Исследование креативности

Креативность (либо творческое воображение) имеет огромное значение не только для познавательного развития детей, но и для формирования их личности. Свойство обнаружить новые, нетрадиционные методы ответа разных задач не всегда связана с неспециализированными интеллектуальными свойствами человека. Одновременно с этим творческие способности личности откладывают отпечаток и на уровень делаемой деятельности, и на стиль общения с другими людьми, и на осознание собственных недостатков и достоинств. Исходя из этого при диагностике необходимо изучить уровень не только познавательного, но и творческого развития личности, что нереально выяснить посредством традиционных тестов интеллекта.

Креативность, другими словами свойство к творчеству, может проявляться в различных видах деятельности и с различным материалом — преимущественно словесным при вербальной креативности и образным (предметами либо их изображениями) — при образной. Так как уровень развития этих двух видов креативности значительно различается, то при диагностике рекомендуется применять тесты, измеряющие любой из них, не ограничиваясь изучением лишь образной либо вербальной креативности.

Американские психологи Дж. Гилфорд и Е. Торренс создали разные методики для изучения креативности детей различного возраста.

Тестирование возможно проводить как лично, так и в группе. Чтобы избежать тревоги испытуемых и создать благоприятную психотерапевтическую воздух, работу с тестами именуют занятиями. Довольно часто эти занятия проводятся в игровой форме.

В предварительной инструкции, которая дается в свободной форме, нужно попросить детей предложить как возможно больше разнообразных ответов на вопросы, показать воображение и свой юмор, попытаться придумать такие ответы, каковые не сможет придумать никто второй.

Эта батарея тестов была предложена Еленой Туник. Большинство из них являются модификацией тестов Гилфорда либо Торренса.

Время проведения процедуры — около 40 мин.

Тесты предназначены для возрастной группы от 5 до 15 лет. С детьми от 5 до 8 лет процедура проводится в личной форме. С возрастной группой от 9 до 15 лет — в групповой форме (вероятно и личное тестирование).

¦ Субтест 1. Применение предметов (варианты потребления)

Задача. Перечислить как возможно больше необыкновенных способов применения предмета.

Инструкция для испытуемого. «Газета употребляется для чтения. Ты же можешь придумать другие методы ее применения. Что из нее возможно сделать? Как ее возможно еще применять?»

Инструкция зачитывается устно. Время исполнения субтеста — 3 мин. Все ответы дословно записываются психологом. Время засекается по окончании прочтения инструкции.

Оценивание. Результаты исполнения теста оцениваются в баллах по трем показателям:

1. Беглость (беглость воспроизведения идей) — суммарное число
ответов. За любой ответ дается 1 балл, все баллы суммируются.

Б = и,

где Б — беглость, п — число уместных ответов.

направляться обратить особенное внимание на термин «уместные ответы». Необходимо исключить из учитываемых те ответы, каковые упоминались в инструкции, — очевидные методы применения газет: читать газету, выяснять новости и т. д.

2. Гибкость — число классов (категорий) ответов.

Все ответы возможно отнести к разным категориям. К примеру, ответы типа: «Из газеты возможно сделать шапку, корабль, игрушку» и т. д. относятся к одной категории — создание игрушек и поделок.

Категории ответов

1. Применение для записей (записать телефон, решать примеры, рисовать).

2. Применение для ремонтных и строительных работ (заклеить окна, наклеить под обои).

3. Применение в качестве подстилки (постелить на нечистую скамью, положить под обувь, постелить на пол при побелке потолка).

4. Применение в качестве обертки (завернуть приобретение, обернуть книги, завернуть цветы).

5. Применение для животных (подстилка кошке, хомяку, привязать на нитку бантик из газеты и играться с кошкой).

6. Применение как средства для вытирания (стереть стол, протирать окна, мыть посуду, в качестве туалетной бумаги).

7. Применение как орудия агрессии (бить мух, наказывать собаку, плеваться шариками из газеты).

8. Сдача в макулатуру.

9. Получение информации (наблюдать рекламу, давать объявления, делать вырезки, проверить номер лотерейного билета, взглянуть дату, взглянуть программу ТВ и т. д.).

10. Применение в качестве покрытия (укрыться от дождя, солнца, прикрыть что-то от пыли).

11. Сжигание (для растопки, для разведения костра, сделать факел).^

12. Создание поделок, игрушек (сделать корабль, шапку, папье-маше).

направляться приписать каждому ответу номер категории из приведенного выше перечня, после этого, в случае если пара ответов будут относиться к одной и той же категории, то учитывать лишь первый ответ из данной категории, другими словами учитывать каждую категорию лишь один раз.

После этого необходимо подсчитать число использованных ребенком категорий. В принципе, число категорий может изменяться от 0 до 12 (если не будет дано ответов, отнесенных к новой категории, которой нет в перечне).

За ответы, не подходящие ни к одной из перечисленных категорий, добавляется по 3 балла за каждую новую категорию. Таких ответов возможно пара. Но, перед тем как присваивать новую категорию, направляться достаточно пристально соотнести ответ с вышеприведенным перечнем.

За одну категорию начисляется 3 балла.

Г = 3/и,

где Г — показатель гибкости, т — число использованных категорий.

3. Оригинальность — число необыкновенных, уникальных ответов. Ответ считается уникальным, если он видится 1 раз на выборке в 30-40 человек.

Один уникальный ответ — 5 баллов.

Все баллы за уникальные ответы суммируются.

Op = 5k,

где Ор — показатель оригинальности, к — число уникальных ответов.

Подсчет суммарного показателя по каждому субтесту направляться проводить по окончании процедуры стандартизации, другими словами перевода сырых баллов в стандартные. В этом случае мы предлагаем проводить суммирование баллов по разным факторам, отдавая себе отчет в том, что такая процедура не есть достаточно корректной, а следовательно, суммарными баллами возможно пользоваться лишь как приблизительными и оценочными.

Т, = Б, + Г, + Ор, = п + Ът + 5 к,

где

1)Т, — суммарный показатель первого субтеста;

2) Б, — беглость по 1-му субтесту;

3) Г, — гибкость по 1-му субтесту;

4) Ор, — оригинальность по 1-му субтесту;

5) п — неспециализированное число уместных ответов;

6) т — число категорий;

7) к — число уникальных ответов.

¦ Субтест 2. Последствия обстановки

Задача. Перечислить разные последствия гипотетической

ситуации.

Инструкция для испытуемого. «Вообрази, что случится, в случае если птицы и животные смогут говорить на людской языке».

Время исполнения субтеста — 3 мин.

Оценивание. Результаты исполнения субтеста оцениваются в баллах по двум показателям:

1. Беглость (беглость воспроизведения идей) — неспециализированное число приведенных последствий.

1 ответ (1 следствие) — 1 балл.

Б = и.

2. Оригинальность — число уникальных ответов, число отдаленных следствий. Тут уникальным считается ответ, приведенный лишь один раз (на выборке в 30-40 человек).

1 уникальный ответ — 5 баллов.

Ор = 5*.

где Ор — показатель оригинальности, к — число уникальных ответов.

Т2 = п

где Т2 — суммарный показатель второго субтеста.

Как и в субтесте 1, направляться обратить внимание на исключение не уместных (неадекватных) ответов, в частности: повторяющихся ответ и ответов, не имеющих отношения к поставленной задаче.

¦ Субтест 3. Слова

Модификация для детей 5—8 лет.

Субтест проводится лично.

Задача. Придумать слова, каковые начинаются либо оканчиваются определенным слогом.

Инструкция для испытуемого. Складывается из двух частей:’

1. «Придумай слова, каковые начинаются на слог по, к примеру,! полка».

На ответ дается 2 мин.

2. «Придумай слова, каковые оканчиваются слогом ка, к примеру, сумка».

На ответ дается 2 мин. Время исполнения всего субтеста — 4 мин.

Оценивание. Результаты исполнения субтеста оцениваются в баллах по двум показателям:

1. Беглость — неспециализированное число приведенных слов.
1 слово — 1 балл.

Б = п,

где Б — показатель беглости, п — неспециализированное число слов.

* Как и ранее, направляться вычеркнуть повторяющиеся слова, и не учитывать неадекватные слова.

2. Оригинальность — число уникальных слов, приведенных
один раз на выборке в 30-40 человек.

1 уникальное слово — 5 баллов.

Op = 5k, где Ор — показатель оригинальности, к — число уникальных слов.

Т3 = п + 5к, где Т3 — суммарный показатель третьего субтеста (для детей 5-8 лет).

Темы изучения: Креатив | Творчество | Креативность | ТРИЗ

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector