ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, аят касался лишь тех мухаджиров и ансаров, которых связал братскими узами посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

В соответствии с этим словам ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, аят не есть отмененным. Согласно его точке зрения, слова Всевышнего «отдавайте тем, с кем вы связаны клятвами, их долю»означают: помогайте им и относитесь к ним честно. Следовательно, обращение не идёт о наследстве.

Но более разумеется, что аят есть неспециализированным, как мы уже передавали от громадного количества праведных предшественников. И мне думается более верным – а Аллах знает лучше – что в этом аяте речь заходит как раз о наследстве. И более правильно, что данный аят есть отмененным[151]. А Аллах знает лучше!

Именно это вывод посчитали верным аль-Хафиз ибн Касир в собственном толковании Корана и аль-Хафиз ибн Хаджар в книге «Фатх уль-Бари», 8/249.

АЯТ ЗА КОТОРУЮ 70000 АНГЕЛОВ БУДУТ МОЛИТСЯ ЗА ТЕБЯ — АЛЛАХ ПРОЩАЕТ И ОБЕРЕГАЕТ

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector