Изучение антропоцентрической природы художественного текста

анализ и Восприятие художественных текстов школьниками в конечном счете должны приводить к выводу о том, что ХТ неизменно связан с человеком: его создаёт человек и для человека, в нём описывается всё то, чем живёт человек. Следовательно, школьник обязан знать, что, изучая ХТ, он изучает человека, постигает его противоречивую природу, а следовательно, обучается осознавать и принимать человека. Как мы знаем, юношеский возраст характеризуется проявлением максимализма в оценках, категоричности при отнесении сущего к тёмному либо белому, нехорошему либо хорошему, хорошему либо злому. Чтение же художественной литературы – это путь постичь полутона, потому, что в текстах довольно часто представлен человек во всей разноплановости его натуры, как синтез самых различных ипостасей. И, просматривая, ребёнок обучается принимать человека не просто нехорошим либо хорошим, а иногда ни тем, ни вторым, а таким, каков он имеется. К примеру, размышления о человеке возможно организовать на уроке при анализе образа Акакия Акакиевича Башмачкина, храбреца повести Н.Г. Гоголя «Шинель». Как мы знаем, что темой произведения есть жизнь «мелкого человека» и отношение общества к нему, а мысль автора связана с утверждением и гуманистическим пафосом, что кроме того самый простой человек заслуживает собственного места под солнцем и хорошей жизни. Как показывает практика, первая мысль, появляющаяся по окончании прочтения произведения в сознании школьников, (?) касается никчёмности и убожества фигуры главного храбреца. Задача преподавателя – повести школьников к выводу о том, что неприемлемость для нынешнего очень прагматичного и амбициозного поколения модели судьбы, избранной храбрецом, не заставляет нас вычислять его «лишним» человеком, поскольку около тысячи таких, как он, ограничивающихся малым и честно, кроме того с любовью делающих собственные скромные обязанности. Работа над осознанием плана Гоголя на базе анализа образа храбреца может проходить в пара этапов:

1 этап. Обзор главных жизненных вех храбреца от момента его рождения до смерти.

2 этап. объяснение и Нахождение приёмов, благодаря которым создатель рисует жизненный путь персонажа. Применение комического в изложении судьбы храбреца.

3 этап. личности и Исследование облика Башмачкина, хорошие и отрицательные черты характера. Анализ авторских выражений, содействующих пониманию личности храбреца. Возможно предложить обучающимся работу над выведением информации о характере храбреца из предложенных автором фактов и заполнение таблицы:

Фрагменты текста О каких чертах личности Акакия Акакиевича говорят эти факты
Сторожа не только не поднимались с мест, в то время, когда он проходил, но кроме того не смотрели на него, как словно бы бы через приёмную пролетела несложная муха.
Лишь в случае если уж через чур была невыносима шутка, в то время, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Покиньте меня, для чего вы меня обижаете?»
Мало сообщить: он служил ревностно, – нет, он служил с любовью. В том месте, в этом переписыванье, ему виделся какой-то собственный всевозможный и приятный мир.
…Велено было ему сделать какое-то отношение в второе присутственное место; дело состояло лишь в том, дабы переменить заглавный титул да переменить кое-где глаголы из первого лица в третье. Это задало ему такую работу, что он вспотел совсем, тёр лоб и наконец сообщил: «Нет, лучше дайте я перепишу что-нибудь»

4 этап. Размышления о социальном окружении храбреца, его месте в отношении и социуме к нему людей. Групповая работа: изображение в виде схемы совокупности образов персонажей произведения (Петрович, «юный человек, сравнительно не так давно определившийся», «большое лицо», будочник, преступники и др.) с обдумыванием порядка их размещения на схеме и пояснением, как пересекаются их жизни, судьбы, ценности, убеждения с судьбой и образом Башмачкина), выступление групп с сообщением о итогах работы и сравнение оказавшихся схем и сделанных выводов.

5 этап. Анализ образа шинели как знака новой судьбе, эйфории, успешности.

6 этап. Осмысление обстоятельств, последствий и способов бунта Башмачкина, проявления качеств его личности в непростой жизненной обстановке.

7 этап. Выяснение отношения автора к судьбе и личности храбреца на базе анализа роли последней (мистической) части произведения в воплощении идеи автора. Поиск ответа на вопрос: «Что желал сообщить обществу создатель, придумавший образ разгуливающего по ночному Петербургу мертвеца «в виде государственного служащего, ищущего какой-то утащенной шинели и под видом стащенной шинели сдирающий со всех плеч, не разбирая звания и чина, всякие шинели»?».

8 этап. Дискуссия, включающая ответ на вопрос: «Чего хорош Башмачкин: презрения, жалости, уважения, снисхождения?».

В качестве домашнего задания возможно предложить обучающимся написание «встречного» текста на базе отрывка из книги Н.В. Степанова «Гоголь: Творческий путь»:

Прочтите текст. Выясните позицию автора. Выразите согласие либо несогласие с мнением Н.В. Степанова. Докажите справедливость собственной позиции, приведя примеры из текста рассказа Н.В. Гоголя «Шинель».

Создатель выступает тут как свидетель, очевидца, лично заинтересованного судьбою собственного храбреца. Бессчётные отступления от яркой канвы событий, наблюдения и рассуждения автора помогают обнаружению его эмоционального отношения, придают лирический либо сатирический темперамент его описаниям. Вся социальная сфера разнообразных публичных, бытовых, моральных явлений, проходящая в повести, окрашена этим авторским восприятием. Создатель осознаёт несправедливость тех публичных взаимоотношений, каковые перевоплотили забитого Акакия Акакиевича в жалкого полуидиота. Он сочувствует собственному храбрецу, но одновременно с этим видит его слабость, некрасивый темперамент его представлений. Исходя из этого в повествовании всё время изменяются эмоциональные оттенки, тон автора, то сочувственный, полный мягкого юмора, то язвительно саркастический.

Уже самое начало повести высказывает это насмешливо-ироническое отношение автора к бюрократическим «порядкам», к фальши и лицемерию тех общепринятых взаимоотношений, каковые основаны на чинопочитании, на формальном отношении к делу.

… Создатель много раз подшучивает над Акакием его шинелью и Акакиевичем, у которой забрано было «добропорядочное которую сослуживцы» и имя шинели Башмачкина именовали «капотом». Но в случае если насмешки сослуживцев над Акакием Акакиевичем бессердечны, то авторская ирония получает грустный лирический темперамент. Создатель сочувствует тому, что Акакий Акакиевич ходит в таковой скверной, не защищающей его от холода, шинели, что он так жалок, покорен, беспомощен. Но авторская ирония делается отнюдь не доброй, а язвительной и безжалостной, в то время, когда относится к неприятелям Акакия Акакиевича, к бюрократической вершине. Любой поступок, любой жест «большого лица» продемонстрирован им с едким и узким сарказмом. Разоблачая мелочное тщеславие этого закоренелого бюрократа, Гоголь иронически упоминает и о том, что «большое лицо» обратилось к Башмачкину «голосом порывистым и жёстким, которому специально обучался заблаговременно у себя в помещении, в уединении и перед зеркалом…» Эти совершенно верно подмеченные черты «большого лица» не только забавны, но и беспощадно разоблачают в нем тупого и ожесточённого самодура. (Н. Степанов)

Адекватная интерпретация ХТ связана с глубоким пониманием образа персонажа, отношения к нему собственного отношения и автора, анализом обрисованных автором эмоций и чувств. Чтобы выяснить, какова сущность человека – персонажа ХТ, нужно осмыслить прямо либо косвенно сообщённое о нём автором, выстроив логическую цепочку: поступок – мотив – темперамент. В этом ключе очень нужен будет анализ эпизода из рассказа М.А. Шолохова «Будущее человека», повествующего об убийстве Андреем Соколовым предателя Крыжнева в церкви. Неспециализированная схема вопросов, ведущих к пониманию личности храбреца, может смотреться так: «Что совершил Соколов в церкви? Что его побудило к такому поступку? О каких чертах личности храбреца это говорит?». Анализ мотива, побудившего к действию, не обойдётся без рассмотрения вопроса о эмоции и чувствах храбреца. Само по себе убийство для Соколова – это мучительное преодоление общечеловеческого закона нравственности, но принятие ответа, с одной стороны, оправдывается взятой на себя миссией спасения красных начальников, иначе, отягощается тем, что местом действия делается церковь, одним из законов которой есть требование не убивать себе аналогичных. Данный христианский подтекст обнаруживается при осмыслении предшествующего эпизода, в котором богобоязненный человек, один из военнопленных, не смог осквернить священное место и был убит. Само собой разумеется, Соколов – коммунистический человек, а школьники в старшем возрасте уже должны иметь представление об отношениях церкви и советской власти, но в 60 секунд, в то время, когда человек обязан сделать нравственный выбор, любой русский, в большинстве случаев, отыщет в памяти христианские заповеди, потому, что ментальность отечественного народа с покон веков связана с православной традицией. Разбирая эпизод, школьники должны осознать, какая гамма эмоций переполняла храбреца, совершавшего столь непростой моральный выбор.

Более глубокому представлению о персонаже ХТ содействует и обсуждение на уроке средств создания его образа, использованных автором, к каким относятся его речевые характеристики; описание внешних линия; повлиявших на становление его личности факторов; включение в текст фактов биографии, судьбы храбреца, условий его жизни: социальной среды, природы. Вот, к примеру, иллюстрация к тому, как речевые характеристики оказывают помощь читателю познать темперамент персонажа и его картину мира. Разглядим упражнение, которое именуется «Заговори, чтобы я тебя заметил». Школьникам предлагается разделиться на группы и, прочтя отрывки из программных изученных произведений, выяснить по речевым чертям храбреца, указать название и имя произведения, растолковать, как по этим отрывкам мы можем охарактеризовать темперамент персонажа. Работа характеризуется и соревновательным эффектом: ответы сдаются специалистам, каковые оценивают правильность, обоснованность, точность и глубину выводов, начисляя командам баллы (1 – 3).

Персонаж 1. … он постоянно хвалил прошлое да и то, чего ни при каких обстоятельствах не было; и древние языки… были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он уходил от действительности судьбы. …Для него были ясны лишь газетные статьи и циркуляры, в которых запрещалось что-нибудь.

…В случае если кто-то из товарищей опаздывал на молебен, либо доходили слухи о какой-нибудь проказе гимназистов, либо видели классную женщину поздно вечером с офицером, то он весьма волновался и всё сказал, как бы чего не вышло.

…Было у него необычное обыкновение – ходить по отечественным квартирам. Придёт к преподавателю, сядет и молчит, и как словно что-то высматривает. Посидит этак, без звучно, час-второй и уйдёт. (А.П. Чехов. Человек в футляре. Преподаватель древних языков Беликов)

Персонаж 2. Куда как мил! И радостно мне ужас// Выслушивать о фрунте и последовательностях// Он слова умного не выговорил сроду…

… Что имеется проект по поводу лицеев, школ, гимназий// В том месте будут только учить по-отечественному: раз, два // А книги сохранят так: для громадных оказий.(А.С. Грибоедов. Горе от ума. Полковник Скалозуб)

Персонаж 3. Я обожаю неприятелей, не смотря на то, что не по-христиански. Они меня забавляют, тревожат мне кровь. Быть неизменно настороже, ловить любой взор, значение каждого слова, угадывать намерения, разрушать заговоры, притворяться одураченным и внезапно одним толчком опрокинуть всё огромное и многотрудное строение их замыслов и хитростей – вот что я именую судьбой. (М.Ю. Лермонтов. Храбрец отечественного времени. Григорий Печорин)

Персонаж 4. Готовность белокурого молодого человека в швейцарском плаще отвечать на все вопросы собственного черномазого соседа была необычная и без всякого подозрения идеальной небрежности, праздности и неуместности иных вопросов.

Взор … был до того нежен в эту 60 секунд, а ухмылка его до того без всякого оттенка хотя бы какого-нибудь затаенного неприязненного ощущения…

– Я вас подлецом сейчас уже ни при каких обстоятельствах не буду вычислять, – сообщил …. – Недавно я вас уже совсем за злодея почитал, и внезапно вы меня так обрадовали, – вот и урок: не делать выводы, не имея опыта. Сейчас я вижу, что вас не только за злодея, но и за через чур сломанного человека вычислять запрещено. Вы, по-моему, легко самый обычный человек, какой лишь возможно, разве только что не сильный весьма и нисколько не уникальный. (Ф.М. Достоевский. Идиот. Князь Мышкин)

Персонаж 5. Все наблюдали с удивлением на … и видели, что он ничем не лучше их, лишь глаза его были холодны и горды, как у царя птиц. И говорили с ним, а он отвечал, в случае если желал, либо молчал, а в то время, когда пришли ветшайшие племени, он сказал с ними, как с равными себе. Это обидело их, и они, назвав его неоперенной стрелой с неотточенным наконечником, сообщили ему, что их чтут, им повинуются тысячи таких, как он, и тысячи в два раза старше его. А он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше… (М. Неприятный. старая женщина Изергиль. Ларра)

Данное упражнение оказывает помощь понять истину о том, что обращение – это показатель внутреннего мира человека, и внимательное отношение к словам, каковые применяет человек, речевым актам, манере говорения, темам, каковые предпочитает либо отвергает человек – это путь познания его личности. Нужно подчернуть, что в связи со понижением уровня культуры чтения современных школьников и сужением их читательского кругозора, исполнение этого упражнения не будет несложным, исходя из этого принципиально важно его организовать как раз в форме групповой работы, потому, что в ходе дискуссии коллективный разум может всё-таки натолкнуть на верное ответ. Наряду с этим ответственным видится не столько угадывание персонажа, сколько внимание к соотношению «обращение – свойства личности» и осознанию речевой характеристики как средства создания образа храбреца, которое применяет создатель.

На отечественный взор, основное работе над изображением его мира и человека в ХТ – оказать помощь школьникам понять, что в базе образов храбрецов постоянно лежат обобщение и типизация: создатель моделирует образ, но подробности данной модели он берёт из судьбы, исходя из этого юный читатель обязан осознать, что и сейчас около нас живут те, в ком усматриваются черты Печорина, Базарова, Чацкого, что работа над этими и другими образами – это изучение человека, путь к познанию его противоречивой, но заслуживающей высшего ценностного отношения природы.

Проиллюстрируем работу над антропоцентризмом ХТ и интерпретационной деятельностью старших школьников с учётом данного показателя текста на примере анализа монолога князя Мышкина о смертной казни и ценности времени (Ф.М. Достоевский «Идиот»). Представим постепенный движение работы.

1 этап. Знакомство с определением понятия «антропоцентризм». Школьникам предлагается познакомиться с определением :

АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (от греч. ???????? – человек и лат. centrum – центр) – крайняя форма антропоморфизма, познавательной установки, в которой утверждается наличие людской измерения в любом знании о природе, обществе и в самом познании (Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов. – М.: Советская энциклопедия, 1983).

2 этап. Сообщение преподавателем о антропоцентризме ХТ.

3 этап. Ответы на вопросы: Как проявляется антропоцентризм в ХТ? Как представлен человек в ХТ? Возможно ли заявить, что человек в пространстве ХТ делается объектом изучения? Как возможно познавать человека, просматривая ХТ?

4 этап. Знакомство с монологом князя Мышкина. Чтение фрагмента.

Но я вам лучше поведаю про другую мою встречу прошлого года с одним человеком. Тут одно событие весьма необычное было, – необычное тем фактически, что случай таковой весьма редко бывает. Данный человек был раз взведён, вместе с другими, на эшафот, и ему прочтён был решение суда смертной казни расстрелянием, за политическое правонарушение. Мин. через двадцать прочтено было и помилование, и назначена вторая степень наказания; но но же в промежутке между двумя решениями суда, двадцать мин., либо по крайней мере пятнадцать минут, он прожил под несомненным убеждением, что через пара мин. он внезапно погибнет. Мне плохо хотелось слушать, в то время, когда он время от времени припоминал собственные тогдашние впечатления, и я пара раз начинал его снова расспрашивать. Он не забывал всё с неординарной ясностью и сказал, что ни при каких обстоятельствах ничего из этих мин. не забудет. Шагах в двадцати от эшафота, около которого стоял солдаты и народ, были врыты три столба, поскольку преступников было пара человек. Троих первых повели к столбам, привязали, надели на них смертный костюм (белые, долгие балахоны), а на глаза надвинули им белые колпаки, дабы не видно было ружей; после этого против каждого столба выстроилась команда из нескольких человек воинов. Мой знакомый стоял восьмым попеременно, значит, ему приходилось идти к столбам в третью очередь. Священник обошёл всех с крестом. Выходило, что остается жить мин. пять, не больше. Он сказал, что эти пять мин. казались ему нескончаемым сроком, огромным достатком; ему казалось, что в эти пять мин. он проживёт столько судеб, что ещё на данный момент нечего и думать о последнем мгновении, так что он ещё распоряжения различные сделал: вычислил время, дабы проститься с товарищами, на это положил 60 секунд две, позже 120 секунд ещё положил, дабы поразмыслить в последний раз про себя, а позже, дабы в последний раз кругом поглядеть. Он отлично не забывал, что сделал эти три распоряжения и как раз так вычислил. Он умирал двадцати семи лет, здоровый и сильный; прощаясь с товарищами, он не забывал, что одному из них задал достаточно посторонний вопрос а также весьма заинтересовался ответом. Позже, в то время, когда он простился с товарищами, настали те 120 секунд, каковые он отсчитал, дабы думать про себя; он знал заблаговременно, о чём он будет думать: ему всё хотелось представить себе, как возможно скорее и бросче, что вот как же это так: он сейчас имеется и живёт, а через 180 секунд будет уже что-то, кто-то либо что-то, – так кто же? Где же? Всё это он думал в эти 120 секунд решить! Невдалеке была церковь, и вершина собора с позолоченною крышей блистала на ярком солнце. Он не забывал, что плохо настойчиво наблюдал на эту крышу и на лучи, от неё блиставшие; оторваться не имел возможности от лучей: ему казалось, что эти лучи его новая природа, что он чрез 180 секунд как-нибудь сольётся с ними… отвращение и Неизвестность от этого нового, которое будет и по сей день наступит, были страшны; но он говорит, что ничего не было для него сейчас не легко, как постоянная идея: «Что если бы не умирать! Что если бы воротить жизнь, – какая бесконечность! всё это было бы мое! Я бы тогда каждую 60 секунд в целый век обратил, ничего бы не утратил, каждую бы 60 секунд счётом отсчитывал, уж ничего бы бесплатно не истратил!». Он сказал, что эта идея у него наконец в такую злобу переродилась, что ему уж хотелось, чтобы его поскорей убили.

5 этап. Эмоционально-оценочная беседа. Выяснение отношения школьников к прочтённому: О чём вы прочли? Что вы ощущали, в то время, когда просматривали текст? Какие конкретно эмоции он у вас позвал? Что в тексте привлекло ваше внимание?

6 этап. Просмотр фрагмента из экранизации романа Достоевского «Идиот» (реж. В. Бортко, 2003), в роли Мышкина – Е. Миронов. Обсуждение замеченного: Что понравилось? Произвели ли чувство игра актёра? Удалось ли подметить то, на что не обратили внимание при чтении?

7 этап. Анализ антропоцентрической составляющей фрагмента.

1) Образ рассказчика: Кто есть рассказчиком? Что вы о нём понимаете? Каким вам видится храбрец? Носителем каких философских идей он есть? Из-за чего он говорит эту историю? Что он желает сообщить слушателям? Какие конкретно эмоции испытывает рассказчик на протяжении собственного монолога? Из-за чего ему хотелось слушать рассказ помилованного? Что именно было предметом его интереса.

2) Образ персонажа повествования: Кем есть храбрец повествования? Что о нём определят читатели и слушатели? Поведайте о его поведении перед казнью? Из-за чего храбрец принимает таковой замысел действий? Передайте в сжатом виде динамику эмоций храбреца. Из-за чего последние пять мин. ему казались огромным сроком? Что удивляет в личности храбреца?

3) Образ автора. Сообщение преподавателем о фактах биографии Ф.М. Достоевского: 1847 г. – знакомство с М.В. Петрашевским, посещение его «пятниц». Апрель 1849 г. – арест, заключение в Алексеевский равелин Петропавловской крепости, где пробыл 8 месяцев. 22 декабря (по старому стилю) 1849 г. привезен на Семёновский плац, где над ним проделали церемонию объявления решения суда о смертной казни через расстреляние, и только в последнее мгновение осужденным заявили, как особенную милость, настоящий решение суда. В ночь с 24 на 25 декабря (по старому стилю) 1849 он был закован в кандалы и послан в Сибирь. Поиск ответов на вопросы: Из-за чего создатель вкладывает в уста князя Мышкина эту историю? Каким вам видится создатель?

4) Анализ собственных размышлений и ощущений. Изменились ли ваши ощущения по окончании размышления о тексте? Что для вас есть главным в тексте? Чьи мысли и эмоции вам близки?

8 этап. Выводы: Как в этом тексте представлен человек? Какие конкретно мысли о природе человека вам навевает данный фрагмент? Возможно ли заявить, что ХТ – это нескончаемая книга о человеке?

9 этап. Домашнее задание. анализ и Чтение монолога князя Мышкина о счастье. Произведение «Я познаю человека, просматривая художественный текст».

Расслабляющая чтения Корана: Помощь от Стресса, Прекрасная природа, Успокаивающий, Самообладание.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector