Эпикур и эпикурейцы

Эпикур (341 г. до н.э. — 270 г. до н.э.) — продолжатель линии Демокрита, его атомистики. Но в случае если у Демокрита на первом замысле стоит неприятность космологическая, неприятность причинного объяснения природных явлений, то философия Эпикура ориентирована на человека, формирование этического идеала. Философия — главное средство успехи счастья. Познание природы не имеет независимого значения для жизни человека, оно есть только базой для этики. «Если бы не тревожил ужас перед атмосферными явлениями, либо ужас смерти, то не было бы потребности в физике». Критерий истины — чувство. Счастье — это не омраченное ничем чувство наслаждения. Основанием для свободы человека в его поведении и мышлении есть самопроизвольные отклонения атомов, спонтанность перемещения (чего не допускал Демокрит). Настоящие наслаждения разумные и честные. Наслаждения души — выше наслаждения тела. Подлинное духовное удовольствие достигается бесконечным рвением к знанию. Это и ведет к счастью, т.е. безмятежному душевному самообладанию (атараксии).

Стоицизм

Наименование происходит от портика (зала) в Афинах, где происходили собрания последователей основателя школы — Зенона из Китиона (около 300 г. до н.э.). История стоицизма насчитывает пара столетий. Громадное влияние она

купила в последние столетия республиканского первые века и Рима существования Римской империи. известный представителями римского стоицизма были драматург и писатель Сенека, Эпиктет и император Марк Аврелий. Философию стоики подразделяли на физику, этику и логику, (данный термин в первый раз введен Зеноном). Они исходили из принципа разумности устройства вселенной. Миром руководит логос, что обуславливает взаимосогласованность и всеобщую взаимосвязь происходящих в мире событий. В центре этических рассуждений стоиков не счастье, а добродетель. Добродетель содержится в самосовершенствовании. В случае если во внешнем мире свободы нет, то возможно купить внутреннюю свободу.

направляться жить в согласии с природой. Совершенствование пребывает в подавлении чувственных страстей и подчинении разумной необходимости. Условия нравственного поведения — мудрость и невозмутимость духа в понимании судьбы. Нравственный идеал рисуется стоикам в образе мудреца, аналогичного Сократу. Мудрец руководствуется лишь разумом, он глух к беспокойствам страстей. Все внешнее ему безразлично, ответственна лишь добродетель, снабжающая внутреннюю независимость.

Но отнюдь не все философы-стоики следовали правилам собственного учения. В высшей степени это было характерно, к примеру, Луцию Аннею Сенеке (6 г. до н.э. — 65 г. н.э.) — одному из богатейших римлян, проповедовавшему, однако, презрение к достатку. В ответ на упреки в расхождении между словом и делом Сенека писал: «Мне говорят, что моя жизнь не согласна с моим учением. В этом в свое время упрекали и Платона, и Эпикура, и Зенона. Все философы говорят не о том, как они сами живут, но как нужно жить. Я говорю о добродетели, а не о себе и веду борьбу с пороками, среди них и со собственными собственниками: в то время, когда смогу, буду жить как должно. Так как если бы я жил в полной мере в соответствии с моему учению, кто был бы радостнее меня, но сейчас нет оснований ненавидеть меня за хорошую обращение и за сердце, полное чистыми помыслами» [см.: 15]. Возможно ли вычислять такое оправдание циничным? Так как в любом случае реальности и совпадение идеала недостижимо. Потому, что же правильное следование моральному идеалу нереально (такое общество не смогло бы по большому счету существовать), значительно более значителен нюанс мотивации, деятельность совести. Исходя из этого, к примеру, создатель одного из современных этических учений — «этики благоговения перед судьбой» («Добро — то, что помогает развитию и сохранению судьбы, зло имеется то, что уничтожает жизнь либо мешает ей») — Альберт Швейцер, имея ввиду принципиальную нереализуемость провозглашенного идеала в безотносительном смысле, сказал: «Чистая совесть имеется изобретение сатаны» [17].

Скептицизм

Скептицизм имел собственной предпосылкой учение софистов о недостоверности и субъективности всякого чувственного знания. Главный тезис родоначальника полного и крайнего скептицизма Пиррона (365-275 гг. до н.э.) — всякое знание недостоверно. Ни одно из двух противоречащих друг другу суждений не являются точным. Основная неприятность философии — возможность успехи счастья. Но дабы ее дать добро, направляться ответить на три вопроса: Что нас окружает? Как мы должны относиться к окружающему? Что из этого должно направляться?

1. Любая вещь имеется «это» не в основном, чем «то»; все имеется и не есть в равной степени. В мире все довольно, все вещи постоянны и непостоянны, а исходя из этого непознаваемы. В соответствии с легенде, на вопрос: «А не погиб ли ты, Пиррон?» — последний ответил: «Не знаю!»

2. Из ответа на первый вопрос делался вывод о необходимости полного воздержания от каких-либо суждении о чем-либо, что обозначалось термином «епохэ» (греч. остановка, задержка, прекращение).

3. Ответ на третий вопрос — полная невозмутимость, бездействие и бестревожность (атараксия) как жизненная позиция. Но это не атараксия эпикурейцев, путь к достижению которой — познание. Это безмятежность и спокойствие поросенка на гибнущем корабле, на каковые ссылался сам Пиррон.

Неоплатонизм

Неоплатонизм — последняя большая совокупность западной античности. Его возможно разглядывать как продукт эволюции учения Платона о высшем благе, антитезе тела и души, Эросе, всевышнем — демурге, космической душе и эйдосах. Основное в неоплатонизме — учение о потусторонности, сверхразумности и сверхбытийности первоначала всего сущего.

Всевышний Платона дешёв разуму, он сам имеется всемирный разум. Всевышний Платона мистичен, сверхразумен, он — Единое как таковое. Средство приближения к этому сверхчувственному первоначалу — мистический экстаз.

Это Единое имеется первоначало всего сущего, источник красоты, блага, формы, ума. Переход к менее идеальным и низшим ступеням универсума Платон именует эманацией. Ум — первая ступень эманации Единого. Мировая Душа — вторая ступень эманации. Душа — источник перемещения. Лучшая часть природы — это низшая душа (души неба, звезд, Солнца, Луны, растений, людей). Низшая часть природы — материя.

Единое имеется Благо. «Благо, — сказал Платон, — это то, от чего зависит и к чему пытается сущее, имея его своим началом и нуждаясь в нем». Восхождение к единому заключает в себе пара ступеней, либо состояний. В жизни обыденного человека материальное ответственнее совершенного. Красота познается лишь в чувственной, вещной форме. Обыденный человек заботится о теле не заботясь о душе. Более высокое состояние души предполагает развитие свойств к сверхчувственному интеллектуальному умосозерцанию, видение красоты, добродетели, разумных поступков, хороших нравов, величия характера, справедливости. Наконец, высшее состояние — жизнь в мистическом экстазе, это «исступление» души, душа сливается с Единым как с Всевышним.

!Задание 3.6.Выясните, к каким традициям древней философии восходят соответственно эпикуреизм, стоицизм, скептицизм, неоплатонизм.

Эпикур и эпикурейцы. безмятежность и Атомы

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector