Гу. исследование словообразования

1. Образование уменьшительно-ласкательных существительных:

Материал для изучения: слова, предметные картинки.

Инструкция: «Как назвать предмет, если он маленький?»

таз — ухо — .лист — снег —

гриб — лиса — дом — окно —

грузовик — солнце — кружка — кольцо — одеяло — береза — дерево — стакан —

Критерии оценки (для всех заданий):

4 балла — все задания по словообразованию выполнены правильно самостоятельно.

3 балла — задания по словообразованию выполнены правильно в пределах 75%, наличие самокоррекции.

2 балла — задания по словообразованию выполнены правильно в пределах 50%, по окончании стимулирующей помощи.

1 балл — задания выполнены верно в пределах 25%,
по окончании стимулирующей помощи. Большая часть ответов — не
правильно грамотный форма.

0 баллов — задания выполнены в пределах 10% либо не вы
полнены, отказы исполнения задания.

2. Образование прилагательных.

2.1. Образование относительных прилагательных (из
чего сделано?)

Материал для изучения: словосочетания.
Инструкция: «В случае если предмет сделан из …, к примеру
из стекла, то он какой? — стеклянный»,
компот из яблок — лист клена —

горка изо льда — кубик из дерева —

салат из моркови — шишка ели —

суп из грибов — куртка из кожи —

варенье из малины — стакан из стекла —

2.2. Образование качественных прилагательных.
^ Материал для изучения: слова, словосочетания.
Инструкция: «Какой, … , к примеру, сутки, в случае если днем

жарко?»

жарко — холод —

душно — снег —

солнце — ливень —

ветер — туман —

холодно — пасмурно —

Критерии оценки:

4 балла — все задания по словообразованию выполнены правильно самостоятельно.

3 балла — задания по словообразованию выполнены правильно в пределах 75%,.наличие самокоррекции.

2 балла — задания по словообразованию выполнены пра
вильно в пределах 50%, по окончании стимулирующей помощи.

1 балл — задания выполнены верно в пределах 25%,
по окончании стимулирующей помощи. Большая часть ответов — не
правильно грамотный форма.

О баллов — задания выполнены в пределах 10% либо не выполнены, отказы исполнения задания.

2.3. Образование притяжательных прилагательных.
^ Материал для изучения: слова, словосочетания,

предметные картины.

I. Инструкция: «Как сообщить: чьи ухо, шнобель, лапа у животных?

К примеру, кошка —кошачье кошачий кошачья»

Гу. исследование словообразования

I. Инструкция: «Как сообщить: чей дом? Чье гнездо? Чья вещь? Чей след? К примеру, гнездо орла — орлиное».

  • ружье охотника —
  • дупло белки —
  • клюв птицы —
  • пещера медведя —
  • хвост рыбы —
  • гнездо воробья —
  • яйцо курицы —
  • следы зайца —
  • следы волка —
  • свисток милиционера —

2.4. Образование уменьшительно-ласкательных прилагательных.

Материал для изучения: словосочетания, предметные картины с изображением однообразных по цвету, но различных по величине предметов.

Инструкция: «Как сообщить про мелкий предмет? К примеру, дом желтый, а домик? — желтенький».

  • Лиса рыжая, а лисенок —
  • Волк серый, а волчонок —
  • Шуба пушистая, а шубка —
  • Сапоги зеленые, а сапожки —
  • Звезда красная, а звездочка —
  • Машина белая, а машинка —
  • Огурец соленый, а огурчик —
  • Яблоко вкусное, а яблочко —

224

3. Образование названий детенышей животных.

Материал для изучения: слова, предметные картинки с изображением их детёнышей и животных.

Инструкция: «Как назвать одного детеныша у животных? Как назвать в случае если их пара? К примеру, у овцы — ягненок, а вдруг их пара, то — ягнята».

Гу. исследование словообразования

4. ^ Разделение глаголов совершенного и несовер
шенного вида.

Материал для изучения: парные сюжетные картинки с изображением действий: в стадии исполнения и в стадии завершения действия.

Инструкция: «взглянуть на 2 картины. Где ребенок делает действия (задания), а где уже закончил? Как сообщить? К примеру, данный ребенок рисует, а данный уже нарисовал».

  • Данный пишет, а данный уже …
  • Данный снимает, а данный уже …
  • Данный вешает, а данный уже …
  • Данный стирает, а данный уже …
  • Данный режет, а данный уже …
  • Данный пилит, а данный уже …
  • Данный льет, а данный уже …
  • Данный ест, а данный уже …
  • Данный умывается, а данный уже …
  • Данный моет, а данный уже …

5. Словообразование профессий женского рода.
Материал для изучения: слова либо предметные

картины с изображением разнообразных профессий.

Инструкция: «Сообщи, как будет именоваться профессия, в случае если ее делает дама?»

  • преподаватель — … # крановщик — …
  • певец — … # каменщик — …
  • воспитатель — … # артист — …
  • портной — … # повар — …
  • продавец — … # проводник — …

6. Словообразование по дефиниционному типу.
Материал для изучения: словосочетания, каковые

необходимо заменить одним словом. К примеру, «чинит сапоги — сапожник», «собирает грибы — грибник», «пилит дрова — пильщик».

Инструкция: «Сообщи, как именуют человека, который …?»

  • управляет автомобилем — …
  • играется в большой теннисе — …
  • водит поезд — …
  • ловит рыбу — …
  • подстригает волосы — …
  • придумывает стихи — …
  • играется на скрипке — …
  • играется в футбол — …
  • чинит часы — …
  • ведет самолет — …

7. Разделение глаголов, образованных префик
сальным методом.

Материал для изучения: сюжетные картины с изображением действий и пары слов (глаголов).

Пары слов: залез — облез перешел — обошел прогнал — обогнал разбил — пробил влетела — вылетела заливают — поливают порвал — сорвал пришила — вышила моет — стирает поднимается — спускается

^ Сюжетные картины: мальчик залез на дерево мальчик перешел дорогу заяц обогнал волка мальчик разбил вазу птичка вылетела из клетки дети поливают огород мальчик порвал рубаху мама пришила пуговицу мама стирает белье мальчик спускается по лестнице

Инструкции:

  1. взглянуть на картину.
  2. Послушай два слова. Одно из них подходит к кар
    тинке, к примеру, на картине девочка развесила белье.
    Два слова — «развесила» — «обвесила», какое слово
    подходит?
  3. Назови слово.
  4. Скажи все предложение.

Для иллюстрации результатов изучения словаря приводим график № 5, на котором отражается степень организованное™ пассивного и активного словаря, состояние семантической лексической системности и структуры слова, и специфика словообразовательных процессов у ребенка со стертой дизартрией и неспециализированным недоразвитием речи III уровня, обучающегося в логопедической группе по программе ОНР (возраст 6 лет 3 мес.).

Гу. исследование словообразования

Параметры изучения:

  1. Познание существительных
  2. Познание глаголов
  3. Познание прилагательных
  4. Деятельный словарь существительных
  5. Деятельный словарь глаголов
  6. Деятельный словарь прилагательных
  7. Классификация
  8. Группировка существительных
  9. Группировка глаголов
  1. Группировка прилагательных
  2. Подбор синонимов
  3. Подбор антонимов
  4. Объяснение значения существительных
  5. Объяснение значения прилагательных
  6. Объяснение значения глаголов
  7. Добавление слова к двум словам
  8. Дополнение к глаголу
  9. Дополнение слова в предложение
  1. Образование уменьшительно-ласкательных су
    ществительных
  1. Образование относительных прилагательных
  2. Образование качественных прилагательных
  3. Образование притяжательных прилагательных
  1. Образование уменьшительно-ласкательных при
    лагательных
  1. Образование названий детенышей животных
  1. Разделение глаголов совершенного и несо
    вершенного видов
  1. Словообразование профессий женского рода
  2. Словообразование по дефиниционному типу
  1. Разделение глаголов, образованных пре
    фиксальным методом

выводы

  1. Различают грамматическое, лексическое и психо
    логическое значение слова.
  2. Слова делают определенные функции: номи
    нативную (дефинитивную), обобщения, коммуникатив
    ную, экспрессивную.
  3. Л.С. Выготский отмечает, что развитие значения
    слова у детей связано с развитием познавательной де
    ятельности и отражает процесс формирования понятий.
  4. Развитие словаря у ребенка тесно связано с раз
    витием мышления, и с развитием всех компонен
    тов языковой совокупности: фонетико-фонематического и
    грамматического строя речи.
  5. Обогащение словаря зависит от жизненного опы
    та ребенка, усложнения вида его деятельности, общения
    с окружающими.

228

  1. Количественная и качественная характеристики
    словаря детей в онтогенезе изучены достаточно полно и
    представлены верхней и нижней границами нормы, что
    отражает личные изюминки ребенка и усло
    вия воспитания.
  2. В детском словотворчестве отражается постепен
    ный процесс формирования языкового обобщения, ста
    новление совокупности словообразования.
  3. Развитие понимания речи, т.е. пассивная лексика
    (импрессивная обращение) идет поэтапно. Условно выделяют
    шесть уровней развития понимания речи (Е.М. Мастю-
    кова).
  4. Обобщенно развитие лексики представлено в ис
    следовании А.Н. Гвоздева. На основании этих данных
    Н.С. Жукова создала схему системного развития
    обычной детской речи.

Русский язык. Методы словообразования в современном русском языке: морфемные и неморфемные

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector