Фонопедия при узелках голосовых складок

Узелки голосовых складок — это небольшие доброкачественные образования, появляющиеся симметрично на обеих голосовых складках на границе средней третей и передней их длины — точке самый плотного их смыкания при фонации (рис. 11).

Узелковые образования у взрослых в большинстве случаев именуют «певческими узелками», а у детей — «узелками крикунов». Согласно данным литературы, среди взрослых они значительно чаще появляются у дам в возрасте 25—30 лет, среди детей — у мальчиков 8—12 лет. Размер узелков колеблется от макового до просяного зерна.

Основная обстоятельство их образования — форсирование голоса. У певцов узелки (откуда пошло наименование «певческие») появляются при форсировании голоса, пении сверх собственных певческих возможностей, недостаточном владении певческой техникой. Часто узелки появляются у педагогов, лекторов. Обстоятельство та же: форсирование голоса при отсутствии навыков верного голосоведения.

Фонопедия при узелках голосовых складок

Дети, у которых наблюдаются узелки на голосовых складках, в большинстве случаев весьма подвижны, шумны, крикливы. Согласно точки зрения А. Митринович-Моджевской (1965), фоном для их появления помогает понижение тонуса голосовых складок, и простудные и инфекционные болезни верхних дыхательных путей.

Наличие узелков изменяет голос. Появляются охриплость различной степени выраженности, дрожание и тремолирование голоса, невозможность верно интонировать звук, придыхание при речи и пении; жалобы на голосовую утомляемость и большое напряжение.

Певческие узелки формируются неспешно. Сперва это небольшие мягкие образования, каковые достаточно прекрасно поддаются медикаментозному лечению. Нужным условием эффективности лечения есть временное ограничение голосовой нагрузки и изменение манеры голосоведения. При позднем обращении с уже сформировавшимися узелками медикаментозное и физиотерапевтическое лечение успеха не дают и продемонстрировано хирургическое вмешательство. Детям, имеющим узелки на голосовых складках, хирургическое лечение не выполняют до пубертатного периода.

В любом случае — на фоне лечения либо по окончании хирургического удаления — нужно проводить фонопедию, в задачи которой входит укрепление способа и изменение голосоведения голосовой и дыхательной мускулатур.

На подготовительном этапе по окончании разъяснения необходимости проведения особых функциональных тренировок голосового аппарата приступают к коррекции дыхания. Цель дыхательных упражнений — формирование костно-нахождения и абдоминального типа дыхания дыхательной опоры. На первых занятиях дыхание тренируется в положении лежа с контролем за удлинением стенки выдоха и движением живота через рот, как это было обрисовано в прошлых разделах.

После этого дыхательные упражнения с применением комплексов, представленных в Приложении (на с. 137, 138 — для взрослых и на с. 133, 134 — для детей), проводятся или в кабинете лечебной физкультуры, или самим логопедом.

С детьми младшего возраста тренировки лучше осуществлять в игровой форме. Употребляются, к примеру, такие игры.

1. «Трубач». Исходное положение сидя на стуле, кисти рук сжаты в трубочку около рта и немного подняты вверх. Вдох, после этого медленный выдох через трубочку с произнесением пф-ф.

2. «Семафор». Исходное положение сидя на стуле, на вдох поднять руки в стороны, на выдох медлительно опустить, произнося долгое с-с.

3. «Маятник». Исходное положение стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Сделать вдох, после этого на выдохе наклонить туловище в одну, позже в другую сторону, произнося ту-ух.

4. «Рубка дров». Исходное положение стоя, ноги на ширине плеч. Руки, сжатые в замок, поднять над головой — вдох, согнуться вперед, произнося на выдохе у-х.

5. «Гуси летят». Медленная ходьба. На вдох руки развести в стороны, на выдох опустить их, произнося г-у.

6. «Свисток». Исходное положение сидя на стуле. В одной руке кружка с водой, в второй — трубочка. Сделать вдох и на выдохе через трубочку в воду сказать у.

Каждое упражнение выполняется 4—5 раз подряд.

Для снятия напряжения голосового аппарата полезно проводить упражнения для релаксации мышечного тонуса (в любых ситуациях исходное положение — сидя на стуле прямо).

1. Опустить голову, касаясь подбородком грудной клетки, и медлительно отводить ее попеременно то к правому, то к левому плечу, произнося гласные звуки на придыхательной атаке.

2. Сделать маленький вдох, на выдохе при обширно открытом рте выложить распластанный и расслабленный язык на нижнюю губу, выдвинув его из полости рта как возможно дальше.

3. Легко погладить ладонями сверху вниз переднюю поверхность шеи и верхнюю область грудной клетки, после этого, мягко похлопывая грудную клетку, протяжно произносить ммь-м-мь; н-нь-н-нь.

4. На придыхательной атаке произносить слоги ха-ха-ха, хо-хо-хо, хе-хе-хе, хи-хи-хи.

Эти упражнения подходят и детям, и взрослым, каждое выполняется кроме этого 4—5 раз подряд.

По окончании обрисованных тренировок способом проб подбирается оптимальный по доступности и звучанию метод подачи голоса на мягкой атаке. В большинстве случаев это произнесение сонорных [м] либо [н]. Звук произносится «в маску» изолировано, после этого вводится в состав слов и слогов. Неспешно закрепляется обычная фонация. Правильность подачи голоса контролируется аудитивно при необходимом ощущении удобства и комфортности произнесения.

В случае если узелки еще не достигли последней стадии собственного формирования (в то время, когда они становятся большими, спаянными с подлежащими тканями), то фонопедия может привести к их исчезновению. В будущем и дети, и взрослые, у которых оказались узелки, нуждаются в периодическом наблюдении как с позиций вероятного их рецидива, так и для контроля за способом и манерой голосоподачи.

Приведем выписку из истории заболевания.

Восстановление голосовых связок. Фонопедичекие упражнения. Восстановительные упражнения для голоса.

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector