Тема 1.1 лингвистика детской речи

Детская речь как научная дисциплина – онтолингвистика.

Практическая значимость изучения детской речи для методики развития речи детей дошкольного возраста, логопедии. Два аспекта («вертикальный» и «горизонтальный») изучения явлений речи ребенка.

Основные методы изучения детской речи. Естественные методы (наблюдение) – дневниковые записи, магнитофонные и видеозаписи поведения детей. Разновидности психолингвистических экспериментов, направленных на изучение речи ребенка. Современные способы компьютерной обработки детских текстов.

История возникновения и развития отечественной и зарубежной онтолингвистики.

Становление исследований детской речи в конце XVIII — начале XX вв. А.Н. Гвоздев и его роль в изучении детской речи. Научное значение исследований А.Н. Гвоздева, Н.А. Рыбникова. Деятельность К.И. Чуковского по сбору и анализу языковых фактов детской речи. Изучение речевого онтогенеза в 60-70 гг. ХХ века. Современное состояние лингвистики детской речи в Беларуси, ближнем и дальнем зарубежье. Школа С.Н. Цейтлин по изучению детской речи. Три направления онтолингвистических исследований.

Основные концепции освоения речи.

Теория научения (имитации), ее достоинства и недостатки. Н. Хомский и его теория врожденных знаний (универсальной грамматики). Конструктивистская теория Ж. Пиаже. Когнитивная теория Д. Слобина. Психосоциологическая концепция Л.С. Выготского, ее основные положения. Теории усвоения родного языка в отечественной психолингвистике (А.А. Леонтьев и др.). Социализация ребенка как необходимое условие возникновения и развития языка. Когнитивные предпосылки усвоения языковых явлений. Соотношение творческого и имитационного начал в овладении языком.

Факторы становления и развития речи у ребенка.

Общая периодизация речевого развития ребенка, ее соотношение с компонентами языковой способности.

Дословесный (доречевой) этап коммуникативной деятельности ребенка.

Предречевые вокализации ребенка (гуление, лепет). Восприятие ребенком речи взрослого в дословесный период. Жесты, мимика, вокализации и их функции на начальных стадиях коммуникации. Переход от лепета к словесной речи. Однословные высказывания, их основные коммуникативные функции.

Особенности начального детского лексикона. Соотношение активного и пассивного словаря в детской речи. Звукоподражательные слова и их место в начальном лексиконе. Явления лексико-семантической сверхгенерализации и их причины. Автономная детская речь (протослова). Фонетические характеристики первых слов. «Детская омонимия» как следствие несовершенства артикуляционных навыков. Особенности речи матери, обращенной к ребенку. Диалогическое взаимодействие матери и ребенка на дословесном этапе.

Освоение ребенком лексических единиц (слов и фразеологизмов).

Количественное накопление активного словаря. Освоение детьми значения слова, его этапы. Случаи расширения и сужения значения лексических единиц. Типичные словесные замены в речи ребенка и их причины. Особенности толкования значения слов детьми. Основные способы семантизации слов: опора на морфемную структуру слова, опора на звучание. Нарушение нормативной сочетаемости лексических единиц в речи детей. Особенности усвоения многозначных слов. Особенности усвоения детьми переносных значений слов, восприятия и применения фразеологизмов. «Буквальное» понимание фразеологизмов как типичная ошибка детской речи. Случаи модификации фразеологизмов в детской речи.

Освоение ребенком звуковых средств языка.

Развитие фонематического слуха ребенка. Связь звучания со смыслом слова. Переход от лепетных непроизвольных звуков к фонемам. Фонетическая характеристика первых слов. Появление фонематической речи как качественно новый этап коммуникативной деятельности. Развитие фонематического слуха ребенка. Последовательность освоения гласных и согласных фонем. Типичные ошибки в произношении слов (пропуск начальных и конечных фонем, замены и др.). Общая смягченность детской речи в раннем и младшем дошкольном возрасте. Освоение составной структуры многослоговых слов. Причины и закономерности слоговой элизии. Перестановка звуков и слогов (метатезис) как распространенное явление в речи ребенка. Освоение интонационных структур.

Переход от дограмматического этапа к освоению грамматических категорий.

Особенности синтаксической структуры однословных (голофраз) и первых двухсловных высказываний. Развитие структуры предложения в детской речи. Особенности начальных трех- и четырехсловных предложений. Овладение сложносочиненным и сложноподчиненным предложениями. Порядок слов в детских высказываниях и факторы, которые его определяют.

Закономерности освоения плана содержания и плана выражения грамматических категорий в раннем возрасте. Последовательность освоения основных грамматических категорий. Типичные формообразующие инновации (ошибки по аналогии), сопровождающие этот процесс. Особенности усвоения морфологии в дошкольном детстве. Типичные морфологические ошибки в речи детей.

Словообразовательные инновации в детской речи. Причины широкого распространения словотворчества в речи детей. Разновидности словообразования (суффиксация, префиксация и др. способы). Образование слов при одновременном использовании нескольких словообразовательных моделей. Принципы образования детьми новых слов, по Т.Н. Ушаковой. «Детская этимология» как особая разновидность модификации слов, связанная со стремлением вернуть или изменить мотивировку.

Развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста как расширение спектра речевых актов и совершенствования способов их языкового выражения.

Формы общения, которые определяют коммуникативное развитие личности ребенка. Эгоцентричная речь, ее роль. Диалогическая речь как проявление коммуникативной функции в дошкольном возрасте. Предметно-содержательный, эмоциональный, фатический и дидактический аспекты диалога. Ситуативная диалогическая речь. Контекстная форма связной речи.

Овладение способами организации текста. Анализ детских текстов с точки зрения их цельности и связности. Особенности детских пересказов и рассказов по картинкам. Особенности построения связных высказываний («коллективный монолог) в общении детей со сверстниками.

Металингвистические высказывания ребенка и их анализ.

Интерес ребенка к языковым явлениям как один из факторов, способствующих развитию речи. Способность ребенка к оценке нормативных языковых фактов в области фонетики, лексики, грамматики. Развитие металингвистических способностей ребенка.

Психолого-педагогическая характеристика билингвизма (билингвизм ранний и поздний; рецептивный, репродуктивный, продуктивный; натуральный и искусственный). Связи между языком и мышлением у билингвов. Явления интерференции и транспозиции в речи билингвов. Проблемы раннего двуязычия. Особенности русско-белорусского двуязычия у детей дошкольного возраста.

Лекция для родителей дошкольников «Развитие речи ребенка в возрасте от трех до пяти лет»

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector