В целях обеспечения единого подхода к понятиям виды природоохранной деятельности и природоохранные затраты у нас был принят Классификатор видов природоохранной деятельности и затрат на охрану внешней среды (утвержден Минприроды Республики Беларусь и введен в действие 21 августа 1997 г.). содержание и Структура классификатора учитывают советы Конференции европейских статистиков, изложенные в Единой Европейской стандартной статистической классификации природоохранных объектов и расходов на охрану внешней среды (Париж, 13—17 июня 1994 г., документ CES/822).
В классификаторе выделяются две конкретные формы природоохранной деятельности:
¦ текущая природоохранная деятельность;
¦ природоохранные мероприятия.
Текущая природоохранная деятельность — это непрерывно осуществляемая деятельность, направленная на достижение стабильности либо улучшение состояния внешней среды. Она связана, по большей части, с эксплуатацией, а не созданием базных фондов природоохранного назначения.
Природоохранные мероприятия — это природоохранная деятельность, предпринимаемая в целях значительного улучшения состояния окружающей природной среды либо создания условий для ее улучшения. Результатом природоохранных мероприятий возможно создание главных фондов природоохранного назначения.
В классификаторе указаны самые характерные виды природоохранной деятельности в разрезе отдельных природные сред:
¦ охрана атмосферного воздуха;
¦ охрана водных ресурсов;
¦ охрана недр и земель;
¦ охрана ландшафтов и биоразнообразия:
— лесных ресурсов и нелесных растительных комплексов;
— воспроизводство и охрана животного мира;
— комплексные направления природоохранной деятельности (создание, обеспечение и развитие функционирования особ( защищаемых природных территорий и объектов);
¦ особые сферы природоохранной деятельности (обращение с отходами потребления и производства, борьба с вибрацией и шумом);
¦ контроль и управление в области природоохранной деятельности.
В соответствии с видами природоохранной деятельности выделяются следующие затраты экологического назначения:
¦ текущие затраты фирм, организаций и учреждений на охрану внешней среды;
¦ затраты на капремонт главных фондов природоохранного назначения;
¦ капитальные вложения на охрану внешней среды и рациональное применение природных ресурсов (прямые и сопряженные);
¦ затраты на содержание заповедников и иных очень охраняемых природных территорий, и на охрану ресурсов животного мира, охрану лесных других элементов и ресурсов ландшафта;
¦ затраты на научные исследования охраны окружающей рационального использования и среды природных ресурсов;
¦ затраты на содержание национальных органов по охране внешней среды и рациональному применению природных ресурсов;
¦ затраты на просвещение и экологическое образование (подготовку соответствующих экспертов);
¦ затраты на интернациональное сотрудничество в области охраны рационального использования и окружающей среды природных ресурсов.
На природоохранные мероприятия в Беларуси расходуется большая часть капитальных вложений. В среднем по промышленности они составляют 3 % неспециализированных капиталовложений, но их часть очень сильно колеблется в зависимости от отраслевых особенностей производства: в стройиндустрии инвестиции в базной капитал экологического назначения составляют 0,9 % от их общего объема, в тёмной металлургии — 4,6 % , а на отдельных фирмах химической индустрии их часть достигает 40 % цене главных производственных фондов.
Главная часть капиталовложений экологического назначения в Беларуси идет на рациональное использование и охрану водных ресурсов, что обусловлено высокой капиталоемкостью водоохранных сооружений. Так, в 1990—1995 гг. около 70 % количества инвестиций, направлявшихся в природоохранную деятельность, предназначалось на охрану и рациональное использование водных ресурсов, 15—20 % — на защиту воздушного бассейна, около 12—15 % — на охрану земель, другое — на полигоны и предприятия по захоронению и утилизации токсичных бытовых и промышленных отходов (табл.18.1). В государствах с высокоразвитой экономикой соотношение капитальных затрат на охрану водной воздушного бассейна и среды прямо противоположное, потому, что прогрессивные производственные технологии предусматривают применение замкнутых оборотных совокупностей водоснабжения, а не дорогостоящих совокупностей водоотведения сточных вод с применением капиталоемких очистных сооружений, как у нас. Защита же воздушного бассейна требует больших затрат на пылегазоулавливающие установки, цена которых может составлять более 20 % стоимости главного технологического оборудования. Необходимо заметить, что начиная с 1996 г. в Беларуси наметилась тенденция к некоторому сближению удельного веса инвестиций в главный капитал, направляемых на охрану водных ресурсов и воздушного бассейна (так, в 1999 г. на эти цели выделено соответственно 44 и 33 % капиталовложений природоохранного назначения).
Казахстан и ЕС продолжат тесное сотрудничество