Лингвистическая характеристика устной речи.

С психотерапевтической точки зрения устная обращение есть своеобразной для человека формой общения людей посредством языка. Лингвистика определяет язык как совокупность знаков, единиц различного уровня [26].

Подобное знание языка разрешает логопеду строить процесс коррекции произношения с учётом проявления в речи всех его единиц. Лингвистическими единицами речи являются фонемы (смыслоразличительные звуки речи, своеобразные для каждого языка), словосочетания (и лексемы слова, образующие понятия), совокупность слов, фраз, текст.

По определению Ф.Ф. Рау, фонемой (от греческого phone — звук) именуется мельчайшая единица звукового строя языка, талантливая служить для различения и образования значимых слов языка – и единиц морфем [49].

Существует разное познание природы фонемы. Не вдаваясь в подробности дискуссии о фонеме, направляться отметить две крайние точки зрения, из которых одну отстаивают представители «ленинградской фонетической школы» Л.В. Щерба и его последователи Л.Р. Зиндер, М.И. Матусевич [62, 63], другую – представители «столичной фонетической школы» — Р.И. Аванесов, В.Н. Сидоров, Б.Р. Кузнецов и др. Обе точки зрения имеют разные доводы в собственную пользу.

Как отмечает Ф.Ф. Рау, любая фонема характеризуется определёнными звуковыми, и артикуляторными особенностями. Они претерпевают более либо менее большие трансформации в зависимости от так называемых комбинаторных и позиционных условий (соседство с другими фонемами, расположение в слове, степень ударности), в следствии чего образуются варианты фонемы, либо её аллофоны. Так, в словах ВЕС, Целый, и Очень, мы видимся с тремя аллофонами Э, различие между которыми определяется характером следующей фонемы, и тем, что в третьем слове фонема Э есть безударной.

Среди вариантов каждой фонемы выделяется один, основной, что слышится в таких фонетических условиях, где он меньше всего подвергается комбинаторным и позиционным влияниям. Главный вариант фонемы либо основной её аллофон звучит при изолированном её произнесении.

В русском языке 42 фонемы: а, о, у, и, э, ы, б, б, п, п, в, в, ф, ф, д, д, т, т, з, з, с, с, г, г, к, к, х, х, ж, ш, м, м, н, н, л, л, р, р, й, ц, ч, щ.

В большинстве случаев фонемы сами по себе не облечены значением и помогают только материалом для образования знаменательных единиц речи – слов, морфем [49].

Так же, как отмечает Р.Е. Левина, наровне с фонемами, каковые составляют главной элемент фонетической совокупности языка, значительными её элементами являются интонация и словесное ударение [32].

Базой словесного ударения есть слоговое строение слов. Слог меньше, чем слово и больше, чем фонема. Слог определяется как мельчайшая конечно произносимая и принимаемая единица. Звуки, входящие в слог, владеют артикуляторным и звуковым единством.

В слоге выделяют интенсивные и неинтенсивные звуки. Произношение слога сопровождается единым мускульным напряжением, в котором выделяют три фазы: усиление напряжения, ослабление и максимальное напряжение.

В русском языке словесное ударение сводится к выделению одного из слогов при помощи, в основном, более громкого и долгого его произнесения [61].

Каждое независимое слово вместе с относящимся к нему служебным словом либо частицей имеет собственное ударение. Так, число независимых слов в сказанной фразе определяется числом словесных ударений, что в значительной степени содействует выделению слов из фразы в ходе её восприятия.

Русское словесное ударение характеризуется подвижностью и равномерностью. В различных словах оно может падать на разные слоги по счёту от начала до конца слова. Помимо этого, при трансформации формы слова либо образовании от него другого слова ударение может переходить с одного слога на другой (к примеру, рукa – рyки, головa – гoловы). От места ударения зависит произношение гласных, каковые в безударных слогах в большей либо в меньшей степени редуцируются. В русском языке словесное ударение делает и смыслоразличительную функцию, дифференцируя их фонемы и слова (к примеру, пuли – пилu, крyжки – кружкu).

Фонетическое оформление слова регулируется нормами орфоэпии. К числу орфоэпических норм русского относятся, к примеру, различные степени редукции гласных в безударных слогах, оглушение звонких согласных в конце слова перед паузой либо в середине слов перед глухими согласными, озвончение глухих согласных пере звонкими, смягчение согласных перед гласными второго последовательности и многие другие правила произношения. [2, 13].

Но само по себе верное произношение может значительно видоизменяться в зависимости от стилей произношения.

Из разнообразных стилей произношения, видящихся в жизни, Л.В. Щерба выделял два главных: «один – характерный спокойной беседе людей, и второй, что мы используем, в то время, когда по каким или обстоятельствам желаем сделать отечественную обращение очень отчётливой, для чего мы светло артикулируем все слоги каждого слова» [62].

Как отмечает Ф.Ф. Рау, в случае если фонемы и словесное ударение являются фонетические элементы, из которых выстроены их формы и слова, то интонация имеет отношение в основном к фонетической структуре фразы. Фраза, соответственно, и определяется как смысловое единство, законченность и целостность которого выражается интонационными средствами [49].

Изучения лингвистов продемонстрировали, что наличие интонации есть серьёзным причиной коммуникации, поскольку для осмысления предложения необязательно осознавать все составляющие его слова. Как раз благодаря интонации и достигается познание смысла предложения.

В базе интонации лежат ритмико-мелодические средства, главные из которых – изменение темпа и громкости произнесения, распределение высоты пауз и модуляция голоса. Интонация образовывает наиболее значимое средство членения речи на фразы и фразы на синтагмы.

Синтагмой именуют часть фразы, складывающуюся из группы смежных слов, тесно связанных между собой по смыслу и интонационно. Усиленное ударение, которым отмечается финиш синтагмы, именуется синтагматическим.

Кроме синтагматического ударения направляться указать на так именуемое логическое ударение, благодаря которому во фразе выделяются слова, особо важные для передачи её смысла.

Для логического ударения употребляются те же фонетические средства, что и для синтагматического. Логическое ударение может совпадать с одним из синтагматических и тем самым усиливает его по сравнению с другими. Так, на вопрос: «Где были день назад отечественные гости?» направляться ответ: «Отечественные гости /были день назад/ на выставке». В этом случае логическое ударение сходится с ударением второй синтагмы, которое именно поэтому оказывается более сильным, чем ударение первой синтагмы.

Говоря о лингвистической характеристике устной речи, нельзя не охарактеризовать такую единицу речи, как слово, поскольку она есть главной в лингвистике. За словом стоит целая совокупность связей, составляющих определённое «семантическое поле».

В ходе речи каждое слово вводится в определённый контекст, в предложение, которое есть ведущей единицей общения, а предложения, объединяясь, образуют текст [33].

Так, представлена лингвистическая черта устной речи, знание которой окажет помощь нам в изучении произношения детей дошкольного возраста.

Чтобы устная обращение надёжнее делала роль инструмента мышления, произношение должно быть максимально чётким и вероятно более полно отображать фонетическую совокупность языка.

Нужно подчернуть, что дети младшего возраста с неспециализированным недоразвитием речи, другими словами дети, каковые являются объектом данного изучения, не имеют достаточно внятно произношения, и эта задача реализуется в ходе коррекционной работы.

ПРАВИЛА УСТНОЙ РЕЧИ | «Тема семь дней» Выпуск 26

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector