Черта звука | Постановка звука. Методы вызывания верной артикуляции | их сущность и Дефекты звуков | Методы коррекции | Приемы самоконтроля |
Звук [а] 1.Губы в свободном положении. 2.Расстояние между резцами равняется поставленному поперек громадному пальцу. 3.Язык в свободном положении. 4.Небная занавеска всецело прижата к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость. 5.Голосовые складки сомкнуты, напряжены, под действием воздушной струи вибрируют. 6.Возможно видеть: положение губ, языка, расстояние между резцами. 7.Возможно осязать: темперамент воздушной струи (теплая, широкая, направлена прямо); вибрацию в области груди, гортани. | Вызывание на слухо-зрительной базе по подражанию: А) обращаем внимание на громадное расстояние между резцами, на темперамент воздушной струи (теплая, широкая, направлена прямо), вибрацию в области груди, гортани. Б) Используем перемещения «Речевой ритмики». | 1.A – открытая гнусавость. Сущность недостатка: изменение положения небной занавески – опускается, открывает проход в носовую полость, слышится гнусавый звук. | Обеспечить верный темперамент воздушной струи: она обязана идти не через шнобель, а через рот. Уместно применять остаточный слух и тактильно-вибрационный контроль. | Ребенок может заметить положение артикуляционных органов; применяя остатки слуха – услышать; ощутить вибрацию гортани, темперамент воздушной струи. |
2. А^– фальцетное. Сущность недостатка: изменение работы голосовых складок – напрягаются, вибрируют, но не смыкаются. Слышим – большой голос, отсутствует вибрация в области груди, чувствуем вибрацию в области темени. |
Обращаем внимание на темперамент ощущений ребенка: обязана ощущаться вибрация в области груди, а не в области темени. Используем остаточный слух и тактильно-вибрационный контроль. | |||
3. А – без голоса. Сущность недостатка: изменяется положение в области голосовых связок: они не принимают участие в артикуляции, разомкнуты. | Обратить внимание на работу голосовых связок: должно быть наличие голоса, ощущается вибрация в гортани и области груди. Используем остаточный слух и тактильно-вибрационный контроль. | |||
4. АО (А пытается к О – узкая артикуляция). Сущность недостатка: изменяется положение губ. Губы лабиализуются, расстояние между резцами значительно уменьшается; изменяется положение языка. Язык оттягивается в глубь ротовой полости, спинка языка поднимается как при звуке [о]. | Обращаем внимание на положение языка: он обязан нормально лежать на дне ротовой полости; губы должны быть в свободном положении, завлекаем внимание к характеру воздушной струи. Используем остаточный слух, двигательные ощущения и зрительный контроль. | |||
5. АЭ (А пытается к Э). Сущность недостатка: поднимается спинка языка. | Распластываем язык на дне ротовой полости. Используем остаточный слух, двигательные ощущения и зрительный контроль. | |||
6.Ы-образная артикуляция. Сущность недостатка: язык оттянут комом назад, высоко поднят «горбом». | Недостаток неотёсанный, существенно воздействующий на внятность речи. Его устранение связано с вызыванием всех гласных заново, начиная со звука [а]. В случае если по подражанию звук позвать не удается, используют механическое действие: шпателем либо пальцем нажимают на спинку языка, стремясь распластать язык на дне ротовой полости. Закрепив верное произношение звука [а], возможно на базе слухо-зрительного подражания от [а] взять звуки [о], [э], после этого [и]. | |||
Звук [о] 1.Губы лабиализованы. 2.Расстояние между резцами среднее, немного меньше чем при А. 3.Кончик языка оттянут вглубь ротовой полости на одну фалангу указательного пальца; спинка языка поднята; корень опущен. 4. Небная занавеска всецело прижата к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость. 5.Голосовые складки сомкнуты, напряжены, под действием воздушной струи вибрируют. 6.Возможно видеть: положение губ, языка (видно не светло), расстояние между резцами. 7.Возможно осязать: темперамент воздушной струи (теплая, средняя, долгая, направлена прямо); вибрацию в области груди, гортани. Звук [у] 1.Губы лабиализованы. 2.Расстояние между резцами маленькое, равное расстоянию поперечного мизинца. 3.Кончик языка оттянут на две фаланги указательного пальца, спинка языка в задней части поднята, корень языка поднят. 4.Небная занавеска всецело прижата к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость. 5.Голосовые складки сомкнуты, напряжены, под действием воздушной струи вибрируют. 6.Возможно видеть: положение губ, расстояние между резцами. 7.Возможно осязать: темперамент воздушной струи (холодная, узкая, долгая, направлена прямо); вибрацию в области груди, гортани. | Вызывание на слухо-зрительной базе по подражанию: А) обращаем внимание, что расстояние между резцами меньше чем при А. Кончик языка оттянут вглубь ротовой полости, спинка языка поднята. Чувствуем вибрацию в гортани и области груди, темперамент воздушной струи. Б) Используем перемещения «Речевой ритмики». Вызывание на не-зрительной базе по подражанию: А) обращаем внимание на сильное оттягивание кончика языка вглубь ротовой полости, очень сильно поднятую спинку языка. Чувствуем вибрацию в гортани и области груди, темперамент воздушной струи. Б) Используем перемещения «Речевой ритмики». | 1.Умляутное произношение [о] (германское o). Сущность недостатка: язык занимает более верхнее и переднее положение – он не оттянут назад, а спинка языка выгнута. | Кончик языка легко отодвинуть вглубь ротовой полости, мало опустить спинку языка. | Ребенок может заметить положение артикуляционных органов; применяя остатки слуха – услышать; ощутить вибрацию гортани, темперамент воздушной струи. |
2. О У (О пытается к У – узкая артикуляция). Сущность недостатка: изменяется положение языка – кончик языка оттянут вглубь ротовой полости на большее расстояние, чем при [о], выше поднимается корень и спинка языка. | Коррекция производится на слухо-зрительной базе с привлечением разных анализаторов: остаточного слухового, зрительного, тактильно-вибрационного, речедвигательного. | |||
3. ОА (О пытается к А – широкая артикуляция). Сущность недостатка: губы выдвинуты и закруглены не хватает либо совсем не выдвинуты, язык не оттянут назад, а остается в положении [а]. | Достаточно обратить внимание ребенка на губы, перед зеркалом продемонстрировать пример артикуляции, в некоторых случаях механически сузить либо увеличить расстояние между губами. | |||
4. О^ – фальцетное. Сущность недостатка: изменение работы голосовых складок – напрягаются, вибрируют, но не смыкаются. Слышим – большой голос, отсутствует вибрация в области груди, чувствуем вибрацию в области темени. | Обращаем внимание на темперамент ощущений ребенка: обязана ощущаться вибрация в области груди, а не в области темени. Используем остаточный слух и тактильно-вибрационный контроль. | |||
5.O – открытая гнусавость. Сущность недостатка: изменение положения небной занавески – опускается, открывает проход в носовую полость, слышится гнусавый звук. | Обеспечить верный темперамент воздушной струи: она обязана идти не через шнобель, а через рот. Уместно применять остаточный слух и тактильно-вибрационный контроль. Вызывают все звуки заново, начиная с [а]. | |||
6.Ы-образная артикуляция. Сущность недостатка: язык оттянут комом назад, высоко поднят «горбом». | Недостаток неотёсанный, существенно воздействующий на внятность речи. Его устранение связано с вызыванием всех гласных заново, начиная со звука [а]. В случае если по подражанию звук позвать не удается, используют механическое действие: шпателем либо пальцем нажимают на спинку языка, стремясь распластать язык на дне ротовой полости. Закрепив верное произношение звука [а], возможно на базе слухо-зрительного подражания от [а] взять звуки [о], [э], после этого [и]. | |||
1.Умляутное произношение [у] (германское u) Сущность недостатка: язык занимает более верхнее и переднее положение – он не оттянут назад, а спинка языка выгнута. | Отодвинуть язык назад пальцем, шпателем либо зондом. Перед зеркалом при открытом рте продемонстрировать, как оттянут язык. | Ребенок может заметить положение артикуляционных органов; применяя остатки слуха – услышать; ощутить вибрацию гортани, темперамент воздушной струи. | ||
2. УW (двугубный [в] – узкая артикуляция) Сущность недостатка: губы чрезмерно сближаются, но не смыкаются. Язык в артикуляции участия не принимает. | Достаточно обратить внимание ребенка на губы, перед зеркалом продемонстрировать пример артикуляции, в некоторых случаях механически сузить либо увеличить расстояние между губами. | |||
3. УО ( У пытается к О – широкая артикуляция) Сущность недостатка: возрастает расстояние между резцами; язык не так очень сильно оттянут вглубь ротовой полости, спинка языка опускается, как и корень языка. | Достаточно обратить внимание ребенка на губы, перед зеркалом продемонстрировать пример артикуляции, в некоторых случаях механически сузить либо увеличить расстояние между губами. | |||
4. У^– фальцетное. Сущность недостатка: изменение работы голосовых складок – напрягаются, вибрируют, но не смыкаются. Слышим – большой голос, отсутствует вибрация в области груди, чувствуем вибрацию в области темени. | Обращаем внимание на темперамент ощущений ребенка: обязана ощущаться вибрация в области груди, а не в области темени. Используем остаточный слух и тактильно-вибрационный контроль. | |||
5. Ў – открытая гнусавость. Сущность недостатка: изменение положения небной занавески – опускается, открывает проход в носовую полость, слышится гнусавый звук. | Обеспечить верный темперамент воздушной струи: она обязана идти не через шнобель, а через рот. Уместно применять остаточный слух и тактильно-вибрационный контроль. Вызывают все звуки заново, начиная с [а]. | |||
Звук [э] 1.Губы легко растянуты; уголки губ оттянуты. 2.Расстояние между резцами среднее, занимает позицию между [а] и [и]. 3.Кончик языка прикасается к альвеолам нижних резцов; спинка языка боковой поверхностью прижата к верхним коренным зубам, поднята; посередине языка образуется желобок, корень языка опущен. 4.Небная занавеска всецело прижата к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость. 5.Голосовые складки сомкнуты, напряжены, под действием воздушной струи вибрируют. 6.Возможно видеть: положение губ, расстояние между резцами, спинки языка и положение кончика, боковых краев. 7.Возможно осязать: темперамент воздушной струи (теплая, средняя, направлена прямо); вибрацию в области груди, гортани. | Вызывание на слухо-зрительной базе по подражанию: А) обращаем внимание на положение языка, темперамент воздушной струи, наличие вибрации в гортани и области груди. Б) Используем перемещения «Речевой ритмики». | 1. Э широкий. Сущность недостатка: расстояние между резцами возрастает, язык «вываливается» из ротовой полости. | Звук ставится заново. | Ребенок может заметить положение артикуляционных органов; применяя остатки слуха – услышать; ощутить вибрацию гортани, темперамент воздушной струи. |
2. ЭА (Э пытается к А – широкая артикуляция). Сущность недостатка: расстояние между резцами возрастает, язык вольно лежит на дне ротовой полости, не принимая участия в артикуляции. | Достаточно обратить внимание ребенка на губы, перед зеркалом продемонстрировать пример артикуляции, в некоторых случаях механически сузить либо увеличить расстояние между губами. | |||
3. Э^– фальцетное. Сущность недостатка: изменение работы голосовых складок – напрягаются, вибрируют, но не смыкаются. Слышим – большой голос, отсутствует вибрация в области груди, чувствуем вибрацию в области темени. | Обращаем внимание на темперамент ощущений ребенка: обязана ощущаться вибрация в области груди, а не в области темени. Используем остаточный слух и тактильно-вибрационный контроль. | |||
4.Э – открытая гнусавость. Сущность недостатка: изменение положения небной занавески – опускается, открывает проход в носовую полость, слышится гнусавый звук. | Обеспечить верный темперамент воздушной струи: она обязана идти не через шнобель, а через рот. Уместно применять остаточный слух и тактильно-вибрационный контроль. Вызывают все звуки заново, начиная с [а]. | |||
5.Ы-образная артикуляция. Сущность недостатка: язык оттянут комом назад, высоко поднят «горбом». | Недостаток неотёсанный, существенно воздействующий на внятность речи. Его устранение связано с вызыванием всех гласных заново, начиная со звука [а]. В случае если по подражанию звук позвать не удается, используют механическое действие: шпателем либо пальцем нажимают на спинку языка, стремясь распластать язык на дне ротовой полости. Закрепив верное произношение звука [а], возможно на базе слухо-зрительного подражания от [а] взять звуки [о], [э], после этого [и]. | |||
Звук [и] 1.Губы растянуты в ухмылку. 2.Расстояние между резцами мелкое, меньше, чем при произношении [э]. 3.Кончик языка прижат и упирается в нижние резцы; спинка языка высоко поднята, корень языка опущен; боковые поверхности языка прижаты к верхним коренным зубам. Язык напряжен всей собственной массой. 4.Небная занавеска всецело прижата к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость. 5.Голосовые складки сомкнуты, напряжены, под действием воздушной струи вибрируют. 6.Возможно видеть: положение губ, расстояние между резцами. 7.Возможно осязать: темперамент воздушной струи (широкая, теплая, долгая, средняя по напряженности, направлена прямо); вибрацию в области груди, гортани. Звук [ы] 1.Губы в свободном положении. 2.Расстояние между резцами мелкое. 3. Кончик языка оттянут назад; спинка высоко поднята; корень поднят. 4.Небная занавеска всецело прижата к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость. 5.Голосовые складки сомкнуты, напряжены, под действием воздушной струи вибрируют. 6.Возможно видеть: положение губ, расстояние между резцами. 7.Возможно осязать: темперамент воздушной струи (теплая, не сильный, долгая, направлена прямо); вибрацию в области груди, гортани. | 1.На слухо-зрительной базе по подражанию: обращаем внимание на напряжение языка, вибрацию в области гортани, груди, темени, напряжение дна ротовой полости. 2. Используем перемещения «Речевой ритмики». 1.На слухо-зрительной базе по подражанию: обращает внимание на то, что кончик языка оттянут вглубь ротовой полости, спинка языка поднята, ощущается напряжение дна ротовой полости. 2. Используем перемещения «Речевой ритмики». | 1. ИЭ (И заменяется Э) Сущность недостатка: расстояние между резцами возрастает, спинка языка не хватает поднята, артикуляция делается менее напряженной. | Обращается внимание на то, что спинка языка должна быть поднята выше. Говорим о вибрации в области темени, напряжение дна ротовой полости. Используем слуховой, зрительный, тактильно-вибрационный и речедвигательный контроль. | Ребенок может заметить положение артикуляционных органов; применяя остатки слуха – услышать; ощутить вибрацию гортани, темперамент воздушной струи. |
2. ИА (И заменяется А) Сущность недостатка: язык в артикуляции участия не принимает. 3. И^– фальцетное. Сущность недостатка: не так очень сильно напряжено дно ротовой полости, нет вибрации темени, голосовые связки перенапрягаются, перестает ощущаться вибрация гортани. | Воссоздать артикуляцию языка. Используем слуховой, зрительный, тактильно-вибрационный и речедвигательный контроль. Расслабление артикуляционного аппарата. Обращается внимание на наличие вибрации в области груди, напряжение дна ротовой полости. | |||
4. Й – открытая гнусавость. Сущность недостатка: изменение положения небной занавески – опускается, открывает проход в носовую полость, слышится гнусавый звук. | Обеспечить верный темперамент воздушной струи: она обязана идти не через шнобель, а через рот. Уместно применять остаточный слух и тактильно-вибрационный контроль. Вызывают все звуки заново, начиная с [а]. | |||
5.Ы-образная артикуляция. Сущность недостатка: язык оттянут комом назад, высоко поднят «горбом». | Недостаток неотёсанный, существенно воздействующий на внятность речи. Его устранение связано с вызыванием всех гласных заново, начиная со звука [а]. В случае если по подражанию звук позвать не удается, используют механическое действие: шпателем либо пальцем нажимают на спинку языка, стремясь распластать язык на дне ротовой полости. Закрепив верное произношение звука [а], возможно на базе слухо-зрительного подражания от [а] взять звуки [о], [э], после этого [и]. | |||
1.Ы с выдвинутой вперед нижней челюстью Сущность недостатка: сильное выдвижение нижней челюсти вперед. | Перед зеркалом продемонстрировать верную артикуляцию. Используем слуховой, зрительный, тактильно-вибрационный и речедвигательный контроль. | Ребенок может заметить положение артикуляционных органов; применяя остатки слуха – услышать; ощутить вибрацию гортани, темперамент воздушной струи. | ||
2. ЫИ (Ы заменяется на И) Сущность недостатка: положение спинки языка ниже, чем при произнесении [ы]. Опускается корень языка. Язык напрягается всей собственной массой. | На слухо-зрительной базе с привлечением разных анализаторов. Растолковываем положение языка (демонстрируем положение языка при артикуляционного профиля и помощи рук). Отмечаем, что не должно быть вибрации темени. | |||
2. ЫЭ (Ы заменяется на Э) Сущность недостатка: средняя и корневая части спинки языка не хватает подняты. | На слухо-зрительной базе с привлечением разных анализаторов. Растолковываем положение языка (демонстрируем положение языка при артикуляционного профиля и помощи рук). | |||
3. Ы^ – фальцетное. Сущность недостатка: не так очень сильно напряжено дно ротовой полости, нет вибрации темени, голосовые связки перенапрягаются, перестает ощущаться вибрация гортани. | Расслабление артикуляционного аппарата. Обращается внимание на наличие вибрации в области груди, напряжение дна ротовой полости. | |||
4.Ы – открытая гнусавость. Сущность недостатка: изменение положения небной занавески – опускается, открывает проход в носовую полость, слышится гнусавый звук. | Обеспечить верный темперамент воздушной струи: она обязана идти не через шнобель, а через рот. Уместно применять остаточный слух и тактильно-вибрационный контроль. Вызывают все звуки заново, начиная с [а]. |
Постановка шипящих звуков — Урок 1