Государство и право китая

Государство в Китае отличалось консервативностью. Оно не претерпело трансформаций со 2 в. до н.э. до нач. XX в. Китайская империя в течении этого огромного периода была устроена по типу восточной деспотии. Император был обожествлён, воплощал в себе всю власть и был знаком незыблемого страны. Управление империей осуществлялось через громадный военно-бюрократический аппарат. Главными имперскими ведомствами были военное, персонала, доходов, наказаний и обрядов. За ведомствами надзирала особая работа – цензорат. Эта работа имела целую армию тайных агентов, каковые докладывали о состоянии дел в империи. На наибольших должностях в ведомствах и цензорах пребывали кастраты, считавшиеся самые преданными и неподкупными государственный служащими. Территория империи делилась на округа, общины и уезды. По всей территории размешалась армия, численность которой колебалась от 1 до 5 млн. человек. Ядро армии составляли наемники – кочевники. Существовал рекрутский комплект от 18 до 60 лет. Рекрут служил пожизненно. Солдаты жили в военных лагерях. На самую страшную пограничную работу на протяжении Великой стенки направлялись за проступки госслужащие, преступники и должники. На протяжении многочисленной войны армия действовала под руководство одного генерала, назначаемого лично императором. Данный генерал приобретал высшее воинское звание – генералиссимус.

Китайское общество делилось на «добропорядочных» (знать, большие землевладельцы), «неблагородных» (небольшие землевладельцы, госслужащие, полководцы, торговцы, ростовщики), «небольшой люд» (ремесленники и свободные крестьяне), «подлых людей» (зависимые крестьяне, батраки, рабы). Данный неменяющийся строй (2 в. до н.э. – XX вв. н.э.) управляли различные семейства: со 2 в. до н.э. по II в.н.э. – семейство Хань, со II в.н.э. до IX в. – семейство Цзинь, с IX в. до XIII в. – семейство Сун, с XIII в. до второй половины XIV в. – монгольская семейство Юань, со второй половины XIV в. до сер. XVII в. – семейство Мин, с сер. XVII в. до нач. XX в. – семейство Манчжоу.

Судебная совокупность имела карательный темперамент. Окружной судья имел возможность подвергнуть телесным наказаниям уездного судью либо старосту при не хватает жёсткого наказания, вынесенного им. Обширно употреблялись пытки и публичные казни. Судебная совокупность основывалась на необычном праве, которое проистекало от учения Конфуция (Кун–цзы, 551 – 479 гг. до н.э.). Конфуций учил жить в рамках небесного закона, что даёт человеку успехи гармонии с космосом. Благодаря данной гармонии Небо и Земля верно взаимодействуют, перестают изменяться времена года. Солнце, Звезды и Луна не отклоняются от собственного пути, течёт поток воды и времени. Разделяются добро и зло, находят верное выражение гнев и радость, проясняется высшее сознание, трансформации не приводят к путанице. Мужское яркое начало (янь) и женское чёрное начало (инь) гармонично сливаются, что содействует космическому согласию.

Последователи этого учения небесный закон разглядывали как сотрудничество моральных норм (ли) и твёрдых правовых норм (фа), действующих на базе священного принципа (сяо). Фундаментальная цель этого закона – не регулирование сферы свободы личности, а репрессия, санкция, устанавливающая абсолютное повиновение старшим в широком смысле слова. Человек наказывался не только за совершённое правонарушение, но и за нарушение данной морали, даже если оно носило слишком общий темперамент. К примеру, человек мог быть приговорён к битью палками за непочтительную позу, вызывающий вид, наглый взор, усмешку и т.д.

Конфуций сформулировал «10 зол», на базе которых писались все кодификации данного периода:

1 зло – заговор, измена;

2 зло – неподчинение, непокорность;

3 зло – несправедливость;

4 зло – порочность;

5 зло – великое непочтение;

6 зло – сыновья непочтительность;

7 зло – несогласие, разногласие;

8 зло – неправедность;

9 зло – кровосмесительство;

10 зло – мятеж против власти.

Все лица, совершившие правонарушения, подпадавшие под эти «10 зол», и их близкие родственики считались не выполнившими долг подданных. Преступники, их сыновья и отцы старше 16 лет подлежали смертной казни через обезглавливание. Дамы семьи (матери, незамужние дочери, жёны, наложницы совместно со слугами) конфисковывались в качестве рабов.

Эта совокупность китайского права действовала без трансформаций более 2 тыс. лет. Она была залогом порядка и стабильности.

Цивилизация Старого Китая. Исторический документальный фильм

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector