Европейская культура нового времени

Реформации и Эпоха Ренессанса ознаменовали кризис культуры Средневековья и подготовили землю для трансформации культурного типа в Западной Европе.

Смена типа культуры фиксируется новой картиной мира. Она сложилась на базе научной революции XVII в., как следствие интеллектуального труда Кеплера, Галилея, Декарта, Ньютона. В отличие от средневекового христианского Космоса, сотворенного и управляемого Всевышним, современная Вселенная явилась безличным феноменом. Она складывалась из материальных частиц, каковые двигались в нескончаемом нейтральном пространстве в соответствии с несколькими поддающимися материальному анализу ключевыми принципами – такими как гравитация и инерция. В данной Вселенной Почва вращалась около Солнца, Солнце воображало собой одну звезд, коих очень много, а Земля – одну из планет: ни Солнце, ни Почва не являлись центром Вселенной. И мир небесный и мир земной были подвластными одним и тем же законам, между ними провалились сквозь землю прошлые четкие разграничения. С того времени Всевышний виделся вечно удаленным от Вселенной творцом, главным разумом. Космос владел собственной онтологической действительностью, которую человек постигал собственными силами. Мир предстал огромным механизмом. Связи между сущностями и предметами в нем стали не божественными установлениями, а физическими законами. математик и Известный философ Лейбниц (1646-1716) назвал такое представление о Вселенной предустановленной гармонией, что стало общекультурной парадигмой эры. Рационалистическая мысль гармонии переживалась и осуществлялась как регулятивный принцип творчества: и как основной побуждающий стимул, и как канон композиции.

Такое миропонимание выяснило характерные черты культуры Нового времени: деизм, сциентизм, рационализм. Еще в основном утвердились антропо- и европоцентризм.

И не смотря на то, что изучение органической природы Почвы в XIX в. внесло собственные коррективы в научную (физическую) картину мира – мир, по эволюционному учению Дарвина принял образ организма, – характерные черты культурной эры сохранились.

Наука выделилась в культуры и самостоятельную область познания. По собственной значимости наука уравнялась с философией и выступила главным средством покорения природы.

Посредством открытых универсальных естественно-научных законов философы Нового времени создавали модели публичного устройства (в XVII в. Гуго Гроций, Гоббс, Локк, Спиноза; в XVIII в. Вольтер, Руссо, Монтескье) на базе естественного права и публичного соглашения. В соответствии с этим теориям, государство и право созданы не Всевышним, а публичным контрактом людей в соответствии с законами людской разума. К примеру, Т. Гоббс (1588-1679) писал, что «соперничество в добывании достатков, почестей, руководства либо второй власти, ведет к распрям, неприязни, войне, потому что один соперник идет к достижению собственного жажды методом убийств, подчинения, вытеснения либо отталкивания другого. …До тех пор пока люди живут без неспециализированной власти, держащей всех их в страхе, они будут в том состоянии, которая именуется войной, в частности в состоянии войны всех против всех». Дабы избавиться от пагубного состояния, люди должны собственные права передать стране. Так, получалось, что в стране и в мире действуют не воля Всевышнего, не высокая мораль, а здоровое чувство и эгоистический расчёт самосохранения.

В качестве главных средств построения разумного общества ученые XVIII в. внесли предложение воспитание и просвещение. (Исходя из этого XVIII в. принято именовать веком Просвещения, со своей стороны, XVII в. – веком Рационализма, а XIX в. явился веком хорошим). Невежественный человек не может быть свободным. Разум был заявлен высшим судьей всего существующего. Главные идеи просветителей о свободах и правах человека нашли отражение в «Декларации прав гражданина и человека» (1789).

До тех пор пока ученые прославляли человеческий разум, шла поляризация и быстрая дифференциация европейского общества. Дворянство, крестьянство, буржуа и пролетарии пребывали в мире собственных субкультур со собственными ценностными и художественными предпочтениями. «Третье сословие» решительно набирало силу, став материальным носителем рационализма.

Художественная культура сохранила со времен Восстановления собственный большой престиж. Новое время подарило человечеству великих мастеров. Но в следствии разделения искусств среди живописцев провалились сквозь землю универсальные личности. Главными стилями и художественными направлениями данного периода были в XVII в. барокко (скульптор и архитектор Л. Бернини, художник П. Рубенс), классицизм (живописец Н. Пуссен, писатели П. Корнель, Ж.-Б. Мольер); в XVIII в. показался стиль рококо (живописец О. Фагонар), художественное течение сентиментализма (Ж.-Ж. Руссо). В XIX в. стилевой рисунок еще более усложнился: модернизм, романтизм, реализм.

Культура Нового времени покинула шедевры музыкального творчества Баха, Бетховена, Гайдна, Глюка, Страницы, Моцарта и др.

Не обращая внимания на пестроту событий, политических, философских и научных воззрений, разнообразие художественных стилей и направлений, культура XVII – начала XX в. была целостна.

Первым кирпичиком публичного бытия была новая техника (средства производства). Она определяла вид капиталистической совокупности. Под ее диктатом изменялась структура населения: сельское – городское; буржуа, рабочий, технический эксперт. Под ее диктатом рос образовательный ценз: в первой половине XIX в. сложилась совокупность профобразования, во второй – общее начальное обучение в Англии, Японии. Производство формировало национальные интересы, определяло внутреннюю и внешнюю политику: протекционизм и меркантилизм, торговые и колониальные войны. Производство обусловливало ритм муниципальный судьбы, закладывало базы рабочий этики. Развитие техники немыслимо без развития научной мысли. И наука стала кровеносной системой и душой для материального технического тела. Удачи их плодотворного сотрудничества породили веру во всемогущий человеческий разум, поступательный темперамент прогресса.

Культура Нового времени была революционна по духу: она поменяла совокупность взоров на мир, социальную структуру общества, политическое устройство стран, личностную ориентацию. Практически она заложила новую социальную матрицу, придающую направленность всей совокупности социокультурных взаимоотношений.

Культура XVI — XVII столетий. Зарождение классицизма. (рус.) Новая история

Похожие статьи:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector