Характеристика правильного произношения, постановки и способов коррекции и приемов самоконтроля гласных звуков речи у глухих детей

Черта звука Постановка звука. Методы вызывания верной артикуляции их сущность и Дефекты звуков Методы коррекции Приемы самоконтроля
Звук [а] 1.Губы в свободном положении. 2.Расстояние между резцами равняется поставленному поперек громадному пальцу. 3.Язык в свободном положении. 4.Небная занавеска всецело прижата к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость. 5.Голосовые складки сомкнуты, напряжены, под действием воздушной струи вибрируют. 6.Возможно видеть: положение губ, языка, расстояние между резцами. 7.Возможно осязать: темперамент воздушной струи (теплая, широкая, направлена прямо); вибрацию в области груди, гортани. Вызывание на слухо-зрительной базе по подражанию: А) обращаем внимание на громадное расстояние между резцами, на темперамент воздушной струи (теплая, широкая, направлена прямо), вибрацию в области груди, гортани. Б) Используем перемещения «Речевой ритмики». 1.A – открытая гнусавость. Сущность недостатка: изменение положения небной занавески – опускается, открывает проход в носовую полость, слышится гнусавый звук. Обеспечить верный темперамент воздушной струи: она обязана идти не через шнобель, а через рот. Уместно применять остаточный слух и тактильно-вибрационный контроль. Ребенок может заметить положение артикуляционных органов; применяя остатки слуха – услышать; ощутить вибрацию гортани, темперамент воздушной струи.

2. А^– фальцетное. Сущность недостатка: изменение работы голосовых складок – напрягаются, вибрируют, но не смыкаются. Слышим – большой голос, отсутствует вибрация в области груди, чувствуем вибрацию в области темени.

Обращаем внимание на темперамент ощущений ребенка: обязана ощущаться вибрация в области груди, а не в области темени. Используем остаточный слух и тактильно-вибрационный контроль.
3. А – без голоса. Сущность недостатка: изменяется положение в области голосовых связок: они не принимают участие в артикуляции, разомкнуты. Обратить внимание на работу голосовых связок: должно быть наличие голоса, ощущается вибрация в гортани и области груди. Используем остаточный слух и тактильно-вибрационный контроль.
4. АО (А пытается к О – узкая артикуляция). Сущность недостатка: изменяется положение губ. Губы лабиализуются, расстояние между резцами значительно уменьшается; изменяется положение языка. Язык оттягивается в глубь ротовой полости, спинка языка поднимается как при звуке [о]. Обращаем внимание на положение языка: он обязан нормально лежать на дне ротовой полости; губы должны быть в свободном положении, завлекаем внимание к характеру воздушной струи. Используем остаточный слух, двигательные ощущения и зрительный контроль.
5. АЭ (А пытается к Э). Сущность недостатка: поднимается спинка языка. Распластываем язык на дне ротовой полости. Используем остаточный слух, двигательные ощущения и зрительный контроль.
6.Ы-образная артикуляция. Сущность недостатка: язык оттянут комом назад, высоко поднят «горбом». Недостаток неотёсанный, существенно воздействующий на внятность речи. Его устранение связано с вызыванием всех гласных заново, начиная со звука [а]. В случае если по подражанию звук позвать не удается, используют механическое действие: шпателем либо пальцем нажимают на спинку языка, стремясь распластать язык на дне ротовой полости. Закрепив верное произношение звука [а], возможно на базе слухо-зрительного подражания от [а] взять звуки [о], [э], после этого [и].
Звук [о] 1.Губы лабиализованы. 2.Расстояние между резцами среднее, немного меньше чем при А. 3.Кончик языка оттянут вглубь ротовой полости на одну фалангу указательного пальца; спинка языка поднята; корень опущен. 4. Небная занавеска всецело прижата к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость. 5.Голосовые складки сомкнуты, напряжены, под действием воздушной струи вибрируют. 6.Возможно видеть: положение губ, языка (видно не светло), расстояние между резцами. 7.Возможно осязать: темперамент воздушной струи (теплая, средняя, долгая, направлена прямо); вибрацию в области груди, гортани. Звук [у] 1.Губы лабиализованы. 2.Расстояние между резцами маленькое, равное расстоянию поперечного мизинца. 3.Кончик языка оттянут на две фаланги указательного пальца, спинка языка в задней части поднята, корень языка поднят. 4.Небная занавеска всецело прижата к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость. 5.Голосовые складки сомкнуты, напряжены, под действием воздушной струи вибрируют. 6.Возможно видеть: положение губ, расстояние между резцами. 7.Возможно осязать: темперамент воздушной струи (холодная, узкая, долгая, направлена прямо); вибрацию в области груди, гортани. Вызывание на слухо-зрительной базе по подражанию: А) обращаем внимание, что расстояние между резцами меньше чем при А. Кончик языка оттянут вглубь ротовой полости, спинка языка поднята. Чувствуем вибрацию в гортани и области груди, темперамент воздушной струи. Б) Используем перемещения «Речевой ритмики». Вызывание на не-зрительной базе по подражанию: А) обращаем внимание на сильное оттягивание кончика языка вглубь ротовой полости, очень сильно поднятую спинку языка. Чувствуем вибрацию в гортани и области груди, темперамент воздушной струи. Б) Используем перемещения «Речевой ритмики». 1.Умляутное произношение [о] (германское o). Сущность недостатка: язык занимает более верхнее и переднее положение – он не оттянут назад, а спинка языка выгнута. Кончик языка легко отодвинуть вглубь ротовой полости, мало опустить спинку языка. Ребенок может заметить положение артикуляционных органов; применяя остатки слуха – услышать; ощутить вибрацию гортани, темперамент воздушной струи.
2. О У (О пытается к У – узкая артикуляция). Сущность недостатка: изменяется положение языка – кончик языка оттянут вглубь ротовой полости на большее расстояние, чем при [о], выше поднимается корень и спинка языка. Коррекция производится на слухо-зрительной базе с привлечением разных анализаторов: остаточного слухового, зрительного, тактильно-вибрационного, речедвигательного.
3. ОА (О пытается к А – широкая артикуляция). Сущность недостатка: губы выдвинуты и закруглены не хватает либо совсем не выдвинуты, язык не оттянут назад, а остается в положении [а]. Достаточно обратить внимание ребенка на губы, перед зеркалом продемонстрировать пример артикуляции, в некоторых случаях механически сузить либо увеличить расстояние между губами.
4. О^ – фальцетное. Сущность недостатка: изменение работы голосовых складок – напрягаются, вибрируют, но не смыкаются. Слышим – большой голос, отсутствует вибрация в области груди, чувствуем вибрацию в области темени. Обращаем внимание на темперамент ощущений ребенка: обязана ощущаться вибрация в области груди, а не в области темени. Используем остаточный слух и тактильно-вибрационный контроль.
5.O – открытая гнусавость. Сущность недостатка: изменение положения небной занавески – опускается, открывает проход в носовую полость, слышится гнусавый звук. Обеспечить верный темперамент воздушной струи: она обязана идти не через шнобель, а через рот. Уместно применять остаточный слух и тактильно-вибрационный контроль. Вызывают все звуки заново, начиная с [а].
6.Ы-образная артикуляция. Сущность недостатка: язык оттянут комом назад, высоко поднят «горбом». Недостаток неотёсанный, существенно воздействующий на внятность речи. Его устранение связано с вызыванием всех гласных заново, начиная со звука [а]. В случае если по подражанию звук позвать не удается, используют механическое действие: шпателем либо пальцем нажимают на спинку языка, стремясь распластать язык на дне ротовой полости. Закрепив верное произношение звука [а], возможно на базе слухо-зрительного подражания от [а] взять звуки [о], [э], после этого [и].
1.Умляутное произношение [у] (германское u) Сущность недостатка: язык занимает более верхнее и переднее положение – он не оттянут назад, а спинка языка выгнута. Отодвинуть язык назад пальцем, шпателем либо зондом. Перед зеркалом при открытом рте продемонстрировать, как оттянут язык. Ребенок может заметить положение артикуляционных органов; применяя остатки слуха – услышать; ощутить вибрацию гортани, темперамент воздушной струи.
2. УW (двугубный [в] – узкая артикуляция) Сущность недостатка: губы чрезмерно сближаются, но не смыкаются. Язык в артикуляции участия не принимает. Достаточно обратить внимание ребенка на губы, перед зеркалом продемонстрировать пример артикуляции, в некоторых случаях механически сузить либо увеличить расстояние между губами.
3. УО ( У пытается к О – широкая артикуляция) Сущность недостатка: возрастает расстояние между резцами; язык не так очень сильно оттянут вглубь ротовой полости, спинка языка опускается, как и корень языка. Достаточно обратить внимание ребенка на губы, перед зеркалом продемонстрировать пример артикуляции, в некоторых случаях механически сузить либо увеличить расстояние между губами.
4. У^– фальцетное. Сущность недостатка: изменение работы голосовых складок – напрягаются, вибрируют, но не смыкаются. Слышим – большой голос, отсутствует вибрация в области груди, чувствуем вибрацию в области темени. Обращаем внимание на темперамент ощущений ребенка: обязана ощущаться вибрация в области груди, а не в области темени. Используем остаточный слух и тактильно-вибрационный контроль.
5. Ў – открытая гнусавость. Сущность недостатка: изменение положения небной занавески – опускается, открывает проход в носовую полость, слышится гнусавый звук. Обеспечить верный темперамент воздушной струи: она обязана идти не через шнобель, а через рот. Уместно применять остаточный слух и тактильно-вибрационный контроль. Вызывают все звуки заново, начиная с [а].
Звук [э] 1.Губы легко растянуты; уголки губ оттянуты. 2.Расстояние между резцами среднее, занимает позицию между [а] и [и]. 3.Кончик языка прикасается к альвеолам нижних резцов; спинка языка боковой поверхностью прижата к верхним коренным зубам, поднята; посередине языка образуется желобок, корень языка опущен. 4.Небная занавеска всецело прижата к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость. 5.Голосовые складки сомкнуты, напряжены, под действием воздушной струи вибрируют. 6.Возможно видеть: положение губ, расстояние между резцами, спинки языка и положение кончика, боковых краев. 7.Возможно осязать: темперамент воздушной струи (теплая, средняя, направлена прямо); вибрацию в области груди, гортани. Вызывание на слухо-зрительной базе по подражанию: А) обращаем внимание на положение языка, темперамент воздушной струи, наличие вибрации в гортани и области груди. Б) Используем перемещения «Речевой ритмики». 1. Э широкий. Сущность недостатка: расстояние между резцами возрастает, язык «вываливается» из ротовой полости. Звук ставится заново. Ребенок может заметить положение артикуляционных органов; применяя остатки слуха – услышать; ощутить вибрацию гортани, темперамент воздушной струи.
2. ЭА (Э пытается к А – широкая артикуляция). Сущность недостатка: расстояние между резцами возрастает, язык вольно лежит на дне ротовой полости, не принимая участия в артикуляции. Достаточно обратить внимание ребенка на губы, перед зеркалом продемонстрировать пример артикуляции, в некоторых случаях механически сузить либо увеличить расстояние между губами.
3. Э^– фальцетное. Сущность недостатка: изменение работы голосовых складок – напрягаются, вибрируют, но не смыкаются. Слышим – большой голос, отсутствует вибрация в области груди, чувствуем вибрацию в области темени. Обращаем внимание на темперамент ощущений ребенка: обязана ощущаться вибрация в области груди, а не в области темени. Используем остаточный слух и тактильно-вибрационный контроль.
4.Э – открытая гнусавость. Сущность недостатка: изменение положения небной занавески – опускается, открывает проход в носовую полость, слышится гнусавый звук. Обеспечить верный темперамент воздушной струи: она обязана идти не через шнобель, а через рот. Уместно применять остаточный слух и тактильно-вибрационный контроль. Вызывают все звуки заново, начиная с [а].
5.Ы-образная артикуляция. Сущность недостатка: язык оттянут комом назад, высоко поднят «горбом». Недостаток неотёсанный, существенно воздействующий на внятность речи. Его устранение связано с вызыванием всех гласных заново, начиная со звука [а]. В случае если по подражанию звук позвать не удается, используют механическое действие: шпателем либо пальцем нажимают на спинку языка, стремясь распластать язык на дне ротовой полости. Закрепив верное произношение звука [а], возможно на базе слухо-зрительного подражания от [а] взять звуки [о], [э], после этого [и].
Звук [и] 1.Губы растянуты в ухмылку. 2.Расстояние между резцами мелкое, меньше, чем при произношении [э]. 3.Кончик языка прижат и упирается в нижние резцы; спинка языка высоко поднята, корень языка опущен; боковые поверхности языка прижаты к верхним коренным зубам. Язык напряжен всей собственной массой. 4.Небная занавеска всецело прижата к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость. 5.Голосовые складки сомкнуты, напряжены, под действием воздушной струи вибрируют. 6.Возможно видеть: положение губ, расстояние между резцами. 7.Возможно осязать: темперамент воздушной струи (широкая, теплая, долгая, средняя по напряженности, направлена прямо); вибрацию в области груди, гортани. Звук [ы] 1.Губы в свободном положении. 2.Расстояние между резцами мелкое. 3. Кончик языка оттянут назад; спинка высоко поднята; корень поднят. 4.Небная занавеска всецело прижата к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость. 5.Голосовые складки сомкнуты, напряжены, под действием воздушной струи вибрируют. 6.Возможно видеть: положение губ, расстояние между резцами. 7.Возможно осязать: темперамент воздушной струи (теплая, не сильный, долгая, направлена прямо); вибрацию в области груди, гортани. 1.На слухо-зрительной базе по подражанию: обращаем внимание на напряжение языка, вибрацию в области гортани, груди, темени, напряжение дна ротовой полости. 2. Используем перемещения «Речевой ритмики». 1.На слухо-зрительной базе по подражанию: обращает внимание на то, что кончик языка оттянут вглубь ротовой полости, спинка языка поднята, ощущается напряжение дна ротовой полости. 2. Используем перемещения «Речевой ритмики». 1. ИЭ (И заменяется Э) Сущность недостатка: расстояние между резцами возрастает, спинка языка не хватает поднята, артикуляция делается менее напряженной. Обращается внимание на то, что спинка языка должна быть поднята выше. Говорим о вибрации в области темени, напряжение дна ротовой полости. Используем слуховой, зрительный, тактильно-вибрационный и речедвигательный контроль. Ребенок может заметить положение артикуляционных органов; применяя остатки слуха – услышать; ощутить вибрацию гортани, темперамент воздушной струи.
2. ИА (И заменяется А) Сущность недостатка: язык в артикуляции участия не принимает. 3. И^– фальцетное. Сущность недостатка: не так очень сильно напряжено дно ротовой полости, нет вибрации темени, голосовые связки перенапрягаются, перестает ощущаться вибрация гортани. Воссоздать артикуляцию языка. Используем слуховой, зрительный, тактильно-вибрационный и речедвигательный контроль. Расслабление артикуляционного аппарата. Обращается внимание на наличие вибрации в области груди, напряжение дна ротовой полости.
4. Й – открытая гнусавость. Сущность недостатка: изменение положения небной занавески – опускается, открывает проход в носовую полость, слышится гнусавый звук. Обеспечить верный темперамент воздушной струи: она обязана идти не через шнобель, а через рот. Уместно применять остаточный слух и тактильно-вибрационный контроль. Вызывают все звуки заново, начиная с [а].
5.Ы-образная артикуляция. Сущность недостатка: язык оттянут комом назад, высоко поднят «горбом». Недостаток неотёсанный, существенно воздействующий на внятность речи. Его устранение связано с вызыванием всех гласных заново, начиная со звука [а]. В случае если по подражанию звук позвать не удается, используют механическое действие: шпателем либо пальцем нажимают на спинку языка, стремясь распластать язык на дне ротовой полости. Закрепив верное произношение звука [а], возможно на базе слухо-зрительного подражания от [а] взять звуки [о], [э], после этого [и].
1.Ы с выдвинутой вперед нижней челюстью Сущность недостатка: сильное выдвижение нижней челюсти вперед. Перед зеркалом продемонстрировать верную артикуляцию. Используем слуховой, зрительный, тактильно-вибрационный и речедвигательный контроль. Ребенок может заметить положение артикуляционных органов; применяя остатки слуха – услышать; ощутить вибрацию гортани, темперамент воздушной струи.
2. ЫИ (Ы заменяется на И) Сущность недостатка: положение спинки языка ниже, чем при произнесении [ы]. Опускается корень языка. Язык напрягается всей собственной массой. На слухо-зрительной базе с привлечением разных анализаторов. Растолковываем положение языка (демонстрируем положение языка при артикуляционного профиля и помощи рук). Отмечаем, что не должно быть вибрации темени.
2. ЫЭ (Ы заменяется на Э) Сущность недостатка: средняя и корневая части спинки языка не хватает подняты. На слухо-зрительной базе с привлечением разных анализаторов. Растолковываем положение языка (демонстрируем положение языка при артикуляционного профиля и помощи рук).
3. Ы^ – фальцетное. Сущность недостатка: не так очень сильно напряжено дно ротовой полости, нет вибрации темени, голосовые связки перенапрягаются, перестает ощущаться вибрация гортани. Расслабление артикуляционного аппарата. Обращается внимание на наличие вибрации в области груди, напряжение дна ротовой полости.
4.Ы – открытая гнусавость. Сущность недостатка: изменение положения небной занавески – опускается, открывает проход в носовую полость, слышится гнусавый звук. Обеспечить верный темперамент воздушной струи: она обязана идти не через шнобель, а через рот. Уместно применять остаточный слух и тактильно-вибрационный контроль. Вызывают все звуки заново, начиная с [а].

Постановка шипящих звуков — Урок 1

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector