Педагог на общих делах побуждает детей к сопереживаниям.

Совместная уборка групповой комнаты или участка, ожидание предстоящей экскурсии или подготовка к празднику, увлекательная игра или интересное занятие при целенаправленном руководстве педагога становятся средством создания у детей общих переживаний, сближающих »х.

…На участке дети увидели сломанное дерево — полечим его, подвяжем больную ветку.

…Ребята готовятся к приему гостей: у них завтра будут присутствовать мамы, папы и бабушки. Сколько волнений! Каь их принять, что показать, как проявить гостеприимство?

…Каждый день воспитатель отмечает отсутствующих детей в табеле. И даже это может стать способом вызвать у детей забот о товарище. «Кого у нас нет? Все ли сегодня пришли? Кто знает, почему нет Гриши? Как жаль, что все еще не поправился Леня: | сегодня идем на экскурсию, а он будет лишен этого удовольствия». Всего несколько фраз, обращенных к ребятам, но они заставляют их думать о том, что сегодня кого-то нет в этой дружной семье,] его ждут, ему надо посочувствовать. Так воспитатель побуждав ребят беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему.Обычнс в таких случаях завязывается обсуждение: чем его порадовать Гуляли в лесу — нашли удивительный сучок, похожий на птицу.) Эту находку передадим заболевшему, пусть полюбуется и пораГдуется! Рисовали о том, что видели на экскурсии, лучший рисунок отправим ему по почте: пусть знает, что ребята не забыли о нем.] А может быть, кто-то вылепит смешную фигурку из глины или сделает забавную игрушку из шишек? А еще лучше, если сам| ребята придумают, что сделать для товарища. Все вместе думай над коллективным письмом. Ребята диктуют — педагог пише Всегда находятся события, о которых хочется рассказать товарищ)

…После долгого отсутствия ребенок вернулся в детский cat Теперь время порадоваться его приходу, тепло встретить, рас спросить о самочувствии, рассказать о новостях. Воспитатель^ подчеркивает: как хорошо, когда все вместе.

Воспитатель содействует проявлению детьми заботы об окружающих, видя в этом истоки дружеских, товарищеских отношений.Вместе с опытом заботы о других к детям приходит понимание, что! значит «одни — за всех, все — за одного».

Педагог намеренно использует любую ситуацию, которая .ставит ребенка перед необходимостью подчиняться правилам, жизни в коллективе, заботиться друг о друге: «Помоги своему товарищу», «Принес из дома новую игрушку — покажи ее и дай поиграть с ней всем ребятам» и т. д.

Так понятия «я», «мое» расширяются до понимания «мы», «наше». Рождается гордость за коллектив: «Мы были на экскурсии, и нас похвалили за то, что мы хорошо себя вели», «Игрушки,

что мы сделали для малышей, им понравились», «Мы быстро управились с уборкой участка потому, что работали дружно, все вместе».

При целенаправленном воспитании у ребенка формируется вкус к коллективной жизни, к совместным играм, занятиям, наблюдениям. Общие дела, заботы, радости все больше доставляют ему удовлетворение, он на опыте убеждается: вместе дело спорится лучше, быстрее, игра становится интереснее, одному — скучно, вместе — веселее.

Коллективизм быстрее формируется там, где детская жизнь насыщена событиями, объединяющими ребят в единую семью.Надежда Константиновна Крупская советовала: «С самых ранних лет необходимо ставить ребенка в такие условия, чтобы он жил, играл, работал, делил свои радости и горести с другими детьми. Необходимо, чтобы эта совместная жизнь была как можно полнее, радостнее, ярче»’.

Воспитание коллективистов осуществляетсяв совместной деятельности детей.Общие дела, игры, труд дают детям возможность упражняться в умении строить отношения друг с другом, руководствуясь правилами, обязательными для всех. Чтобы вместе действовать, от детей требуется взаимопонимание, необходимость считаться друг с другом, оказывать помощь, быть доброжелательным, воздерживаться от эгоистических побуждений. В общем, ребенку приходится тормозить свои желания ради коллективного «мы», ради общих интересов.

Задача воспитателя — руководить детской деятельностью, придавая ей общественную направленность. Совместную деятельность можно считать воспитывающей, если она формирует у детей нравственные чувства и поступки, вызывает доброжелательность, стремление помогать друг другу, добиваться общими усилиями поставленной цели.

В формировании у детей коллективизма особое место принадлежит игре. Объединяясь в игровые коллективы, дети учатся умению действовать сообща, приобретают опыт общественных отношений. Воспитатель, руководя играми, придает отношениям детей дух доброжелательности, учит их проявлять внимание к партнерам, уважать мнение большинства, делиться игрушками, договариваться, следовать правилам игры, а при необходимости уступать, ждать, помогать.

Постоянное и непрерывное общение детей на протяжении всего дня в самой различной деятельности благодаря целенаправленному руководству воспитателя становится важнейшим средством формирования коллективизма.

Педагог использует любую ситуацию для сближения детей.

…В младшей группе не вышла на работу няня. Старшие решают помочь малышам.

Крупская Н. К. О дошкольном воспитании, с. 117.

«На память детскому саду»

— Мы сами справимся с посудой,— говорят дежурные nl столовой,— а наша няня поможет маленьким.

— Конечно, справимся сами! — подхватывают ребята.— Мы большие. Не оставлять же малышей без няни!

— Правильно, она малышам нужнее,— говорит воспитателя Незаметно ^ля детей он помогает им договариваться, что можнМ сделать самим, как распределить обязанности.

Общие дела и заботы сближают детей, вызывают у них чувств ответственности за порученное, а если необходимо, то и умения поступиться своим личным: повременить с игрой, с любимым занятием, отложить забавную игрушку, отменить на время затеи ради главного — задуманного коллективом.

Важно дать детям почувствовать себя творцами общих дел для других: «Это сделали мы для малышей», «Порадуем наших мам», «Сделаем приятное для воспитателя, няни».

.

Хорошо, когда дети становятся участниками добрых дел, выходящих за пределы своей группы.

…В конце лета собрали ребята семена цветов, высушили и положили на хранение до весны. А сеять их будут другие ребята, которые перейдут в следующую возрастную группу. Цветы запестрят на клумбах тогда, когда они, самые старшие, уже станут школьниками.

— Пусть красивым останется наш участок для других ребят!

— А когда и те ребята подрастут и будут собираться в школу, то они поступят так же, как мы,— говорят выпускники детского сада.

Привлекая детей к участию в полезных делах для других, воспитатель разъясняет им, почему это необходимо: посыплем песком дорожки, чтобы никто не поскользнулся, подарим малышам игрушки-самоделки, ведь сами они не сумеют сделать такие.

Научить отдавать, а не только брать — одно из условий воспитания коллективизма, иначе в ребенке будет зреть эгоизм, и все помыслы его будут устремлены на собственные удобства. В практике же иногда бывает так. Стараясь показать заботу взрослых о детях, им говорят: «Посмотрите, как у нах; хорошо. Это для вас постарались строители», «Видите, как чисто, какой порядок? Это для вас сделала няня», «Какой вкусный обед для вас приготовил повар», «Эти игрушки чинили для вас ваши папы и мамы» и т. д. Если воспитанники часто слышат «для вас», «вам», то они невольно усваивают мысль: все, что их окружает, предназначено им. Только им. Это воспринимается как должное, и у детей зреют потребительские наклонности, эгоизм, а чувство коллективизма приобретает уродливые формы: «Зачем пришли на наш участок? Выращивайте свой урожай! Имейте свои игрушки, а наши не трогайте! Зачем малышам отдали наших попугайчиков?» — говорят в таких случаях воспитанники одной группы ребятам других групп. Вот почему, подчеркивая мысль, что о детях заботятся, педагог одновременно учит их проявлять внимание и заботу о других.

При правильной организации детский коллектив становится исключительно сильным средством воспитания. Педагог, опираясь на мнение детей, имеет возможность влиять на всех детей и на каждого в отдельности.

Мнение коллектива как фактора, воздействующего на отдельного ребенка, нельзя недооценивать, но нельзя и переоценивать и потому злоупотреблять им. Уже малыши испытывают чувство неловкости и стыда за плохой поступок, особенно если о нем рассказывают при всех детях. Это очень сильный способ воздействия на детей любого возраста, а в отдельных случаях он равен наказанию. Поэтому его можно применять лишь в крайних, исключительных случаях, когда другие, более мягкие способы, применяемые ранее, не имели успеха. Если детский поступок часто подвергается общественному осуждению, то вольно или невольно притупляется чувствительность ребенка.

Особенно не безразлично общественное мнение старшему дошкольнику. Оно становится большой побудительной силой в дальнейшем развитии его коллективности. Оценка воспитателя на виду у ребят — «Ты хороший товарищ» или: «Это не по-товарищески» — приобретает для него особое значение: все слышат, как о нем отзывается воспитатель. Такой прием одновременно воспитывает и всех, кто находится рядом: поощрение вызывает желание подражать, порицание заставляет задуматься, не повторять того, что дружно осуждено.

Воспитатель при помощи общественного мнения старается закрепить пример положительных дружеских взаимоотношений детей. При случае он отмечает: «Валя настоящий товарищ — сам вызвался помочь Лене», «Лиля всегда делится тем, что у нее есть, с другими, поэтому и ребята ничего для нее не жалеют», «Таня помогла в беде Насте. Так всегда поступают настоящие друзья».

Таким образом, пример товарищеских проявлений одних детей воспитатель стремится сделать достоянием других, создать у них желание подражать.

Через формирующийся детский коллектив воспитатель оказывает влияние на отдельных детей, старается излечить их от таких проявлений, как эгоизм, жадность, потребительство, избалованность, мешающих им почувствовать преимущество жизни в обществе сверстников.

Ведь, например, ребенок, склонный к проявлению жадности, всегда на страже собственности. Охраняя свои личные интересы,’ он не способен поделиться чем-то своим с товарищем. Маленький] плюшкин предпочтет играть один с дорогой его сердцу игрушкой/ принесенной из дому, лишь бы не отдать ее другому. Собираясь | строить, запасает детали в таком количестве, что половина оказывается неиспользованной. А садясь рисовать, зажимает в кулаке! цветные карандаши, предназначенные на четверых. Такие дети! часто ссорятся из-за того, что не в силах уступить, отдать, раз-] делить по справедливости. У этих детей с трудом возникают дружеские отношения со сверстниками.

…Андрей быстро привык к детскому саду, но его капризы избалованность нередко служили почвой для раздоров с ребятами. Тогда, когда он не хотел уступать, он с гордым видом покида; играющих и устраивался играть один.

— Ну и не надо! Ну и подумаешь! Один без вас обойдусь!

Его неумение считаться с другими детьми давало о себе знать на каждом шагу: «Пойду в первой паре», «Сначала я, а уж ТВ потом», «Это мое место» и т. п.

Как поступает педагог в подобных случаях? Прежде всегс он старается дать возможность ему почувствовать свою равнозначность с другими детьми.

Вот возникает спор.

— В уголке природы всегда буду дежурить только я! — заявляет Андрей с присущей ему категоричностью.

— Это почему же только ты? Мы тоже хотим,— оспаривают свое законное право ребята.

— А я больше вас хочу!

Воспитатель объясняет Андрею, что в детском саду все дети по очереди дежурят, что все хотят ухаживать за обитателями уголка природы, а не только он один.

— Тогда я совсем никогда не буду дежурить! — заявляет мальчик.

— Хорошо, все станут ухаживать за белкой и рыбками, один ты не будешь,— соглашается воспитатель.— А если надумаешь дежурить по очереди, наравне с другими ребятами, то скажешь…

Для избалованного мальчика это неожиданность: его не уговаривают. А ведь дома его упрашивали, и лишь после долгих уговоров он иногда снисходительно соглашался и уступал. А здесь? Видеть, как все ребята занимаются любимым делом, а самому не участвовать в нем было выше его возможностей!

Вечером, уходя домой, мальчик, уже одетый, заглянул в группу:

— Я буду дежурить, как все, по очереди.

Воспитатель терпеливо изо дня в день помогает ребенку осознавать, что он один из многих, таких же, как он сам: его капризное, собственническое «мое», «дай», «хочу» наталкивается на коллективное «это надо», «можно», «нельзя», «нужно».

Одновременно педагог старается убедить родителей в необходимости поддерживать ее требования: благодаря единству воздействий можно рассчитывать на успех.

Педагог воспитывает в каждом ребенке такие качества личности(организованность, общительность, отзывчивость, щедрость, доброжелательность), которые помогают врастанию в общество сверстников.

Чувство коллективизма рождается тогда, когда ребенок впервые начинает понимать, что рядом с ним такие же, как он сам, что свои желания необходимо соразмерять с желаниями других. Вся жизнь детского сада, управляемая педагогом, и правила, с которыми он знакомит каждого ребенка, содействуют этому.

Играть, заниматься, трудиться, спать, гулять надо тогда, когда это делают все дети.

Ты обязан считаться с общим замыслом игры, подчинять ему свои действия.

Не только тебе принадлежат книги, игрушки, главные роли в играх, на вечерах досуга, на праздниках,— на них имеют право все дети: таков закон справедливости.

Ты не один, вас много. Придется подождать, повременить, уступить. Ты такой же, как все.

Постоянно напоминая отдельным детям эти правила жизни в обществе сверстников, воспитатель подводит каждого ребенка к осознанию: правила для всех — это прежде всего правила и для него.

Задача педагога — воспитывать в детях чувство ответственности перед коллективом за свое поведение.*Он разъясняет, что оти поведения каждого зависит правильное течение жизни в группе.»

…Валя напроказила: стала играть с водой и забрызгала пол в умывальной комнате. Пока вытирали, дети, столпившись, ждали.I А тем временем остыл суп.

— Видишь, как нехорошо получилось: всех подвела,— под-1 черкивает педагог.

Воспитатель старается вызвать у детей чувство ответственности J за допущенную оплошность, помогает им увидеть свою вину и нЛ прятаться за спину товарища.

…Дети, вопреки правилам, стали высоко подбрасывать мяч в j помещении. И вот с грохотом рушится только что законченная™ постройка. Ищут виновного. Вот он — тот, который бросил не-1 удачно мяч. Но воспитатель объясняет ребятам: виновны все, так! как все нарушили правило,— ведь знали, что в помещении так не! играют с мячом. Почему же должен отвечать только один? ИгралиЯ все, и в ответе — все.

Постоянно находясь в детском саду, малыши начинают про-] являть симпатию друг к другу, у них возникает потребностьЯ объединяться именно с конкретными детьми. Иногда это неболь-Я шая группка в 3—4 человека, которую всегда можно видеть в одном и том же составе, занятыми каким-либо интересным для ниш делом.

Воспитатель поощряет детскую дружбу, основанную на равенстве, отзывчивости, стремлении выручить товарища, помочь друг другу. Регулирует отношения детей, подсказывая, как! они должны вести себя по отношению друг к другу.’

— Что же ты жалуешься на свою подружку? — обращается 1 педагог к девочке, склонной к постоянным жалобам.— Настоящий друзья так не поступают. Вы уже большие, учитесь договариваться сами.

В другом случае педагог напоминает:

— Если товарищ не знает, как надо поступить, научи еНН объясни.

Или:

— Поделись с Костей кубиками. Друзья ничего не жалеют друг I для друга.

Воспитатель разъясняет, что значит дружить: тот, ктоН дружит, всегда заботится о друге, не ссорится, умеет уступитьЯ делится игрушками, сладостями. При этом взрослый подчерки^ вает: так поступают не только ради друга, но и со всеми ребятами. Педагог добивается, чтобы дружба между детьми была не толькв чем-то личным, обособленным от остальных детей, а приобреталаЯ коллективную направленность. С этой целью она ставит и пример дружбу отдельных детей, использует х у д о ж е

На старших детей глубокое впечатление производят рассказы ! О. Секора «Петя молодец», В. Донниковой «Самое лучшее»,!

А. Барто «Вовка — добрая душа», С. Михалкова «Как друзья познаются» и др.

Литературные герои, близкие и понятные детям, являются для них положительным примером. Педагог использует в повседневной жизни знакомые детям произведения: «Поступил, как Петя — молодец, и потому тебя можно назвать настоящим товарищем». Или: «Наш Слава точно Вовка — добрая душа: всегда заботится о других».

Воспитатель внимательно изучает, на чем основана дружба между отдельными детьми: на равенстве или подавлении? Каковы мотивы взаимного тяготения друг к другу? Ведь часто случается, что ребенок с сильным характером диктует свои требования, а другой беспрекословно ему подчиняется. Такая дружба мало приносит пользы в нравственном становлении личности, в формировании подлинной коллективности.

…Рита умеет заинтересовать ребят своей выдумкой, привлечь своим умением смастерить, вырезать, склеить. Дети с удовольствием с ней играют.

Конечно, организаторские способности ребенка надо всячески поддерживать. В дальнейшем эта способность пригодится ему в учебе, в труде, в личной жизни. Но нельзя, чтобы инициатива вожака подавляла инициативу других. Стоит присмотреться повнимательнее, на чем основано взаимное влечение Риты и детей? Кто постоянно играет с ней? Может ли по собственному побуждению она уступить ведущую роль?

Оказывается, что играют с девочкой одни и те же дети, легко подчиняющиеся ее сильной натуре. Контакт между девочкой и этой группой детей построен на подчинении. Зато там, где она не имеет возможности командовать, она не уживается. Девочка то и дело бежит с жалобами: «А он не хочет. А он не уступает. Почему он не отдает, я же первая…» и т. д. Уступать, считаться с замыслом других, выполнять рядовую роль девочка не желает.

Данный пример свидетельствует о том, что воспитатель не может быть удовлетворен внешне благополучными отношениями детей-организаторов и детей, находящихся в подчинении. В подобных случаях от воспитателя требуется тактичное, очень деликатное вмешательство, не ломающее детских влечений, но позволяющее ему активизировать пассивных и сдерживать вожаков.

Руководство воспитателя отношениями между подчиняющими и подчиняющимися детьми идет как бы в двух направлениях: одних — сдерживает, дает понять, что не только один он умеет и может, но и его товарищи; других — поощряет, воодушевляет, вселяет в них уверенность.

Воспитатель тактично управляет взаимоотношениями внутри детских группировок. Например, при случае говорит:

— Сегодня, наверное, Катя будет воспитателем? Она добрая девочка, хорошо умеет помогать малышам и сказок много знает —

настоящая воспитательница! Этим самым педагог старается вселить уверенность в ребенка, который почти всегда на незаметных ролях. Попутно хвалит того, кто уступил главную роль:

— Рита молодец: любит свою подружку и потому уступает ей Хвалить за умение уступать — значит стимулировать сдержан

ность — качество, необходимое ребенку с сильным характером. «Воспитание справедливых вожаков, организаторов является существенным фактором становления коллектива детей. Задача педагога заключается, в том, чтобы своевременно оценивать и правильно направлять инициативу ребенка, не давая развиться у него чувству превосходства, тенденции к подавлению других детей. И если воспитателю удается поставить перед детьми значимую для них цель и привлечь к общему делу, к игре как «вожаков», так и ребят, пока еще менее инициативных, то взаимоотношения станут формироваться как коллективные»1.

Важно добиваться, чтобы дружба между отдельными детьми внутри детского коллектива принимала общественную направленность.С этой целью педагог, руководя отношениями детей, стремится вырабатывать у них желание быть примером для других.

Бывает, что дружба между отдельными детьми не способствует воспитанию коллективности. Подтвердим примером.

…Валерик и Никита — неразлучные друзья. Их всегда можно видеть вместе, и между собой они не ссорятся. Однако их дружба идет во вред другим: умея договариваться между собой, считаться с интересами и замыслами друг друга, они противопоставляют себя всей группе — задираются с ребятами, обижают девочек, отбирают у них игрушки, поддразнивают тех, кто послабее, помладше. Они солидарны и в своих проказах, непослушании: то с прогулки их не дозваться, то на занятие не торопятся, и все ребята вынуждены их ждать.

Ясно, что такую дружбу нельзя ставить в пример. Но педагог допустит ошибку, если попытается разъединить мальчиков. Важно отыскать пути и средства, с помощью которых дружба детей начнет постепенно обретать общественную направленность. Как этого добиваться?

Прежде всего нельзя не учитывать, что формирование общественной направленности дружбы детей — процесс длительный и сложный. Приходится думать сразу над решением многих задач— воспитывать дисциплинированность, послушание, ответственность у ^.мальчиков за собственное поведение, желание за-1служить положительную оценку педагога и детского коллектива. С этой целью педагог опирается на возрастающее у Валерика и] Никиты чувство собственного достоинства. Так, например, он’ подчеркивает:

— Настоящие друзья у нас — Рита и Настя: они — пример

‘ Нравственное воспитание в детском саду/Под, ред. В. Г. Нечаевой и Т. А. Марковой. М., 1978, с. 187.

для всех. Они и между собой дружат и с другими ребятами не ссорятся. А Валерик и Никита еще не научились ладить со всеми. А вот еще случай для разговора с мальчиками:

— Вера и Надя заступились за маленькую Таню. И хотя сами невелики, а не побоялись обидчика выше их ростом. Дружба тем и сильна, что помогает выручать попавшего в беду.

Или еще:

— Вы заставили всех ребят ждать себя. Это не по-товарищески. Если один не слышал, что звали с прогулки, другой должен был сказать об этом. Видишь, подвел и своего друга, и всех ребят.

Педагог использует дружбу отдельных детей в целях формирования у них общественных навыков жизни в среде сверстников.

Чтобы вырастить в ребенке настоящего коллективиста, надо чаще обращать его к примерам отношений советских людей.Старшие дети проявляют интерес к общественным событиям, происходящим в нашей стране. Важно удовлетворять детское стремление узнавать как можно больше о делах советских людей, показывая на повседневных примерах, что эти отношения строятся по принципу «человек человеку — друг, товарищ и брат».

С этой целью педагог организует наблюдения детей за окружающей жизнью, насыщенной фактами заботы человека о человеке. Эта задача решается на занятиях, экскурсиях, прогулках, а также в самом обычном, повседневном.

…На перекрестке улицы внезапно остановился троллейбус, беспомощно покачивая соскочившими с проводов штангами.

Дети с любопытством наблюдают, что же будет? С четырех сторон прибывает транспорт, а ехать нельзя. Но на выручку бегут водители других троллейбусов. Они дружно подталкивают машину. Штанги достают до проводов, и… троллейбус отправляется в путь.

— Если бы не водители других троллейбусов, долго пришлось бы ждать, когда наладится движение! — восклицают ребята.

С помощью воспитателя они подводят итог тому, что видели: аварию быстро ликвидировали потому, что все, кто мог, устремились на выручку!

Дети Советской страны растут в атмосфере заботы людей друг о друге. Воспитатель вычленяет из множества событий наиболее близкие и доступные детскому пониманию, с тем чтобы ребенок ощутил свою причастность к жизни советских людей.

…Переезд в новый дом — всегда радостное событие для семьи, пробуждающее у ребенка чувство признательности к тем, кто позаботился о его близких, о нем и о других новоселах.

…Сегодня мама пришла в детский сад раньше обычного: рядом открыли новую станцию метро, теперь они будут добираться и до дома быстрее.

…В подшефном совхозе, что шлет городу ранние овощи, созрел богатый урожай. Чтобы его убрать без потерь, необходима помощь. Рабочие завода, где трудятся родители воспитанников, отправляются на сбор урожая.

Разведопрос: Егор Яковлев и Михаил Попов о роли Ленина и Сталина в мировом коммунизме

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector